Наталья Корнеева
Как игрушки лечат…
▼ Скачать + Заказать документы
Игрушка это любой предмет, используемый ребенком в игре. Психологи исследовали, могут ли дети применять предметы – заместители: например, играть бруском как машинкой или ластиком как кусочком мыла. Оказалось, что для умственно отсталых детей эти действия практически не возможны. Чем лучше ребенок может обосновать связь между реальным предметом и предметом – заместителем, тем лучше он готов к школе.
Публикация «Как игрушки лечат…» размещена в разделах
Как игрушки лечат? Игрушки для помощи маленькому пациенту, начала применять в психоанализе немецкий психоаналитик М. Кляйн. Это были простые немеханические игрушки: маленькие деревянные мужчины и женщины, машины, тележки, качели, поезда, самолеты, животные, кубики, дома, мячи. Для творческого самовыражения в комнате были также бумага, ножницы, клей, карандаши, мелки и тазик с водой. Ребенку не указывали, во что играть: он сам выражал с помощью игры свои переживания, фантазии и тревоги, а психолог лишь пыталась понять и интерпретировать их, то есть сообщить ребенку, что с ним происходит.
Какие игрушки помогают проживать свои проблемы и преодолевать их?
Первая группа
:
Игрушки помогающие осваивать мир взрослых. Это докторский набор, набор посуды и игрушечных продуктов, машинки, набор для игры в магазин, кукольный дом с мебелью и кукольной семьей. Последний можно сделать самим – из коробки для обуви, кукол разных размеров и самодельной одежды: это гораздо «человечней», чем интерьеры Барби. Сюда относятся и куклы, одетые как строительные рабочие, полицейские, врачи, моряки, космонавты и т. д. Для девочки важно проигрывание роли женщины – для этого ей нужны одежда, косметика, украшения. Не пожалейте для дочери использованных тканей, помады, пузырьков от духов, красивого куска ткани, кружевной рубашки.
Вторая группа
:
Игрушки для отреагирования (этим термином психологи называют выражение, выброс отрицательных эмоций); пистолеты, наручники, резиновый нож, солдатики, а также агрессивные животные – тигр с открывающейся пастью, змея, крокодил, лев. Военные игрушки для мальчика – это не только способ выражения отрицательных эмоций, но и возможность освоения мира взрослых, примеривание роли героя – спасателя. По этому поводу вспоминаются слова одного очень опытного психоаналитика: «Пусть лучше ребенок в 3 года стреляет из игрушечного пистолета, чем в 30 лет – из настоящего.».
Третья группа
:
Игрушки выполняющие защитную функцию помогают ребенку почувствовать себя в безопасности. Английский врач и психоаналитик Д. Винникот ввел понятие «переходного объекта». Это предмет, присвоенный младенцем и ставший для него важным. Малыш спит с мягкой игрушкой, сосет или мнет одеяло и это помогает ему пережить моменты одиночества и неуверенности; такие вещи утешают, действуют как успокоительное. «Эти предметы, - писал Винникот в книге «Разговор с родителями», - на полпути между тем, чтобы быть частью младенца и быть частью внешнего мира.» Они могут сохранятся до школы как игрушка, с которой ребенок укладывается спать.
Другой вид защиты – это построение убежища, например под столом или в углу. Это «свой домик» - индивидуальное пространство, принадлежащее только ему. В игровой комнате можно поставить дом – стенку, в котором занавесить окна. Ребенок там может лечь спать, звонить кому-то понарошку по телефону или кушать. Он может позвать взрослого в гости, например на день рождения. Выход ребенка из убежища бывает похож на второе рождение. Так, пятилетняя Катя на одном из сеансов вдруг стала вылезать из нижнего окна домика вперед ногами. Она говорила, что она – Баба Яга, вылезает из печки. Оказывается, она действительно рождалась ножками вперед.
Четвертая группа
: игрушки – песок и вода. Они тоже выполняют функцию ослабления эмоций, их возможности безграничны, по желанию ребенка они могут превращаться во что угодно. Не существует правильного или не правильного способа игры с ними, поэтому ребенок всегда может быть уверен в успехе. Это особенно полезно для застенчивых и замкнутых детей. Кубики тоже можно отнести к этой группе – их можно швырять, а можно строить из них дома. «Все это позволяет ребенку почувствовать, что значит созидать и разрушать» пишет Г. Лендрет в своей книге «Игровая терапия: искусство отношений». Другие материалы для творческого самовыражения – пластилин, глина, тесто, ножницы, клей, бумага. В книге Д Эйнон «Творческая игра» приводиться множество видов игр с ними: грязная игра, спокойная игра, игра – работа. Для таких игр рекомендуется выделять определенное место и время. Вообще твердые ограничения очень важны для ребенка – это стены, на которые он может опереться, внутри которых чувствует себя в безопасности.
Пятая группа
: настольные игры. Очень важная игра для развития целеустремленности – это мишень с дротиками, настольный футбол, подкидные колпачки и т. д., формируют азарт, соревновательность.