галина харламова
Программа «Я и моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
«Я и моя семья»
Цели и задачи программы :
Цели программы : : Ознакомление детей с окружающим миром.
Задачи программы :
1. Дать детям представление о семье ее составе, взаимоотношениях с родными людьми
2. сформировать представление о принципе родословной
3. воспитывать чувство привязанности к членам семьи, гордость за их достижения, чувство благодарности за заботу.
Ожидаемый результат:
1. Даны детям представления о семье ее составе, взаимоотношениях с родными людьми
Публикация «Программа „Я и моя семья“» размещена в разделах
2. сформированы представления о принципе родословной
3. сформировано чувство привязанности к членам семьи, гордость за их достижения, чувство благодарности за заботу.
Литература:
1. под редакцией Н. Ф Виноградовой - «Воспитателю о работе с семьей»
2. Киргизова Л. В – «Стать человеком»
1. Данилова А. Г – «Этика и психология юношеских отношений»
2. Орлова Л. П – «Ежели вы вежливы»
3. Осталовская И - «Культура общения юношей и девушек».
4. Т. М Афанасьева - «Семья»
5. Журнал «Классный руководитель» №3 1999года
6. Журнал «Ребенок в детском саду» №4 2001год
7. Журнал «Дошкольное воспитание» № 11 2001год
«Я – семь «Я»»
задачи мероприятия результат
Сформировать представления о самых близких людях: у каждого человека свой круг близких людей; с близкими людьми нас связывают особые отношения.
1. Занятие – беседа
«самые любимые (члены семьи)»
2. Беседа «История моей семьи»
3. Занятие – беседа
«Роль современной семьи»
Сформировано представление о самых близких людях: у каждого человека свой круг близких людей; с близкими людьми нас связывают особые отношения.
Занятие – беседа
«самые любимые (члены семьи)»
Цель: закрепить представления о самых близких людях: у каждого человека свой круг близких людей; с близкими людьми нас связывают особые отношения.
Материал: альбом «Моя семья».
Ход занятия:
Кто такие «Близкие люди».
Воспитатель предлагает поговорить о самых любимых, самых дорогих людях. Близкие люди – это люди, которые всегда рядом: и в радости, и в печали; их мы любим, ими дорожим, их не хочется огорчать, а хочется только радовать.
Воспитатель говорит о том, что у каждого человека есть близкие, родные люди. Читает стихотворение А. Кондратьева «Рядом мама» (название стихотворения не произносит)
Осенью,
Весной,
Летом
И зимой
Кто с тобою рядом,
Рядышком с тобой?
В радости любой,
В горести любой
Кто с тобою рядом,
Рядышком с тобой?
На ночь и с утра,
Нынче, как вчера, –
Кто тебе желает
Всякого добра?
Осенью,
Весной,
Летом
И зимой
Кто с тобою рядом,
Рядышком с тобой?
Воспитатель предлагает сказать, кому посвящено стихотворение, кого еще дети могут назвать «близким и родным»; перечисляет своих близких (во время беседы используется материал альбома «Моя семья»).
Воспитатель подводит итог первой части беседы: у каждого человека есть близкие люди: мамы и папы, бабушки и дедушки, сестры и братья, тети и дяди и т. п.
«За что мы любим близких»
воспитатель предлагает продолжить беседу и подумать над тем, за что дети любят своих близких. Во время беседы воспитатель подчеркивает: близких людей связывают особые отношения.
Беседа «История моей семьи»
Цель: Установление взаимопонимания между родителями и детьми, для успешного решения ими общих задач в процессе совместной деятельности.
Ход занятия:
Для установления взаимопонимания между родителями и детьми. Для успешного решения ими общих задач в процессе совместной деятельности очень эффективны такие формы сотрудничества, как составление семейных историй и подготовка семейного праздника.
