наталия дудкина
«Как хлеб на стол пришел». Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром
занятие предназначено для детей подготовительной группы. автор воспитатель ДОУ №12 г. ТуймазыПрограммное содержание:
образовательные: формировать первичные представления о труде хлебороба (комбайнера, тракториста, пекаря, мельника, продавца) и их роли в обществе и жизни каждого человека; закрепить последовательность выращивания хлебных злаков; познакомить со строением колосьев ржи и пшеницы; учить визуально различать ржаную муку от пшеничной.
Публикация «„Как хлеб на стол пришел“, Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
развивающие: развивать умение вступать в диалог; развивать память, внимание, логическое мышление, эмоциональную сферу ребенка; расширять кругозор, поддерживать интерес к познавательной деятельности.
воспитательные: воспитывать бережное отношение у труду людей и их результату. Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением сельскохозяйственных работ по выращиванию хлеба. Чтение художественной литературы. Заучивание пословиц и поговорок о хлебе, отгадывание загадок, разучивание физминутки «Колосок», пальчикоывая гимнастика «Пироги пшеничные», хороводная игра «Ваня».
Материал: колосья пшеницы и ржи, зерна пшеницы и ржи, хлеб пшеничный и ржаной, картины с изображением сельскохозяйственных работ, серп.
Словарная работа: пшеничная, ржаная, хлеборобы, зерновые культуры, злаки, ость, комбайнер, элеватор, сеялка, серп.
Методические приемы: сюрпризный момент, приветствие, чтение стихотворения, вопросы, загадки.
Ход:
Организационный момент.
Вос-ль:-Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Вос-ль: -Дети, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите улыбки друг другу и гостям.
Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй небо голубое!
Здравствуй вольный ветерок!
Здравствуй крепенький дубок!
Мы живем в родном краю!
Всех я вас приветствую!
Вос-ль: -Родной край это наша Родина, где мы живем. Это наш дом, это все что нас окружает.
Вос-ль: -А в какой стране мы живем?
Дети: -В России.
Вос-ль:- Россия… Какое красивое слово!
И роса в нем, и сила, и синие просторы.
Глубоки у нас моря,
широки у нас поля,
изобильная, родная,
щедрая наша земля.
Вос-ль: -А что значит шедрая земля?
Дети: -Наша земля богата лесами, хлебами, полезными ископаемыми, медом, лекарственными травами.
Вос-ль: -Верно, все эти богатства дарит нам земля.
(вносят посылку, воспитатель читает кому, от кого).
Вос-ль: -Давайте попробуем отгадать что внутри по запаху. Загадка.
Отгадать легко и просто
Мягкий, пышный и душистый
Он и черный он и белый
А бывает и румяный.
Вкусней его на свете нет. (хлеб) (достает хлеб)
Вос-ль: -Нам прислали две булки хлеба. Этот хлеб белый-пшеничный, а этот черный ржаной. Повторите.
Дети: -Пшеничный, ржаной.
Сообщение темы занятия.
Вос-ль: -Сегодня мы поговорим о хлебе, откуда и как он попадает к нам на стол. - А кто знает из чего делают хлеб?
Дети: -Хлеб пекут из муки.
Вос-ль: -А что такое мука?
Дети: -Муку получают из зерен пшеницы и ржи.
Вос-ль:-Давайте поближе познакомимся с зернами пшеницы и ржи. (воспитатель показывает колоски)--- что это?
Дети: _Колоски.
Вос-ль: -Колоски как будто дом,
Много комнат в доме том
В каждой комнате зерно
Спелой зрелость полно. (показывает и называет колоски ржи-ржаной колос, пшеницы-пшеничный колос).
Вос-ль: -Чем похожи колоски?
Дети: -Колоски желтые, у них много зернышек, плотно прижимаются друг к другу.
Вос-ль: -Чем отличаются?
Дети: -У колоса ржи есть длинные волоски,а у пшеницы их нет.
Вос-ль: -Правильно. Молодцы. Эти волоски называются ость. Повторите. (дети повторяют).
Вос-ль: -Это зерна пшеницы (показывает зерна) и вот такая из нее получается мука. (рассматривают).
Вос-ль: -Это зерна ржи и ржаная мука.
Дети рассматриваю и сравнивают.
Вос-ль: -Чем отличаются?
Дети: -Зерна пшеницы округленной формы, желтого цвета, мука белая. Зерна ржи удлиненные, более темного цвета, мука серая.
Вос-ль: -Пшеницу и рожь называют зерновыми культурами, а по другому злаками. Повторите.
Дети: -Зерновые культуры, злаки.
Вос-ль: -Молодцы! Мы узнали, что зерна и мука бывают разными пшеничная и ржаная. А какой еще бывает хлеб?
