Юлия Зубченко
Изучение уровня развития исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Цель констатирующего этапа экспериментальной работы заключалась в выявлении уровня развития исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи констатирующего этапа экспериментальной работы:
Публикация «Изучение уровня развития исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
1) подобрать диагностические методы и методики для изучения уровня развития исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста;
2) изучить уровень развития исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста;
3) проанализировать количественные и качественные результаты исследования.
Для достижения цели констатирующего этапа экспериментальной работы и решения задач исследования, нами использовался следующий диагностический инструментарий:
1. Методика «Исследовательская активности» (А. И. Савенков). Цель методики – выявить исходный уровень развития исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста.
2. Методика «Вопрошайка» (Н. Б. Шумакова). Цель методики - выявить уровень устойчивости исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.
3. Методика «Детская любознательность» (Д. Б. Годовикова). Цель методики - выявить уровень развития любознательности, степени выраженности поисковой активности.
Подробное описание диагностических методов и методик, а также уровней развития исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста представлено в Приложении 1.
С целью выявить исходный уровень развития показателей исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста была проведена методика «Исследовательская активность» (А. И. Савенков).
Детям предлагалось выполнить ряд заданий целью которых было проверить развитие умения видеть проблемы, выдвигать гипотезы, умение рассуждать, описывать явления, обобщать, делать выводы и т. д. С помощью данной методики была определена степень развития следующих показателей исследовательской активности : умение видеть проблему, формулировать и задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи, умение самостоятельно действовать на этапах исследования.
Каждый показатель оценивался от 1 до 3 баллов, что давало объективно определить уровни развития показателей исследовательской активности.
Результаты полученные после проведения методики «Исследовательская активность» представлены в Табл. 2.1. и Рис. 2.1.
Таблица 2.1.
Результаты оценки уровня развития исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста
(методика «Исследовательская активность»)
№ п/п Имя ребенка Показатели исследовательской активности
(в баллах) Кол-во баллов Уровень
1 2 3 4 5 6
1. Семен В. 2 2 2 1 2 2 12 СУ
2. Олег Г. 1 2 1 2 2 3 11 СУ
3. Аня Е. 2 3 2 3 2 2 14 ВУ
4. Анжела Ж. 1 1 1 1 1 2 7 НУ
5. Егор З. 1 2 1 2 2 2 10 СУ
6. Катя И. 2 2 3 3 3 3 16 ВУ
7. Олег И. 1 2 1 1 1 2 8 НУ
8. Наташа К. 3 3 3 3 3 3 18 ВУ
9. Вика К. 2 1 1 1 1 2 8 НУ
10. Паша К. 1 2 2 2 2 3 12 СУ
11. Григорий Л. 1 2 1 2 1 2 9 СУ
12. Саша Н. 3 2 3 3 2 2 15 ВУ
13. Света О. 1 1 1 1 1 2 7 НУ
14. Лера П. 1 2 1 1 2 1 8 НУ
15. Володя П. 2 2 2 2 2 2 12 СУ
16. Алена Р. 2 2 2 1 2 2 12 СУ
17. Максим С. 1 1 2 1 1 2 8 НУ
18. Женя У. 2 2 3 3 2 3 15 ВУ
19. Марина Ч. 1 1 1 1 1 1 6 НУ
20. Ксения Ш. 2 1 1 2 2 3 11 СУ
21. Алина Ю. 1 2 1 2 2 3 11 СУ
ВУ- высокий уровень; СУ – средний уровень; НУ – низкий уровень.
Рис. 2.1. Результаты оценки уровня развития исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста
(методика «Исследовательская активность»)
Как видно из Табл. 2.1. и Рис. 2.1. высокий уровень развития исследовательской активности был выявлен у 5 детей старшего дошкольного возраста, что соответствует 24 %. Средний уровень развития исследовательской активности был определен у 9 детей старшего дошкольного возраста, что соответствует 43 %. Низкий уровень развития исследовательской активности был выявлен у 7 детей старшего дошкольного возраста, что соответствует 33 %.
У детей с высоким уровнем (24 %) развития исследовательской активности Катя И., Наташа К., Женя У. и др. хорошо развито умение самостоятельно видеть и определять проблему исследования. Дети умели правильно формулировать вопросы, выдвигать и отстаивать свои гипотезы, рассматривать несколько способов решения поставленных задач аргументируя их. Дети с выявленным высоким уровнем умели самостоятельно и осознанно планировать свою работу, давать оценку как своим результатам, так и оценивать результаты сверстников, правильно делали выводы.
Дети со средним уровнем (43 %) развития исследовательской активности Олег Г., Семен В., Ксения Ш., Паша К. и др. в большинстве случаев умели определить проблему, высказывали предположения по данной проблеме, но иногда требовалась помощь. Самостоятельно выбирали материал для экспериментирования, проявляли настойчивостью и последовательностью в достижении поставленной цели. В процессе формирования выводов иногда допускали незначительные ошибки или была необходимость в наводящих вопросах. Дети умели пользоваться доказательствами, но не всегда полно и логично. При организации исследовательской деятельности требовалась постоянная направляющая помощь взрослого.
Дети с низким уровнем (33 %) развития исследовательской активности не проявляют интерес к поиску проблемы. Дети не способны были самостоятельно формулировать вопросы, выстраивать гипотезы и планировать свою деятельность. Испытывали трудности в речевых формулировках, не умели обсудить результаты и сделать выводы.
С целью выявить уровень проявления устойчивости исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста была проведена модифицированная методика «Вопрошайка» (Н. Б. Шумакова).
Детям предлагалось принять участие в нескольких экспериментах: «Резина, ее качества и свойства», «Дождевые облака», «Как обнаружить воздух?» (Приложение 1).
Обработка результатов производилась посредствам фиксации задаваемых вопросов, предположений, рассуждений и их распределения в соответствии с классификацией. Классификация вопросов была следующей: поисковые, коммуникативные, оценочные, вопросы-уточнения.
Поисковые вопросы характеризовались умение детей выделять неизвестное, делать анализ и обследование, формулировать гипотезу. По направленности эти вопросы были ребенком к себе и выполняли поисково-исследовательскую функцию.
Коммуникативные вопросы ребенок направлял на активное общение со взрослым, устанавливал контакт с ним.
Оценочные вопросы помогали ребенку давать оценку и осмысливать собственные действия, анализировать промежуточные или конечные результаты поиска решении выдвинутой гипотезы. Оценочные вопросы были обращены в большей степени к себе или взрослому.
Вопросы-уточнения были нацелены на активное восполнение недостающей информации (которую нельзя было получить лишь путем самостоятельного анализа и поиска) посредством обращения к взрослому.
Результаты методики представлены в Табл. 2.2. и на Рис. 2.2, где знаком «+» отмечался проблемный тип (высокий уровень, знаком «-» отмечался описательно-практический тип (низкий уровень, сочетание знаков «+-» означало равнозначное отношение к двум типам активности исследования (средний уровень) у детей старшего дошкольного возраста.