Диана Породникова
Конспект НОД по формированию грамматического строя речи в подготовительной группе «Как богатыри Забаву спасли»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по формированию грамматического строя речи в подготовительной группе " Как богатыри Забаву спасали ".
1. Лексическая тема «Богатыри».
2. Грамматическая тема «Совершенствовать лексико- грамматического словаря».
Цели:
коррекционно – образовательные:
Темочки:
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
1. Вызывать интерес обогащение словаря по теме к первым защитникам русской земли – богатырям;
2. Уточнение и активизация словаря по теме «Древняя Русь», «Одежда и оружие в Древней Руси»;
3. Совершенствование грамматического строя речи (развитие умения согласовывать имена существительные с числительными в именительном и родительном падеже);
4. Совершенствование навыка выразительного чтения;
5. Совершенствование синтаксической стороны речи (использование сложных предлогов около, мимо, возле).
Коррекционно – развивающие:
1. Развитие использования числительных в собственной речи;
2. Обогащение словаря эмоционально – оценочной лексикой;
3. Практическое закрепление у детей навыка пространственной ориентации;
4. Развитие координации речи с движением.
Коррекционно – воспитательные:
1. Воспитание интереса к истории России, уважения к русским воинам;
2. Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии;
3. Воспитание ориентировки ребенка на речь взрослого.
Оборудование: план – карта, конверт, разрезная картинка «Богатырь», предметные картинки с разным количеством одежды и оружия богатырей, листочки дуба с картинками рубашек на обратной стороне, изображение моста, прищепки.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Определение темы занятия
3. Подвижное упражнение «Богатыри» (Координация речи с движениями)
4. Развитие пальцевой моторики.
5. Актуализация словаря по теме «Богатыри Древней Руси».
6. Игра «Считай и называй»
7. Закрепление пространственной ориентации на плоскости (на карте).
8. Физминутка. Танец-построение «Мы пойдем сейчас направо…».
9. Упражнение «Я иду мимо (около, возле) чего?»
10. Игра «Есть – нет».
11. Подвижная игра «Мы идем, идем, идем…».
12. Упражнение «Переправа».
13. Упражнение «Путаница».
14. Итог занятия.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
«Скажем «Здравствуйте»
Здравствуйте, ребята (зашли и встали у дверей).
Сегодня у нас много гостей, поздоровайтесь с ними. (проходят, садятся на стульчики).
А теперь давайте поздороваемся друг с другом и со мной без слов (парами).
Скажем «Здравствуйте» руками,
Скажем «Здравствуйте» глазами,
Скажем «Здравствуйте» кивком,
Станет радостней кругом.
II.Основная часть.
1) Определение темы занятия.
Воспиьатель : Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие.
Наша страна в древности называлась Русью, была очень красивой и богатой землёй, кругом были густые леса, много рек. На Русь часто нападали враги, и людям приходилось защищаться от врагов. Защитниками земли русской были богатыри.
И мы сегодня постараемся быть такими же, как богатыри : смелыми, сильными, мудрыми.
2). Подвижное упражнение «Богатыри» (Координация речи с движениями) : Давайте покажем, какие были богатыри.
Богатырь, вот он каков: (руки на поясе)
Он силен, он здоров, (руки поднимает к плечам)
Он из лука стрелял, (изображаем стрельбу из лука)
Метко палицу бросал, (показываем, как бросаем палицу)
На границе стоял, (ладонь надо лбом, смотрим вдаль)
Зорко – зорко наблюдал.
Подрастем мы, и смотри, (руки на поясе)
Станем, как богатыри. (все садятся).
3).Развитие пальцевой моторики.
Ой, ребята, смотрите, какое – то сверток! Это не вы его принесли?
Дети: Нет.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что же в конверте (открывают конверт, там разрезанные кусочки картинки и письмо). Ребята, тут кусочки какой – то кизображения. Давайте ее соберем.
(Дети собирают из частей картинку, получается портрет богатыря).
4) Актуализация словаря по теме «Богатыри Древней Руси».
Воспитатель. Ребята, вы догадались, кто это?
Дети: Богатырь.
Воспитатель: А как вы догадались?
Дети: По одежде – шлем, плащ, кольчуга,
по оружию – щит, меч, палица, лук и стрелы, копьё.
5).Игра «Считай и называй» (Развитие зрительного восприятия. Развитие лексико – грамматического строя речи : согласование существительных с числительными в именительном падеже).
Воспитатель: В конверте еще и посдание есть. Случилось горе великое. Похитили Змей Горыныч и Соловей Разбойник царевну Забаву (слайд «Забава Путятична»). Нужны богатыри, которые ей помочь могут, спасти от злодеев. Ребята, а вы согласны спасти Забаву?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда отправляемся в путь. Но помните, враги хитрые и коварные. Главное ваше оружие – знание. Вы должны знать, как правильно считать разные предметы, только так вы сможете их одолеть.
Давайте вспомним, как нам правильно считать, поиграем. Игра «Считай и называй» : (картинка с изображениями разного количества предметов). (лежат на столе, каждый ребенок подходит, берет одну и называет).
Чтобынам отправиться в путь, ка вы думаете что нужно взять?
У каждого ребенка картинка, на которой разное количество предметов.
Я возьму с собой один лук.
Я возьму с собой два меча;
Я возьму с собой три копья;
Я возьму с собой четыре щита
Я озьму с собой пять рубашек;
Я возьму с собой шесть плащей;
Я возьму с собой семь шлемов.