Для родителей и детей были проведены экскурсии по городу, состоялось знакомство с его символикой, историей возникновения микрорайона. Для многих детей было неожиданным услышать, что в некоторых семьях есть (или были) первостроители города. Появился интерес более подробно узнать о своих родных, которые приехали сюда совсем молодыми из разных регионов страны, о традициях тех мест, откуда они прибыли, о появлении семейных традиций, навеянных коренным населением.
Воспитатель:
- Что ты можешь рассказать о себе?
- Кто входит в твою семью?
- Что ты знаешь о своем брате, сестре?
- Какие праздники проводятся в твоей семье?
(Ответы детей).
Воспитатель: Ребенок мог не только пересказать все, что он узнал от взрослых, но и «прочувствовать» особенность того времени когда его бабушка была молодой, а мама – маленькой девочкой; познакомиться с играми в которые они играли, и самому поиграть в них, нарисовать одежду в которой они ходили.
Домашние истории.
Родители рассказывают о своем детстве. Рассматривается семейный альбом. Объясняется кто запечатлен на фотографиях (мама – бабушка ребенка, папа – дедушка ребенка и т. д)
Дом и комната моей мамы.
Рассказывается в какие игры родители играли в детстве. Показываются фотографии школы, классной комнаты, дома в котором жили родители.
Семейные реликвии.
Родители рассказывают о семейных реликвиях. Желательно чтобы отдать ребенку какую-нибудь безделушку – «весточку» из страны детства родителей.
Интересные истории.
Родители рассказывают как ждали появление ребенка, почему выбрали для него именно такое имя. Рассказывается смешной случай из его жизни.
Семейная история.
Родители вместе с ребенком рисуют генеалогическое древо, портреты прабабушек и прадедушек и т. д.
Под руководством взрослых дети собирали фотографии своих родных и близких, внимательно слушали и запоминали воспоминания мам и пап, даже составляли генеалогическое древо.
Мы продолжаем работать с семьей. Все это помогает нам добиться согласованности и единства в системе «воспитатель – ребенок - семья»
Занятие – беседа
«Роль современной семьи»
Цель: формирование личности ребенка в современной семье.
Ход занятия:
Многие молодые родители понимают необходимость формировать личность ребенка с малых лет. Для современной семьи актуальна проблема стиля отношений между членами семьи.
Существует два противоположных типа семейного воспитания – авторитарный и демократический.
Авторитарный стиль в отношениях супругов характеризуется властностью (чаще отца).
При демократическом стиле семейного воспитания родители являются организаторами жизни и деятельности всего семейного коллектива. В семьях демократического типа деятельными участниками жизни семьи, ее труда, отдыха очень рано становятся и дети. У детей формируется инициатива, находчивость, начала творческого подхода при выполнении порученного дела, в игре. При это родители пользуются авторитетом у детей. Наказания в таких семьях обычно не применяются – достаточно порицания или огорчения родителей.
Ценным средством воспитания являются семейные традиции – передающиеся из поколения в поколение обычаи. Нормы поведения.
Важнейшую роль в воспитании детей педагоги раскрывают на примере опыта лучших семей, данных педагогической, психологической и социальной литературы, а также с помощью художественных средств. Главная особенность семейного воспитания состоит в том, что оно наиболее эмоционально по содержанию и формам отношений между взрослыми и детьми. Родительская любовь к детям и ответное чувство детей к матери, отцу, бабушке, дедушке, к своим братьям и сестрам помогает взрослым преодолевать ряд трудностей, создавать радостную семейную атмосферу, воспитывать у детей необходимые семейные качества. Совместное проживание, общие заботы по дому – все это способствует выполнению семей главной задачи – воспитанию детей.
«В кругу семьи»
Цель мероприятия результат
1. Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге; Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
2. осознать свою установку на семейную жизнь. 1.«Я и моя семья»
2. Коллективный творческий праздник
«В кругу семьи»
8. «Дружно – не грузно, а врозь хоть брось.»
5. ТЕСТ: «Готовы ли вы к семейной жизни?»
