Ильина Татьяна Николаевна
Консультация для родителей «Как играют дети»
А. С. Макаренко писал: «Игра имеет большое значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, что у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков он будет в работе, когда вырастет». Многие родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельность, покупают игрушки, но никогда не задумываются каково значение детских игр.
Публикация «Консультация для родителей „Как играют дети“» размещена в разделах
Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, в которой происходит психическое развитие, формирование личности в целом. В игре отражаются различные события и явления общественной жизни, взаимоотношения детей. Развитие сюжетов детских игр идё т так: от бытовых игр к играм с производными сюжетами, затем к играм с сюжетами, отражающими окружающую действительность, общественные события. Это развитие связано с расширением кругозора ребёнка, от его жизненного опыта, от окружающего мира. Однако многие сюжеты игр детей младшего и старшего дошкольного возраста одинаковы, они могут играть в «семью», «магазин», «театр», «доктора», «войну», «строительство».
Содержание игры может быть различным в играх с одинаковым сюжетом; оно зависит от того, что именно становиться для ребёнка главным в той деятельности взрослого, которая отражается в игре. Содержание игры в «доктора» различно у малышей и старших дошкольников. Выстукивание «больного», выслушивание, лечение и различные действия с трубкой, пинцетом или шприцом – содержание игры малышей, они подражают действиям взрослых людей с предметами.
В среднем дошкольном возрасте дети воспроизводят уже отношения между доктором и сестрой, доктором и больным, т. е. изображают определённые отношения между людьми.
Старшие дошкольники отображают в игре заботу о больном, что и составляет главную роль врача в обществе. Развивается и содержание ролевых игр: сначала дети воспроизводят действия взрослых с предметами, затем отношения между людьми.
В игре ребёнок «схватывает» общественную сущность деятельности взрослых. Значит, игра через своё содержание выводит ребёнка за пределы узкосемейного круга.
Дети учатся играть с помощью взрослых. Когда мы знакомим детей с окружающей действительностью, раскрываем им в доступной для них форме общественные действия людей и отношения между ними, взрослые тем самым способствуют развитию игры, т. е. её содержанию.
Дети, подражают взрослым, поэтому в игре воспроизводят отношения взрослых, которые наблюдают в семье, на улице. Вместе с этим он сам проникает соответствующим отношением к другим людям. Если в игре ребёнок ласков со своей куклой, убирает игрушки, выполняет взятые на себя в игре обязанности и подчиняется игровым правилам, то у такого ребёнка в игре развивается бережное отношение к вещам, трудолюбие, дисциплинированность, общительность и другие ценные качества. Вот поэтому далеко не безразлично, во что и как играют дети.
Родители должны интересоваться играми своих детей, расширять их сюжеты, насыщать их таким содержанием, которое будет благотворно влиять на воспитание детей. Вам, родителям, необходимо помнить, что игра для ребёнка – это часть его жизни, она влияет на всестороннее развитие вашего ребёнка.
Играйте с детьми, совместные игры родителей и детей эмоционально обогащают детей, удовлетворяют потребность детей в общении со взрослыми, растёт авторитет матери и отца в глазах ребёнка, вы становитесь ближе к своим детям.