Валентина В
К вопросу о развитии физических качеств у детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Среди многих факторов, оказывающих влияние на развитие ребенка дошкольного возраста (социальных, культурных, гигиенических и др., физическая культура занимает одно из важных мест. Она выполняет уникальную роль комплексного развития всех аспектов целостной личности (психического, физического, интеллектуального, эстетического, нравственного, постепенно подготавливая ребенка к включению во все усложняющиеся системы социальных отношений [8].
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Физическое развитие. Работа инструкторов по физкультуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
В настоящее время проблема сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей выдвигается в число приоритетных. Об этом свидетельствует и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором отмечается необходимость «формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств…» [6]. Как показал анализ образовательной области «Физическое развитие», сегодня рекомендуется особое внимание уделять «развитию таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений…» [6].
Следовательно, оптимальное развитие физических качеств является одной из основных задач физического воспитания детей в дошкольной образовательной организации.
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать деятельность детей по развитию двигательных умений и навыков, по развитию физических качеств именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем полноценное физическое развитие.
Физические качества, как отмечает Э. Я. Степаненкова – это совокупность свойств организма, обеспечивающих ему возможность осуществлять активную двигательную деятельность [3]. В дошкольном возрасте они формируются и развиваются в разных видах двигательной деятельности. Наилучшие условия для развития устанавливаются в том случае, если величина физических нагрузок соответствует функциональным возможностям растущего организма ребенка каждого возрастного периода.
Ссылаясь на мнение ученых Н. Н. Кожухова отмечает, что развитие физических качеств и формирование двигательных умений и навыков подчинены следующим закономерностям:
- уровень развития физических качеств обуславливает способность ребенка осваивать новые упражнения, умения, навыки,
- двигательный опыт ребенка, уровень усвоения двигательных умений и навыков обеспечивают развитие физических качеств» [5].
По мнению Г. В. Ильиной, основными средствами развития физических качеств должны стать физические упражнения и подвижные игры, сочетание различных форм физкультурной деятельности с познавательной, музыкальной, художественно-эстетической деятельностью [2].
Показателями успешности работы по развитию силы, ловкости, выносливости, гибкости, быстроты являются: жизнерадостное, активное, эмоционально-положительное состояние ребенка, его успешное развитие в дошкольной организации.
Целенаправленное педагогическое воздействие на развитие какого-либо физического качества у детей дошкольного возраста оказывает влияние и на другие качества. Исследователи отмечают, что у детей в силу их возрастных особенностей по преимуществу развиваются быстрота и ловкость. Такие качества, как сила, выносливость, гибкость, имеют относительный характер и развиваются в связи с физическим развитием ребенка и усложнением его двигательной деятельности [4].
Рассматривая быстроту, исследователи характеризуют ее как способность выполнять двигательные действия в минимальный промежуток времени. Развитие быстроты влияет на подвижность нервных процессов, формирование пространственных, временных и глазомерных оценок, позволяет ребенку ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей обстановки [3]. Наибольшие темпы прироста быстроты отмечают у детей обоего пола в возрасте от 4 до 5 лет. Этот возраст следует считать сенситивным для развития данного физического качества [7].
Для развития быстроты Н. Н. Кожухова предлагает использовать упражнения выполняемые с ускорением, на скорость, с изменением темпа; скоростно-силовые упражнения; упражнения в размахивании, кружении, бросании и толкании легких предметов. Также автор рекомендует использовать бег из усложненных стартовых положений (сидя, стоя на одном колене, сидя на корточках, положения стоя спиной к основному направлению, положения лежа на животе или спине, подвижные игры, в которых подача определенного сигнала или игровая ситуация побуждают ребенка изменить скорость движения [5].
Характеризуя ловкость, Э. Я. Степаненкова отмечает, что ученые В. С. Фарфель, Л. П. Матвеев, Л. Б. Кофман и др. определяют ее как способность быстро овладевать новыми движениями, иначе – способностью быстро обучаться, быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки [3].
Как считает С. О. Филиппова, развитие ловкости протекает на протяжении первых 7 лет жизни детей чрезвычайно активно. В структуре основных двигательных способностей у детей 3-6 летнего возраста ловкость составляет 52-57% [7]. «Развиваема и упражняема ловкость у всех, но не всякий вид ловкости — в одинаковой мере у каждого человека. Одному человеку, легче удается развить в себе телесную ловкость, другой лучше приспособлен к развитию ручной ловкости. Ловкость накапливается с двигательным опытом», отмечает Н. А. Бернштейн [1].
Развитию ловкости у детей дошкольного возраста способствуют:
- многообразные физические упражнения в основных движениях;
- выполнение упражнений в изменяющихся условиях;
- систематическое разучивание с детьми новых упражнений;
- общеразвивающие упражнения, особенно с предметами;
- применение необычных исходных положений.
Как считают специалисты, ловкость необходима при выполнении всех основных движений, в подвижных играх, спортивных упражнениях. Она соединяет в себе многие двигательные качества.
Развивая ловкость, быстроту у детей 5-6 лет в условиях дошкольной образовательной организации необходимо учитывать эмоциональное отношение ребенка к предлагаемым двигательным заданиям, поддерживающее любознательность и творчество [2]. Воздействуя на одно из качеств, мы будем развивать и другие качества – физические и личностные.
Литература
1. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. - М. : Физкультура и спорт, 1991. – 209 с.
2. Ильина, Г. В. Развитие физических качеств дошкольников в непрерывном образовании : учеб. -метод. пособие / Г. В. Ильина, М. В. Овчинникова. – Магнитогорск : МаГУ, 2011. – 80 с.
3. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка : учеб. пособие / Э. Я. Степаненкова. – М. : Академия, 2001. – 368 с.
4. Кенеман, А. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учебник / А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева. – М. : Просвещение, 1985. - 272 с.
5. Кожухова, Н. Н. Методика физического воспитания и развития ребенка : учебное пособие / Н. Н. Кожухова, А. А. Рыжкова, М. М. Борисова / под ред. С. А. Козловой. - М. : Академия, 2008. - 352 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. N 1155.
7. Филиппова, С. О. Физическое воспитание и развитие дошкольников : учебное пособие / С. О. Филиппова, Т. В. Волосникова, О. А. Каминский и др. / ; под ред. С. О. Филипповой. — М. : Академия, 2007. — 224 с.
8. Шебеко, В. Н. Формирование личности ребенка дошкольного возраста средствами физической культуры : автореф. дис. … докт. педаг. наук : 13.00.02 / В. Н. Шебеко. – М., 2011. - 53 с.