Ирина Антипова
Консультация «Как грамотно построить отношения «педагог-родитель-ребенок»
▼ Скачать
Всем известно, что воспитание подрастающего поколения остаётся актуальной проблемой современной школы. Педагогу хочется не только научить своих учеников читать, писать и считать, но и воспитать их настоящими людьми. Без участия семьи это сделать сложно, а иногда и невозможно.
Профессия педагога очень многогранна. И часто включает в себя не только работу с детьми, но и с родителями. Только грамотно построенный диалог между педагогом и родителями сделает процесс обучения максимально эффективным. Здесь на помощь педагогу приходят знания психологии общения, педагогической психологии и конфликтологии.
Публикация «Консультация „Как грамотно построить отношения „педагог-родитель-ребенок“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Ребёнок, учитель и родители – это классический треугольник. Кто с кем должен быть заодно? Или кто против кого? Именно так зачастую и рассматривают свои отношения с педагогом родители, забывая, что учитель и родители должны быть союзниками, и цель у них общая: обучить и воспитать ребенка. Поэтому ребёнок занимает вершину этого треугольника, родители и учителя — места у его основания. Поэтому правильно выстроенные отношения родителей с педагогом — это если и не половина успеха, то очень серьезный взнос в процесс образования ребенка.
С семьи начинается развитие каждого из нас. Именно семья была, есть и будет важнейшей сферой формирования личности ребёнка. Уверенность в себе, в своих силах и возможностях, умение бороться с трудностями зарождаются в дружной, тёплой атмосфере дома. Родителям с ребенком стоит вместе чаще играть, заниматься чем-то полезным, чтобы укрепить отношения с ним. Иногда взаимодействие может огорчать, но не нужно быть слишком строгим и требовательным к себе. Родитель — это нелегкая профессия и она также требует определенных навыков, которые приобретаются только с опытом. Если родители идут навстречу ребенку, то и ребенок ответит им тем же, а вместе получится проработать любые ошибки и найти лучший способ взаимодействия и баланс.
Семья — это действительно ячейка общества, в которой заключено не только настоящее, но и наше будущее. Именно во имя будущего мы, педагоги, должны найти подход к каждой семье, к каждому ребенку. Родителям хочется видеть своих детей успешными. Для этого надо постараться всем : и родителям, и учителю, и детям. Наши дети видят мир совсем по-другому, тянутся к взрослым, но часто мы, взрослые, их не понимаем или не хотим понимать. Чтобы сохранить взаимопонимание между взрослыми и детьми, надо потрудиться! А чтобы были положительные результаты, необходимо сотрудничество учителя, родителей и детей.
Идеальный родитель по отношению к педагогу ребенка — это тот, кто:
- придерживается хотя бы самых простых правил вежливого общения;
- обращается к учителю по имени и отчеству и на “вы”;
- во время разговора держит свои эмоции под контролем;
- всегда договаривается о визите, когда следует обсудить важные и серьезные вещи (только так получится уделить разговору достаточно времени и без каких-то жертв с двух сторон);
- избегает критики учителя в присутствии ребенка;
- всегда держит в памяти, с какой целью пришел. И эта цель — не доказывать учителю, как тот неправ или глуп, а обеспечивать вместе с учителем комфортное получение ребенком знаний.
В любом случае продуктивный контакт между родителем и педагогом возможен в тех случаях, когда оба осознают, что их цель общая и это хорошее воспитание и образование ребенка, и достижима она только общими усилиями. Для этого педагогу необходимо продемонстрировать родителям, что он на самом деле любит детей именно такими, какие они есть. Любит со всеми недостатками и достоинствами, что так же, как и родители волнуется за их судьбу. Основным средством установления контакта здесь является сам учитель, а точнее, его педагогический имидж, который состоит из профессиональных знаний, умений ими пользоваться, любви к детям. Полезными в этом будут определенные правила взаимодействия с родителями:
- не приказывать;
- не угрожать;
- не проповедовать;
-не поучать;
-не подсказывать решения;
-не выносить суждений;
- не оправдывать/не оправдываться;
- не ставить «диагноз»;
- не выпытывать.
При организации работы с родителями очень важно проводить интегрированные мероприятия, когда дети и взрослые собираются вместе. Таким образом создается единое воспитательное поле, родители приобщаются к реальной жизнедеятельности детей в школе, проживая вместе с ними определенные ценностные отношения. Для детей в эти моменты стирается граница между семьей и школой, и они начинают видеть единство мира.
Достичь положительного взаимодействия семьи и школы в развитии нравственного сознания (нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждний) можно через:
– совместное планирование деятельности;
– совместную подготовку и проведение праздников;
– тематику родительских собраний;
– систему работы с портфолио;
– оформление и ведение классного альбома, классного уголка;
– анкетирование;
– индивидуальные консультации;
– родительские конференции;
– проективные методики.
Для того чтобы ребёнок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть правил воспитания, которые можно записать в виде рецепта: взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определённым количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной отцовским и материнским авторитетом.
Жизнь показывает, что совместная деятельность родителей, учителя и детей способствует укреплению внутрисемейных связей, общих интересов и увлечений, взаимопонимания, взаимодоверия, взаимопомощи и в целом семейного микросоциума.