6. Занятие «Портрет семьи»
1. сформировано представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге; Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
2. осознана своя установка на семейную жизнь
Занятие: «Я и моя семья»
Цель: Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге; Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Ход занятия:
- Ребята. Сегодня у нас в группе открыта фотовыставка «Моя семья». Кто хочет рассказать о своей семье?
(Дети по желанию подходят к фото своей семьи, рассказывают. Кто изображен. По ходу рассказов воспитатель спрашивает о членах семьи, как кого зовут, в каком месте фотографировалась семья).
- Ребята, а вы заметили, что все дети, когда рассказывали о своей семье, улыбались? Кто догадался, почему дети улыбались? (Потому что дети любят всех в своей семье : когда папа и мама радом, всегда хорошее настроение, радость, счастье: приятно вспоминать тот день, когда все вместе фотографировались).
- А вы всех любите одинаково или есть в семье кто-то, кого вы любите больше всех? Кто хочет рассказать нам о этом человеке? Какой он? (Рассказы по желанию детей).
Воспитатель предлагает детям иллюстрации из детских книг, где изображены семьи животных и птиц (петух, курица, цыплята; кошка с котятами; птица с птенцами в гнезде и т. д)
- Как вы думаете, можно сказать, что на этих картинках изображена семья? Почему? Что чувствует кошка рядом с котятами? Что чувствуют цыплята рядом с петухом и курицей?
- Правильно, и животные, и птицы испытывают чувство радости, когда находятся в окружении своей семьи, потому что дети радуют своих родителей, тем, что они подрастают, крепнут, учатся всему новому в жизни. А детеныши радуются, что родители их согревают, защищают, заботятся о них.
- Кто в вашей семье заботится о детях? Как заботятся? (ответы детей). А вы заботитесь о взрослых в своей семье? Что помогаете делать? (Помогаем мыть посуду, бабушке тапочки приносим, папе газету ищем и т. д.).
- Как хорошо, что у ас у всех есть семья. Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело живут все вместе.
- Кто в вашей семье старший?
- Кто самый младший?
- Кто кому мама?
- Кто кому сын (дочь?
- Для мамы ты кто? Для бабушки? Для брата (сестры?
Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда был мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
Семью почитали еще с древних времен. Народ слагал много пословиц.
При солнышке – тепло, при матери – тепло.
Нет милее дружка, чем родная матушка.
Вся семья вместе – и душа на месте.
Золото и серебро не стареют, мать и отец цены не имеют.
- Что бы вы хотели пожелать своей семье? (пожелания детей своей семье)
После занятия дети рисуют свою семью.
Занятие: Коллективный творческий праздник
«В кругу семьи»
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители, бабушки, дедушки и дети. Хорошо, что сегодня мы собрались все вместе.
Дети – это чудо света,
Я видел это сам.
И причислил чудо это,
К самым чудным чудесам.
Мы пред будущем в ответе:
Наше радость, боль и грусть,
Наше будущее – дети.
Трудно сними, ну и пусть!
В наших детях – наша сила,
Внеземных миров огни,
Лишь бы будущее было
Столь же светлым, как они.
Ведущий: что такое семья? Это любовь и забота, труд и совместный отдых, радость и печаль, привычки и традиции. Я расскажу вам одну легенду о семье. В давние времена жила большая и дружная семья из ста человек, и в ней всегда царили мир, любовь и согласие. Молва о ней долетела до правителя страны. Он вызвал к себе главу семьи и спросил у него. Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга? Тат взял бумагу и написал на ней что-то. Ответ удивил правителя: на листе бумаги было написано сто раз слово «понимание»!
Теперь давайте познакомимся. При знакомстве принято вручать свои визитки. Вот и мы хотели бы получить от вас нечто вроде визитки (словесной, музыкальной, танцевальной).
(Выступление родителей и детей).
Ведущий: с давних времен людей волновали вопросы семейных взаимоотношений. В 16 веке в России распространилась любопытная книга – «Домострой». В ней давались поучения и наставления мужу, жене и детям. Там шла речь о самом главном – об ответственности супругов друг за друга, за детей. За престарелых родителей, за духовное, нравственное и материальное благосостояние семьи. Давайте вспомним пословицы и поговорки о любви и о семье. Ван надо поправить то, что сказано не верно.
