Эрастова
Изучение уровня сформированности экологической культуры старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: Развитие экологической культуры является одной из важных задач экологического воспитания детей дошкольников. С целью изучения уровня сформированности экологической культуры у старших дошкольников проведена исследовательская работа и с применением диагностических методик.
Публикация «Изучение уровня сформированности экологической культуры старших дошкольников» размещена в разделах
В статье приводятся результаты исследования, и обосновывается значение использования в работе разных форм работы по повышению уровня экологической культуры.
Человек вступает в определенные отношения с природой. Он приспосабливается к природной обстановке, сам, изменяясь под ее влиянием, и, конечно, преобразует своей деятельностью эту природную среду. И это преобразование - проблема взаимосвязи человека и природы, которая приобрела новое, подчас грозное звучание.
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.
Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как, в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения к окружающей действительности.
Формирование основ экологической культуры, воспитание бережного отношения к природе происходит в процессе организации разных форм работы.
Актуальность исследования вызвана обострением противоречия: между объективной необходимостью изучения особенностей экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста и недостаточным использованием разных форм в работе по воспитанию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучение уровня сформированности экологической культуры старших дошкольников.
Объект исследования: воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: изучение уровня сформированности экологической культуры старших дошкольников
Экологическая культура-совокупность всех видов деятельности человека по отношению к природе, его практическое отношение к ней
Для старших дошкольников характерной является особая восприимчивость к тем фактам, которые они получают самостоятельно, в процессе своей деятельности. В этом возрасте дети очень внушаемы и доверчивы. Поэтому так важно, чтобы в этот период формировались правильные представления об объектах и явлениях живой и неживой природы, чтобы они формировались именно на научной основе.
Исследовательская работа по экологической культуре проходила с детьми старшей группы на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Светлячок» в городе Первомайск.
Детский сад работает по общеобразовательной программе «От рождения до школы». Особо следует отметить, что кроме общеобразовательной программы, работа ведётся с применением парциальной программы «Юный эколог».
В детском саду есть специально организованное экологическое помещение вне группы - живой уголок, где дети наблюдают и ухаживают за животными и растениями. В группе так же есть живой уголок, мини - огород на окне, календарь природы.
Здание окружено зоной, которая включает в себя игровую площадку, зелёную зону, экологическую тропу.
Таким образом, база детского сада располагает всеми достаточными условиями для повышения у детей экологической культуры обучения детей уходу за растениями, наблюдению за их развитием.
Для выявления уровня сформированности экологической культуры дошкольников, были подобраны методики «Чьи плоды?», методика «Засели лес», методика «Живая - неживая природа».
Цель методики «Чьи плоды?» - выявление сформированности представлений детей о плодах, деревьях, кустарниках, цветов, умении аргументировать свои высказывания.
Из 13 опрошенных детей только у 3 детей высокий уровень экологической культуры, у 4 детей - средний уровень, у 6 детей - низкий уровень.
Можно сделать вывод, что многие дети плохо знают названия деревьев и неправильно подбирают к ним плоды. Способы размножения растений малоизвестны детям.
Суть методики «Засели лес» заключалась в выявлении сформированности представлений детей о жителях леса. При этой беседе дети показали средний уровень знаний.
Анализ полученных данных позволил сделать следующие выводы из 13 опрошенных детей только у 5 детей высокий уровень экологической культуры, у 5 детей - средний уровень, у 3 детей - низкий уровень.
Цель методики «Живая - неживая природа» : выявление уровня сформированности экологических представлений о живой и неживой природе.
При проведении этой методики, дети показали средний уровень знаний.
Анализ полученных данных позволил сделать следующие выводы из 13 опрошенных детей только у 4 детей высокий уровень экологической культуры, у 6 детей - средний уровень, у 3 детей - низкий уровень.
Анализ результатов диагностик показывал, что у большинства воспитанников средние представления о живой и неживой природе, о деревьях, и животных.
Таким образом, в детском саду организована систематическая работа по повышению уровня экологической культуры с использованием разных форм. Проводятся беседы на природоведческие темы, экскурсии, занятия опытно - экспериментальной деятельностью. Очень эфффективным методом является квест-игра на тему «Правила поведения в природе» с целью выявления экологической культуры. Проходя от этапа к этапу у детей старшей группы, воспитываются элементы экологической культуры.
Работа по экологической тропе с детьми старшего дошкольного возраста в детском саду показала хорошие результаты. Выходя на улицу, дети стали задумываться о том, чтобы не растоптать муравейник или цветок, стали экономно расходовать воду.
Для того чтобы выяснить, повысились ли знания по экологической культуре, была проведена контрольная методика.
Из 13 опрошенных детей только у 6 детей высокий уровень экологической культуры, у 5 детей - средний уровень, у 2 детей - низкий уровень.
Можно сделать вывод, что при контрольной диагностике дети показали довольно высокий результат.
Таким образом, в целом у детей произошло повышение уровня экологической культуры на уровень.
Включение старших дошкольников в исследовательскую деятельность, которая содержала детское экспериментирование, квест- игру по экологической тропе, позволило создать условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам природы и тем самым повысить уровень экологической культуры детей, участвующих в исследовании.
Формирование основ экологической культуры, воспитание бережного отношения к природе происходит в процессе организации разных форм работы: на занятиях, в повседневной жизни, при проведении природоохранных акций, праздников и досугов, в походах и экскурсиях.
Включение старших дошкольников в исследовательскую деятельность, которая содержала детское экспериментирование, квест - игру по экологической тропе, позволило создать условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам природы и тем самым повысить уровень экологической культуры детей, участвующих в исследовании.
Список используемых источников
1. Андреев, М. Д. Экологическая культура как основа гармонизации отношений между обществом и природой / М. Д. Андреев. – Москва: Успехи современного естествознания, 2016.
2. Авдеева, Н. Н. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников / Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова. - Ярославль: Академия развития, 2016.
3. Бобылева, Л. Н. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников / Л. Н. Бобылева. – М: Дошкольное воспитание, 2017.
4. Веракса, Н. Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. – М. :Мозайка-синтез, 2017.
5. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой/ С. А. Веретенникова. - М. : Просвещение, 2019.
6. Зарипова, М. Д. Формы и методы экологического воспитания дошкольников / М. Д. Зарипова. – Москва: Молодой ученый, 2018.
7. Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду/ Н. В. Коломина. – Москва. : ТЦ Сфера, 2019.
8. Николаева, С. Н. Программа экологического воспитания в детском саду «Юный эколог» /С. Н. Николаева. – М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016.
9. .Ясвин, В. А. Формирование экологической культуры/ В. А. Ясвин. - М. : Акрополь, 2017.