Семенова Елена
К вопросу о правах воспитателей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Елена Владимировна Семенова
Преподаватель ГБПОУ «Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга»
К вопросу о правах воспитателей детей дошкольного возраста
Не вините Учителей, если ваши дети нерадивы. Не нужно делать врагом того, кто не виновен в том, что вы не внимательны к собственным детям. Не вините тех, кто на скромную зарплату пытается дать им элементарные знания. Не перекладывайте на плечи Учителя собственную беспечность и лень. Самый мудрый из Учителей не заменит Родителей! Не вините …Учителей. Рамзан Кадыров.
Публикация «К вопросу о правах воспитателей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
Наверное, лучших вступительных слов к вопросу о правах педагогов трудно подобрать. О наших обязанностях говорят и пишут много, снимают видео, разрабатывают новые форматы документов и пр. Мы готовим будущих воспитателей, изучаем вместе с ними нормы права, законы, постановления, акты… Но в своей практике преподавания учебной дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» я стараюсь делать больший акцент в сторону рассматривания и обсуждения прав воспитателя! Без знания этих основ невозможно добросовестно исполнять возложенные на педагога обязанности! Зная права, молодой специалист будет чувствовать себя увереннее, сможет стать более конкурентоспособным, а значит профессионально грамотным, ответственным, креативным.
Назову некоторые официальные документы и локальные акты, в которых раскрываются права, обязанности, ответственность педагогических работников, в частности, воспитателей детей дошкольного возраста: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Трудовой кодекс РФ; Профессиональный стандарт (Стандарт педагога в контексте ФГОС ДО); Должностная инструкция воспитателя; Устав дошкольной образовательной организации; Трудовой договор; Правила внутреннего трудового распорядка; Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; Положение о родительском комитете; Кодекс профессиональной педагогической этики и др.
Для того, чтобы все это прочитать, необходимо много времени потратить, поэтому в ходе выполнения практических работ мы со студентами сделали некоторый свод именно прав воспитателей, обобщив и укрупнив их. В такой форме перечень не кажется слишком массивным, а права легче осознаются, анализируются, применяются. Итак, вот основные права воспитателя!
Разработка методических, рабочих документов на основе личностного подхода.
Выбор, разработка и применение средств, методов обучения и воспитания в соответствии с собственными интересами, способностями, возможностями.
Осуществление инновационной деятельности по собственной инициативе.
Творческий и исследовательский подход для удовлетворения профессиональных интересов.
Свобода в организации взаимодействия с участниками образовательных отношений в деловом, творческом и личностном аспектах.
Возможность открыто выражать собственное мнение, конструктивную критику, вносить предложения.
Свобода в представлении, распространении личных профессиональных достижений.
Требование комфортных условий для продуктивной профессиональной деятельности.
Беспрепятственное получение информации о действиях других лиц по отношению к себе.
Недопустимость личных материальных затрат для выполнения профессиональных функций.
Наличие возможности отстаивать и защищать свои интересы, честь и достоинство, в том числе с участием третьих лиц.
Постоянное повышение квалификации, расширение кругозора с учетом индивидуальных потребностей.
При этом следует помнить о том, что воспитатель не имеет права делать никогда (я назвала это «антиправа»! При обсуждении данного вопроса достаточно просто рассмотреть провоцирующие ситуации, найти из них реальный выход с учетом прав ребенка, предложить подобные, часто встречающиеся, поскольку в нормативных документах этот вопрос практически не поднимается! Например: «Ребенка оставили у калитки…»; «Воспитателю нужно отлучиться из группы…»; «Родители не пришли за ребенком на момент закрытия детского сада…»; «Только иногда, несильно, по попе…»; «Если не будешь есть кашу, то!»; «Сейчас я дам тебе таблеточку, и все пройдет…» и др. Подобная работа позволяет глубже проникнуть в суть прав педагога и избежать их нарушения!
Среди работающих воспитателей нами был проведен небольшой опрос по теме «Каких прав и свобод не хватает лично Вам!». Вот некоторые ответы, которые реально заслуживают внимания не только со стороны администрации дошкольной образовательной организации!