Не родись красивой, а родись богатой (счастливой).
Любовь –кольцо, а у кольца нет проблем (начало нет, и нет конца).
Милые бранятся только по пятницам (тешатся).
Ведущий: Помните легенду о большой семье, где царило понимание? Было в старину еще одно правило. Все нити правления в семье сосредотачивались в руках одного человека – отца. Подчинение ему было беспрекословным и полным.
Конечно, от прошлого можно отмахнуться. Это ведь так просто! Но оно всегда рядом. Исследования ученых показывают, что наши предки непосредственно влияют на наше физическое развитие. К сожалению, теперь сведения о предках у нас скупы. А в старину было не так. Прежде чем женить сына или выдать замуж дочь, люди узнавали о будущих родственниках до пятого колена!
Фамильная честь, интерес к своему роду – все это ветви большого дерева. Имя, которому патриотизмом. Нельзя жить иванами, не помнящими родства. Давайте проверим до какого колена знают своих родственников в ваших семьях.
Предлагаем участникам нарисовать свое семейное дерево. (Дети вместе с родителями выполняют задание.)
Ведущий: Сейчас у нас появится настоящий бабушки сундук. В нем много интересных вещей. Выбирайте, что вам приглянется, и пусть каждая семья покажет свой парад мод. (показ моделей происходит под веселую музыку)
Как много ошибок мы могли бы избежать, если бы никогда не забывали, что каждый из нас – звено в цепи поколений. Наши добрые дела и поступки окрыляют детей и внуков, а плохие – ложатся на них тяжелым бременем. Ведь они наследуют не только цвет наших глаз и волос, но и историю нашей жизни.
Сейчас каждая семья продемонстрирует нам выставку семейных реликвий. Гидами на ней будут наши дети. (проводится экскурсия по необычной выставке).
Ведущий: Следующая часть нашего праздника – веселые конкурсы. На каждый конкурс отводится 3-5минут.
КОНКУРС №1 «Утро»
Дома всегда есть срочные дела, особенно утром: все куда-то торопятся, стараясь при этом помочь хозяйке дома. В конкурсе соревнуется мужская половина семьи. Дедушка чистит лук, сын – картошку, отец вытирает пыль.
КОНКУРС №2 «Сделай сам»
Бабушка пришивает пуговицы к рубашке отца, мама завязывает ему галстук, дочка складывает книги в его портфель.
КОНКУРС №3 «Твой школьный ранец»
Дети торопятся в школу. Мальчик и девочка из каждой команды складывают в свой ранец школьные принадлежности. Побеждает тот, кто складывает это быстрее.
КОНКУРС №4 «Деньги любят счет»
(Распределение денег на карманные расходы.) В каждой команде кто-то считает монеты, а в это время ведущий старается отвлечь всех разговорами.
КОНКУРС № 5 «Домашнее задание»
Кончился рабочий день, но не закончились семейные хлопоты. Дети сели за уроки. Родители им помогают.
Урок 1: Из набора букв нужно составить как можно больше слов, при этом одна и та же буква должна использоваться только один раз.
Урок рисования: Надо узнать автора известной картины.
Урок музыки: Мамы называют песню, которую пели в молодости их родители, дети – песню своих матерей и отцов, бабушки и дедушки – любимую мелодию внуков.
Урок домоводства: Нужно за пять минут скроить и сшить детское платье и продемонстрировать его.
КОНКУРС № 6 «Букет цветов»
На столе разбросаны цветы, две девочки из каждой команды с завязанными глазами собирают их в букет и дарят своим родным.
КОНКУРС № 7 «Нежные слова»
Из каждой команды папа и мама соревнуются, кто скажет друг другу больше ласковых и нежных слов.