Я возьму с собой восемь стрел.
Дети выполняют задание.
Воспитатнль: Молодцы, ребята, с заданием вы справились. А теперь давайте вместе обсудим путь, по которому нам предстоит идти. (приглашает детей к доске магнитной, там карта). Мы с вами находимся здесь.
6).Закрепление пространственной ориентации на плоскости (графический диктант).
Дети. Сначала нам нужно пойти прямо, потом повернуть направо и пройти через лес. Мы окажемся у Дуба, где живет Соловей –разбойник. Повернем налево – пройдем по дорожке и увидим ров глубокий. Тяжело будет через него перебраться! А за рвом пещеры каменные, где живет Змей Горыныч. Отправляемся спасать Забаву!
7). Физминутка. Игра под музыку «Мы пойдем сейчас направо.». (1 мин.)
. Ребята, а вот и наш дуб. Смотрите, на нем дупло! И сам Соловей – разбойник в нем сидит! (поворачивает картинку на дереве на стене).
9). Игра «Есть – нет». (Развитие зрительного восприятия. Развитие лексико – грамматического строя речи : согласование существительных с числительными в именительном и родительном падежах).
Воспитатель: Скажи нам, где Забава? Отдавай нам её!
С. Р. (голос записан) : Случилась у меня вот беда. Свистнул я вчера, а у меня в голове все перемешалось. Помогите мне.
Воспитатель: Ну, это не беда. Мы тебе сейчас поможем, Правда, ребята?
Жил да был веселый гном,
Он в лесу построил…. (дом)
Рядом жил поменьше гномик,
Под кустом он сделал ….(домик).
Самый маленький гномишко
Под грибом сложил (домишко)
Самый мудрый гном- гномище
Выстроил большой (домище)
Бел он стар и был он сед.
И большой был (домосед)
А за печкой и трубой
Жил у гнома (домовой)
Очень строгий деловитый. аккуратный (домовитый)
Есть любил он суп вчерашний
Пил он только квас (домашний)
Вечером привык встречаться гном с любимым (домочадцем)
Каждый день соседи гномы навещали деда (дома)
Всех встречал радушно гном все любили этот (дом).
.
Воспитатель: Вы молодцы. Видишь, Соловей Разбойник, как помогли тебе ребята. Отдавай нам теперь Забаву.
С. Р. (слайд 3) : Не у меня она, а у Змея Горыныча. Это он похитил Забаву и заточил ее в пещеры каменные. К нему и идите.
Слайд «Соловей Разбойник» выключается.
Воспитатель: Ну что ж, оказывается, Забаву похитил Змей Горыныч. Снова идем в дорогу дальнюю.
9). Упражнение «Мы пойдем сейчас налево».».в конце привела на стульчики.
10). Упражнение «Переправа». (Создание проблемной ситуации, поиск путей решения. Обогащение словаря качественными прилагательными. Развитие пальцевой моторики). Воспитатель: Ну, вот мы и оказались у рва, за которым пещеры каменные Змея Горыныча. Только как же нам на другую сторону перебраться?
(создание проблемной ситуации, поиск путей решения).
Дети: Нужно построить мост, можно перепрыгнуть, перекинуть ствол дерева.
Воспитатель: ВЫ знаете, давайте все-таки построим мост. На всякий случай я взяла с собой мостик перекидной. Но только он волшебный, перейти по нему можно, если вспомнить качества, которыми обладают русские богатыри. Вот вам прищепки, называйте по одному слову и прикрепляйте их к мосту.
(на полу изображение моста). (круги)
Дети называют качества: Сильные, смелые, храбрые, бесстрашные, отважные, добрые, мудрые, справедливые и т. д., и прикрепляют прищепки к модели моста, расположенного на доске.
Воспитатель: Вот мы и перебрались через ров. Вот и Змей Горыныч (слайд «Змей Горыныч» + игрушка «Змей Горыныч»). Он говорит, что не будет мериться с богатырями силой, надоело ему кости в сражениях мять-ломать. Хочется ему помериться с вами умом-разумом. Тогда отпустит он Забавушку.
11). Упражнение «Путаница». (Развитие слухового внимания, памяти. Закрепление умения согласовывать существительные с числительными в именительном падеже).
Воспитатель: Змей Горыныч хочет вас обмануть, запутать.
Каждая голова скажет вам предложение, а вы найдите в нем ошибку.
- У меня один большая пещера.
- В пещере у меня две стола.
- У меня трём головы.
Воспитатель: Какие вы молодцы. Все правильно сделали. И Соловья Разбойника, и Змея Горыныча – всех победили. Ничего им не осталось делать, как вернуть нам Забаву. А вот и она…
Появляется большая кукла в национальном костюме.
12). Итог занятия. Оценка работы детей.
Воспитатель: Теперь наша Забава вернется домой. Она очень этому рада. А помогли ей вы. Ребята, а вам понравилось наше путешествие? А что больше всего запомнилось?
Воспитатель: А Забавушка вам сказать что-то хочет.
Воспитатель: (за куклу) :
- Спасибо вам, дорогие ребята,
Примите же в этот торжественный час
Медали за ум и за смелость от нас.
(Забава раздает всем открытки - медали).
Возвращаемся домой и мы с вами. Раз, два три повернись - в детский садик озвратись (дети уходят в группу).