Наталья Викторова
Я — логопед, и это значит
▼ Скачать + Заказать документы
«Слишком много на свете людей,
которым никто не помог пробудиться».
С. А. Экзюпери
Помочь пробудиться, дать толчок, развить творческие способности, формировать личность, способную строить свою жизнь, адаптированную к современным условиям.
Кто же он – учитель - логопед! Роль его в современном мире чрезвычайно велика. Можно не сомневаться в том, что само понятие "учитель-логопед" уже в недалеком будущем выйдет далеко за рамки профессиональной деятельности.
Публикация «Я — логопед, и это значит» размещена в разделах
Учитель - логопед — это человек, не только получивший специальное педагогическое образование, но и тот, кто всегда ощущает себя на острие общественных проблем, осуществляет важнейшую социальную функцию, обеспечивает связь времен и преемственность поколений, без чего вообще немыслимо прогрессивное развитие рода человеческого.
Учитель-логопед — это мыслитель, ощущающий всю полноту возложенной на него ответственности за судьбу доверенного и доверив-шегося ему Человека, за его духовное, интеллектуальное и физическое здоровье, за будущее своей страны и всего Мира, всей человеческой цивилизации.
Так и только так.
Этими качествами должен обладать педагог настоящего и, несомненно, будет обладать педагог будущего.
Я думаю, что логопед, а правильнее сказать учитель-логопед - это педагог, в котором могут сочетаться артист, музыкант, дизайнер, дипломат, психолог… Можно продолжать и продолжать.
Но почему артист, спросите вы? Да потому, что любое слово, фразу, предложение нужно так произнести, чтобы ребенок захотел говорить красиво или как еще любят повторять учителя-логопеды - «правильно». Дети с удовольствием втягиваются в театрализованное действо, в котором начинают слышать и понимать слово, подтверждая мысль Я. Корчака о том, что дети - «артисты, фантазеры, и поэты, и исследователи, и художники».
А еще учителю-логопеду нужно быть музыкантом, чтобы уметь правильно ставить речевое, а значит певческое дыхание. Пропеть гласные звуки, передать ритм - кто как не музыкант, а значит, и учитель-логопед может это сделать! Отождествляя речь и музыку, еще Аристотель писал: «Приятная для слуха речь - своего рода музыка».
Дизайнер… какой прекрасный смысл заложен в этом слове! Отчего же учитель-логопед еще и дизайнер? Да оттого, что он создает удобства, красоту, экономичность, т. е. условия для овладения речью. Что может располагать к общению? Привлекательная окружающая обстановка, каждый предмет в которой несет в себе смысловую нагрузку, эстетическое удовольствие и обязательно тайну или загадку. Только так ребенка можно увлечь, заинтересовать и пригласить к диалогу. Ребенок и сам принимает участие в создании для обучающей среды, принося любимые игрушки, игрушки-самоделки, выполненные им самим, его мамой и папой. И тогда окружение становится малышу близким и дорогим, поскольку рядом с ним частичка его дома.
Бесспорно, успех в работе зависит от глубоких профессиональных знаний учителя-логопеда, его осведомленности об отечественных и зарубежных достижениях смежных с логопедией наук, а также от творческой активности и инициативы.
Личность учителя-логопеда многогранна. Она аккумулирует в себе профессиональную компетентность, речевой этикет, культуру межличностных отношений, выдержку и терпение, толерантность, доброжелательность и находчивость, а еще у логопеда в распоряжении есть улыбка. По меткому выражению В. Солоухина, «душа зябнет и каменеет без улыбки». А если к улыбке прибавить еще доброе, умное, красиво сказанное слово?. Учитель-логопед - образец для окружающих, не только для детей, но и взрослых.
Как приятно, шагая по улице, встречать своих бывших воспитанников, их родителей, видеть их улыбки, счастливые глаза, узнавать о них хорошие новости.
Ребенок верит мне, педагогу. И как важно, чтобы первые уроки добра, любви, правды он получил от меня.
Я думаю, что детский сад учит и воспитывает человека, потому что быть ЧЕЛОВЕКОМ труднее: людьми мы должны оставаться всегда.
Любить своих воспитанников и свое дело, искать истину, вести постоянный диалог с прошлым и настоящим, воспитывать детей в духе свободы и творчества, приучать их к ответственности за сохранение нашей великой культуры, понимать своих воспитанников и быть понятым ими – таковы слагаемые моей педагогической философии.