Защиты от агрессии; креативности и индивидуальности в профессиональной деятельности; возможности альтернативной рабочей и отчетной документации; защиты от профессионального выгорания; помощи в эмоциональной стабилизации; дифференцированного подхода к оценке профессиональной деятельности; ограждения от излишнего вмешательства в рабочий процесс, от тотального контроля; оперативного своевременного информирования об изменениях и инновациях в системе дошкольного образования; защиты от необоснованных претензий, обвинений, моральной поддержки от администрации; внимания к личному мнению; поддержки (обеспечения) физического и психического здоровья, безопасного пребывания в ДОО; расширения сферы самостоятельной профессиональной деятельности, свободы действий, самовыражения, обмена опытом; решения личных проблем, удовлетворения личных интересов; профессиональной адаптации; возможности ошибаться; бесплатного питания, медицинского обслуживания; пользования современной техникой; получения доплат за избыточное количество детей в группе; самостоятельного установления времени начала и окончания рабочего дня; разработки дидактических средств за счет организации; право на достойное вознаграждение!
Данные ответы ни на что не претендуют, сохранены авторские формулировки. Но они достаточно говорят о насущных проблемах воспитателей и других педагогических работников! Давайте задумаемся об этом!
Еще один интересный аспект изучения прав воспитателя состоит в осознании того, что помогает, а что мешает грамотно трудоустроиться. Мы выделили доводы «за», причины отказа при приеме на работу, а также факторы, которые могут не иметь значения.
Доводы «ЗА» прием на работу педагогом: профессиональное образование; осведомленность в законах и нормативно - правовых актах; знание специфики дошкольного образования; опыт работы в ОО подобного типа/вида; заслуги в профессиональной сфере; публикации в СМИ; портфолио достижений; повышение квалификации; наличие дополнительного образования; коммуникабельность, мобильность, грамотная речь, знание иностранных языков; приятная мимика, жесты; инициативность, новаторство, креативность, личный интерес, эрудированность; владение современными технологиями (SMART-оборудование, ПК; наличие собственных профессиональных наработок; хороший отзыв от предыдущего работодателя; готовность к сверхурочным часам работы; приятный опрятный внешний вид, ухоженность; знание научной организации труда, техники безопасности и противопожарной защиты; чувство юмора, творческие увлечения; хорошая презентация себя; доброжелательность, спокойные движения, корректные позы, мягкий голос приятного тембра; стрессоустойчивость, ответственность, пунктуальность; отсутствие противопоказаний по здоровью.
Причины отказа в приеме на работу педагогом: отсутствие документов для приёма на работу; отсутствие личного ПК и других современных средств, технологий, программ; плохие характеристики от прошлых работодателей; криминальное прошлое; пагубные зависимости; наличие заболеваний, препятствующих педагогической деятельности, в т. ч. плохая дикция; использование в речи ненормативной лексики; безграмотность; агрессивность, грубость, неуравновешенность; жалобы на прошлое место работы, начальство; требование высокой зарплаты при отсутствии опыта и заслуг; неопрятный внешний вид, татуировки на лице, яркие цветные волосы; удаленность проживания; отсутствие интереса и энтузиазма; опоздание; неуверенность; неопределенность ответов, уклончивость; религиозный фанатизм; частая смена места работы.
Факторы, не имеющие значения: татуировки, маникюр, макияж; хобби, увлечения, досуг; ведение социальных сетей; место жительства; пол, рост, вес, национальность, вероисповедание; семейное положение; наличие водительского удостоверения; наличие дома оборудования для печати документов и материалов; музыкальный вкус; жизненная позиция; финансовое положение.
Как видим, одни и те же факторы могут использоваться разными работодателями в прямо противоположном понимании. Поэтому право того, кто устраивается на работу - представить себя в выгодном свете, зная некоторые тонкости собеседования!
Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства.
Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов.
Воспитание детей – это такое ремесло, где нужно уметь терять время, чтобы его выигрывать.
Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника.
Великая трудность воспитания - это держать детей в повиновении, не портя их характера.
Конечная цель всякого воспитания - воспитание самостоятельности посредством самодеятельности.