Виктория Табанакова
К проблеме педагогического руководства дидактическими играми в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
К ПРОБЛЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА ДИДАКТИЧЕСКИМИ ИГРАМИ В ДОУ
В последнее время в педагогической науке появилось целое направление - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: В. Н. Аванесовой, Ф. Н. Блехер, З. М. Богуславской, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгером, Е. Ф. Иваницкой, Е. И. Радиной, А. И. Сорокиной, Е. И. Удальцовой, А. П. Усовой, Б. И. Хачапуридзе и др. Во всех их исследованиях подтверждается взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми. [4, с. 223]
Публикация «К проблеме педагогического руководства дидактическими играми в ДОУ» размещена в разделах
О развивающем значении игры говорится в исследованиях Р. И. Жуковской, Н. Я. Михайленко, А. П. Усовой, Д. Б. Эльконина и др. [5, с. 189]
Оценивая дидактическую игру и ее роль в системе обучения, А. П. Усова писала: «Дидактические игры, игровые задания приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность». [4, с. 178]
Психолог А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, справедливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовали бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей». [2, с. 178]
В. Н. Кругликова дидактическую игру рассматривает как вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания.
Поэтому дидактическая игра — это вид учебных занятий, специально созданным педагогом с целью обучения и воспитания детей.
Особенность дидактической игры заключается в том, что:
- ребёнок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую; это повышает его умственную активность.
- дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. (Н. П. Аникеевой) [3, с. 89]
Рассмотрим особенности педагогического руководства дидактическими играми в старшей группе ДОУ по следующим критериям:
Особенности планирования дидактической игры в педагогическом процессе ДОУ.
Требования к организации дидактических игр.
Для выяснения вопросов о характере дидактических игр как средстве образовательной работы, их место в педагогическом процессе детского сада, и в системе организованного обучения, мы подняли вопрос о применении дидактических игр в практике.
В дополнение нами был изучен календарный план, проводились эпизодические наблюдения за дидактическими играми в режимных моментах см. табл. 2).
Таблица 2.
Количество дидактических игр в календарном плане
Количество проведенных игр в месяц Количество проведенных игр в месяц
Апрель Май
В непосредственно образовательной области В самостоятельной игровой области В непосредственно образовательной области В самостоятельной игровой области
А) игры-путешествия А) игры-путешествия
0 0 0 0
Б) Игры-поручения Б) Игры-поручения
0 1 0 0
В) Игры-предположения В) Игры-предположения
1 3 0 0
Г) игры-загадки Г) игры-загадки
1 0 0 0
Д) игры-беседы Д) игры-беседы
1 8 4 5
Е) настольно-печатные игры Е) настольно-печатные игры
0 14 1 12
В ходе проведения констатирующего этапа нам удалось проанализировать календарное планирование в течение двух месяцев, вследствие чего было выявлено всего 51 дидактическая игра.
В непосредственно образовательной деятельности:
А) игры-путешествия: 0 Г) игры-загадки: 1
Б) игры-поручения: 1 Д) игры-беседы: 5
В) Игры предположения: 1 Е) настольно-печатные игры:1
В самостоятельной игровой деятельности:
А) игры-путешествия: 0 Г) игры-загадки: 0
Б) игры-поручения: 1 Д) игры-беседы: 13
В) Игры предположения: 3 Е) настольно-печатные игры: 26
Исходя из качественного анализа, можно сделать выводы о том, что в календарном плане не прослеживается определенная система планирования дидактических игр в течение недели, месяца. Общее количество игр в месяц колеблется от 22 до 29, в каждом месяце они различны. Из таблицы видно, что ни в непосредственно образовательной деятельности, ни в самостоятельной игровой деятельности дидактические игры применяются хаотично, отсутствует реализация принципов усложнения игровых правил, содержания игровых задач.
В календарном плане схематично указывается планирование дидактических игр в непосредственно образовательной деятельности. В основном указывается наименование и цель игры, а материал для проведения игр не указан. Так, например, дидактическая игра «Прогноз погоды» Цель: учить детей передавать информацию с помощью эмоций, мимики и пантомимики.
Представленные материалы и результаты наблюдения за педагогическим процессом в группах для детей старшего дошкольного возраста показывают, что дидактические игры планируются и проводятся по аналогии с занятиями.
Не прослеживается конкретные связи между реализацией непосредственно образовательной области и дидактическими играми, невозможно проследить в какой момент процесса обучения включаются игры, по планам воспитателей.
Содержание дидактических игр часто не раскрывают темы недели, не связано с содержанием предшествующих непосредственно образовательной деятельности и не закрепляются в последующих. Например, в рамках тематической недели «Космос» воспитатель планирует следующие дидактические игры : «Что такое электричество», «Чья одежда», «Бытовые приборы», «Электричество». Но в конце недели воспитателем была проведена игра-беседа «Завершение пасхальной недели».
Однако программное содержание намеченных планов игр формируются в самом общем виде («развивать любознательность», «развивать мышление», «создать доброе настроение» и др.).
В преобладающем большинстве случаев дидактические игры преследуют цель: закрепление знаний, умений и навыков, так например, дидактическая игра «Чей дом?». Цель: назвать дом и кто в нем живет. Это не согласуется с современными требованиями ФГОС ДО к системе дошкольного образования.
Иногда педагоги планируют игры как занятие, приспосабливают их к характерной форме для реализации образовательных областей. Это приводит к изменениям учебно-игровой структуры дидактических игр. Воспитатели указывают в плане лишь дидактическую, учебную сущность дидактических игр, намечают программное содержание, но игровые компоненты - игровые задачи и действия, игровые правила- не выделяются, не продумываются заранее, не намечаются в плане. Вместо них указываются методические приемы, близкие по характеру к прямым приемам обучения.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что дидактические игры занимают в образовательном процессе детского сада не значимую роль. В календарном плане содержание дидактической игры не соответствует тематической недели, указывают дидактическую, учебную сущность дидактических игр, намечают программное содержание, но игровые компоненты - игровые задачи и действия, игровые правила - не выделяются. Игры направлены не на умственное развитие детей, а на закрепление пройденного материала.
Таким образом, проведенный теоретический и эмпирический анализ использования ресурсов игровой педагогике в практике образовательной работы с детьми дошкольного возраста позволил выявить противоречие, между тем, что современные исследователи актуализируют внимание практиков на значимости игровых методов и форм организации обучения дошкольников, наряду с тем, что в педагогической практике использование дидактической игры имеет архаический, несистемный характер.
Список литературы:
1. Елистратова, И. Давай с тобой поиграем [Текст]/ И. Елистратова //Мой ребенок. - 2006.- №11.- С. 17-23.
2. Запорожец, А. В., Маркова Т. А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста [Текст]/ А. В. Запорожец, Т. А. Маркова. –М. : Сфера, 1998.- 235с.
3. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду [Текст]/ А. И. Сорокина. - М. : Сфера, 1998.- 189 с.
4. Усова, А. П. Игра [Текст]/ А. П. Усова. – М. : Сфера, 1998.- 256 с.
5. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст]/ Д. Б. Эльконин. – М. : Педагогика, 1998.- 358 с.