Блицтурнир для команд
Вопросы для первой команды:
- без чего хлеб не испечь? (без корочки)
- в каком году люди едят больше обыкновенного? (в високосном)
- на что похожа половина апельсина? (на вторую половину)
- на какое дерево ворона садится после дождя? (на мокрое)
- на каких полях не растет трава? (на полях школьной тетради)
- каким гребнем не расчешешь волосы? (петушиным)
- назовите пять дней недели не называя чисел и названий дней. (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
- что делает сторож, если у него на шапке сидит воробей? (спит)
Вопросы для второй команды:
- какие часы показывают правильное время только два раза в сутки? (которые стоят)
- где вода стоит столбом? (в стакане)
- какой болезнью на суше никто не болеет? (морской)
- по чему ходят, но никогда не ездят? (по шахматной доске)
- что находится между городом и деревней? (союз «и»)
- что можно смотреть с закрытыми глазами? (сон)
- сын моего отца, но мне не брат. Кто он? (я сам)
в конце нашего праздника мы предлагаем каждой команде сказать, что для них значит семья. (ответы родителей и детей)
Ведущий: мне вспомнилась сказка. Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но в чашку место сахара положило соль. Добро попробовало соленый чай и сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги купите себе конфет к чаю». Зло перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так добро отплатило Злу добром.
Действительно, лучше всегда платить добром, оставляя после себя только хорошее, сердечные воспоминания, а чай пить с сахаром. (на стол подается самовар. Вручаются призы участникам и подводятся итоги праздника).
«Дружно – не грузно, а врозь хоть брось.»
Цель: Раскрыть понятие «Семья», дать представление о ее функциях и видах; формировать убеждение в важности семьи; воспитывать чувство привязанности к членам семьи, гордость за их достижения; развивать навыки терпимости к недостаткам членов семьи; прививать стремление активно участвовать в выполнении домашних обязанностей, разрешать возникающие в семье проблемы, оказывать помощь старшим, заботиться о младших.
Оборудование: фрагменты видеофильмов «Москва слезам не верит», «Малыш и Карлсон», рисунки, фотографии, репродукции картин с изображением различных семей. Выставка книг о семье.
Содержание:
Плохо человеку, когда он один.
Горе одному, один не воин…
В. Маяковский
«Плохо человеку, когда он один, горе одному, один не воин…» Видимо, подавляющее большинство человек согласятся с В. Маяковским. Действительно, для преодоления одиночества люди не в партии вступают, а создают семью. Испокон веков семь помогала человеку появиться на свет, вырасти и жить. На протяжении всей истории человечества вне семьи было невозможно не только нормально существовать, но даже физическое выживание.
Мог ли человек в древние времена прожить один? Зачем ему нужна была семья?
И в сегодняшнем цивилизованном мире, хотя нет необходимости поддерживать огонь в очаге, защищаться от диких зверей или вручную обрабатывать землю, люди все равно стремятся держаться вместе, уживаться друг с другом, несмотря на связанные с этим трудности. Человека без семьи трудно считать вполне счастливым. Что же такое семья? Семья – это малая группа людей, основанная на браке или кровном родстве.
Из кого состоит семья? Семья состоит из супругов и детей.
А бывают ли семьи организованные иначе?
Простые семьи Усложненные семьи
Двое родителей и дети Родители, дети и другие родственники
Один родитель и дети Один муж, несколько жен и дети (аборигены Австралии)
Одна жена, несколько мужей и дети (эскимосы, тибетцы)
Таким образом, семья – это сложный организм, недаром же она называется «семь я».ведь в семье каждый из нас имеет множество воплощений: я- дочь, мать, сестра, племянница, внучка и т. д.
- А в ваших семьях кто вы? (ответы детей)
Вот сколько ролей мы выполняем. В каждом из нас можно найти одновременно характерные черты всех наших предков: нос мамин, подбородок бабушкин, характер папин и т. д, а иногда это взрывчатая смесь. Чтобы лучше познать себя, мы должны изучить свою семью, ее родословную. Вы уже составляли на занятиях свое генеалогическое древо. Расскажите, что у вас в результате получилось? (ответы детей)
Зачем нужна семья? Каковы ее функции? У всех народов во всех религиях назначение семьи одно и то же. Семьи изменились, а их назначения нет. В качестве подсказки, наши дети приготовили стихи о семье. (выступление детей)
- после выступления детей, воспитатель показывает фрагмент видеофильма: «Москва слезам не верит» и задает вопрос: «Какие функции выполняет семья?»