Дети: -Вкусный, душистый, свежий, румяный, аппетитный, мягкий, черствый, белый, черный, серый, горячий, витаминный, ароматный, полезный.
Вос-ль: -Чтобы хлеб попал к нам на стол нужно долго и усердно трудиться. А вы знаете кто выращивает хлеб?
Дети: -Хлеборобы.
Вос-ль: -Правильно, хлеборобы. Их труд важен и почетен. А где выращивают хлеб?
Дети: -На поле.
Вос-ль: -Сейчас отправимся в картинную галерею. Посмотрим как хлеб на стол приходит. Надо нам найти картину где изображено зимнее поле. (дети находят)
Вос-ль: -Уже зимой трактора выезжают на поле, проделывают борозды, задерживают снег на полях, что земля не промерзла. Весной земля пропитается талым снегом и пшеница уродиться.
- наступила весна на полях снова работают трактористы. Как вы думаете, что делают весной?
Дети: -Вспахивают поле.
Вос-ль: -Правильно, вспахивают или по другому боронят поле.
Чтобы земля была мягкая, зернам в нем было легко прорости. (дети подходят к весенней картине).
Вос-ль: -Вспахали землю, сейчас нужно сеять. К тракторам прицепляют специальные оборудование, которое называется «сеялка». Повторите.
Дети: -Сеялка.
Вос-ль: -Дети, а как вы думаете, что нужно чтобы зерна в колосьях были крепкими?
Дети: -Дождь, солнечное тепло.
Вос-ль: -Прошло время. наступила осень зерна выросли. И мы с вами давайте проведем физминутку «Зерно».
Посадили мы зерно
Что же выйдет из него?
Дождик землю поливает,
Солнце нежно пригревает.
Подрастает зернышко,
Потянулось к солнышку.
С ветерком оно играет,
Ветерок его качает.
К земле низко прижимает,
Вот как весело играет.
Потянулся наш росток
превратился в колосок.
Вос-ль: -Пришло время собирать урожай. Надо найти осеннее поле. –Что вы видите на картине?
Дети: -Комбайн.
Вос-ль: -Кто работает на комбайне?
Дети: -Комбайнер.
Вос-ль: - У комбайна впереди есть оборудование, которое называется косилка. Скашивает колосья, и через специальное приспособление зерна загружают в машины и увозят на элеватор. (находят картину элеватор).
Вос-ль: -Элеватор здание, где зерна очищают, сушат. Затем везут на мельницу. На мельнице перемалывают зерна в муку. (находят картину мельницу). – А кто работает на мельнице?
Дети: -Мельники.
Вос-ль: -На мельнице перемололи зерна получили муку. А куда дальше путь держит мука?
Дети: - В магазин, пекарню
Вос-ль: - Акто работает в пекарне?
Дети: -Пекари. (рассматривают картину в пекарне).
Вос-ль: - А из муки пекут только хлеб?
Дети: -Нет, пекут пироги, торты, пирожки.
Вос-ль: -Вот хлеб готов и куда его везут?
Дети: - Вмагазин.
Вос-ль: -В магазине мы уже можем его купить вкусный, ароматный хлеб. Как долго хлеб на стол к нам шел. Садитесь. (дети садятся)
Вос-ль: -В старину на Руси рожь называли житом. Жито от слова жить. Хлеб главный продукт на нашем столе. Едим его на завтрак, обед, ужин. Так и внароде говорят «Без хлеба нет обеда». – Как вы понимаете смысл пословицы?
Дети: -Без хлеба обед невкусный, не сытный.
Вос-ль: -А какие вы еще знаете пословицы о хлебе знаете?
Дети: - «много снега-много хлеба», «будет хлеб-будет песня», «пот на спине- хлеб на столе», «хлеб всему голова». (разбираем вместе с детьми)
Вос-ль: -Правильно, для того чтобы хлеб попал хлеб на стол, надо хорошо потрудиться. У меня есть еще один сюрприз. давным давно, когда еще не было ни машин, ни комбайнов, люди занимались выращиванием хлеба все они делали вручную. Я нашла у бабушки в деревне старинное орудие труда – называется серп. (показывает, рассказывает).
Сегодня мы с вами узнали, какой трудный путь проходит хлеб. Хлеб растит много людей, руки многих профессий прикасаются к этой булке. Кто же они?
Дети: -Хлеборобы, комбайнеры, трактористы, мельники, пекари, продавцы и много рабочих.
Вос-ль: -А что значит беречь хлеб?
Дети: -Нельзя играть с хлебом, нельзя бросать в мусор, крошками, остатками хлеба можно кормить животных и птиц.
Вос-ль: подводит итог. В завершении занятия дает детям игру «Дорога хлеба». Благодарит детей.