Функции семьи.
- хозяйственная
- воспитательная
- психологическая.
Хозяйственная: круг хозяйственных обязанностей по дому.
Воспитательная: воспитание детей, роль мамы в воспитании, дефицит мужского внимания.
Психологическая: создание уюта, комфорта, спокойной обстановки, в которой человек может отдохнуть.
При подготовке к занятию вы писали мини-сочинения: «Какой я хочу видеть свою семью.» (дети зачитывают свои сочинения)
Для закрепления знаний о функциях семьи заполним таблицу. (дети заполняют таблицу0
№ Название функции Вид функции
1 Уборка квартиры
2 Проверка д\з у ребенка
3 Мытье посуды
4 Обсуждение с членами семьи событий дня
5 Приготовление обеда
6 Игры с ребенком
7 Сочувствие тому, у кого неприятности
8 Чтение книги (сыну, дочери)
9 Доставка продуктов
10 Разговор с сыном (дочерью0 о взаимоотношениях со сверстниками
11 Уход за цветами
12 Просмотр и обсуждение телефильма
13 Уход за домашними животными
14 Похвала за хорошо выполненное дело
Очень часто в семье бывают конфликты, их причины могут быть разные. Попробуйте разрешить некоторые из них.
(зачитывается письмо десятилетнего мальчика к своей бабушке. Е. Н Хорнива: «Если в семье конфликт»)
- прав ли мальчик? Что можно ему посоветовать?
- Как можно разрешить конфликт?
Домашние обязанности должны быть у всех. Давайте проверим, готовы ли вы к семейной жизни? (проводится анкетирование «Готовы ли вы к семейной жизни?»)
- Узнали? Вот теперь и сделайте вывод: может что-то надо изменить в своих взглядах, в своем поведении?
И наконец. Последнее задание6 как вы представляете себе идеальную счастливую семью?
Выполнить его нужно в виде рисунка. Может это будет рисунок семьи, родителей и детей, а может, в нем найдут отражения какие-то ваши представления об идеальной счастливой семье. (дети рисуют)
На этом наше занятие закончено. Огромное вам спасибо.
Развитие художественных умений.
Занятие «Портрет семьи»
Цель: Воспитывать у детей доброе отношение к папе, маме и себе: учить передать эти образы в рисунке доступными средствами выразительности, учить видеть эмоциональное состояние, передавать радость.
Оборудование: листы бумаги в виде рамок (для портрета, краски, кисти, салфетки, цветной экран и вкладыши с мимическими изображениями различных эмоциональных состояний.
Предварительная работа: рассматривание семейных фотографий, портретов. (объяснение того, что человек может быть изображен как в полный рост, так и до пояса)
Ход занятия:
Воспитатель спрашивает у детей, любят ли они своих родителей, фотографировались ли с ними в фотоателье? Есть ли у них фото бабушек, дедушек? Может быть, у кого-нибудь такая фотография (картина) в рамочке висит на стене?
Чтение стихотворения А. Кушнера
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька твой сосед,
Обязательно картина называется портрет.
Воспитатель предлагает нарисовать семейный портрет – папу, маму и себя, изобразить только головы. Уточняет черты лица, способ передачи волос. Побуждает вспомнить детей какое настроение чаще бывает у родителе. Радость? Грусть? Просит детей мимикой изобразить эти состояния. Показывает их на цветовом экране (вставляет в экран вкладыши с изображением родных эмоциональных состояний, обращает внимание, с помощью какого цвета лучше выразить состояние человека, как нарисовать рот). В случае затруднения при изображении черт лица, волос, воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
В конце занятия подводит итог, сдаются рисунки детей.