Ольга Леонидовна
Фестиваль педагогических идей в системе образования в 2015 г.
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Музыка и коэффициент эмоций в развитии творческих способностей
детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»
Разработчик: Крушинских О. Л. музыкальный руководитель МАДОУ№25 «Солнышко»
г. Сысерть
«Для чего скажите, музыка нужна?
Чтоб понять печаль и горе,пенье соловья!
Чтобы в радостном порыве петь и танцевать!
Чтобы чувства, настроения,мы без слов могли понять!»
2 слайд
Публикация «Фестиваль педагогических идей в системе образования в 2015 г,» размещена в разделах
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыка отражает отношение человека к миру, ко всему,что происходит в нём и в самом человеке.
3 слайд
А наше отношение – это как известно, наши эмоции. Значит,эмоции являются главным содержанием музыки. Что и делает её одним из эффективных средств формирования эмоциональной сферы человека, прежде всего развитие творческих способностей личности. Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку одна из важнейших способностей личности.
4 слайд
Основы музыкальной культуры дошкольников закладываются, на музыкальных
занятиях в детском саду, которые являются основной формой музыкального воспитания. Основной задачей музыкальных занятий является развитие музыкальности, понимаемое как способность ребёнка эмоционально отзываться на музыку (Б. М. Теплов).
5 слайд
В процессе целенаправленной деятельности,знакомя детей с выразительной силой музыки, используя методические пособия, иллюстративный, дидактический, музыкальный материалы, интернет –ресурсы.
6 слайд
Работая в режиме развития, в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к структуре основной образовательной программы ДО-2013г. Возникла необходимость вести активный поиск решения существующей не новой, но по –прежнему актуальной проблемы развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.
7 слайд Я уверена, что способствуя развитию эмоционально-чувственной сферы, можно добиться осознанного эмоционального исполнения музыки, раскрытия творческих и музыкальных способностей. В связи с этим был разработан проект совместно с участниками ДОУ. Тема: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста и эмоциональной сферы средствами музыки».
Данный проект направлен на расширение представления детей об эмоциях, развитие умения выражать эмоциональное состояние при помощи мимики, пантомимики, вокальной мимики, жестов,этюдов; познакомить детей с музыкальными произведениями, передающими разное настроение людей, развитие коммуникативных способностей, воспитание желания и умения сотрудничать, умение принимать верные решения -в проблемных ситуациях.
8-9 слайд
Инновационная направленность Направление музыкальной деятельности в условиях ДОУ включает в себя технологии развития эмоционально- личностных особенностей детей. Создание условий,обеспечивающих свободное выражение эмоциональных состояний, чувств.
Развитие творческого потенциала личности ребёнка посредством системы музыкально- игровой деятельности.
10 слайд.
В ходе работы у детей шло формирование первоначальных представлений об эмоциях. В форме видеопрезентации «Эмоции и чувства»,а также использовала дидактическое пособие «Эмоции». В продолжении знакомства со словарём эмоций, использовала дидактическую игру «Волшебная шкатулка». Описание игры:Накрыта яркой салфеткой,стоит на столике. Я обращаю внимание на звучащую музыку (завожу механизм шкатулки) и предлагаю найти место,откуда она слышна. Дети находят «Волшебную шкатулку».Я предлагаю послушать музыку и сложить в «волшебную шкатулку» слова, которыми можно насказать о её настроении. За каждый правильный ответ дети получают звёздочку. Побеждал тот, кто наберёт больше звёздочек. Игра заканчивается повторением всех названных прилагательных, слов – образов и эпитетов.
11 слайд
Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку происходит во всех видах музыкальной деятельности ребёнка, но на первом месте стоит слушание. В ходе проектной деятельности дети познакомились с музыкальными произведениями
,которые выражают,чувство и характер людей.
12 слайд
Побывали в «Волшебном городе эмоций» где расширили представления об эмоциях, выражали эмоции под музыку и обозначали их цветом, развивали умение различать эмоционально-образное содержание музыкальных пьес. Проведение мероприятий осуществлялось совместно с педагогом- психологом.
13 слайд
Использование инновационных, здоровьесберегающих технологий организации музыкальной деятельности детей,в ходе проектной деятельности предполагало
отход от стереотипов и придавало занятиям живость, непосредственность способствовало развитию координационной свободы движений, чувства ритма,внимания, ансамблевой слаженности, эмоциональной отзывчивости. .Проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников существует достаточно давно.
Психологами доказано музыка разряжает накопившиеся отрицательные эмоции, повышает общий тонус организма человека, снимает напряжение.
Особый метод музыкотерапии представляет собой «Коллективное музицирование», т. е воздействие звуковыми колебаниями с внутренними эмоциональными процессами в организме человека. Причём используемые -музыкально игровые упражнения очень хорошо подходят и для детей с различными «особенностями в развитии».
14 слайд
Движение нужно воспринимать как музыку, музыку- как движение. Чтобы музыка пришла к нам через тело. Все эти вещи естественны для ребёнка, и постепенно проявляются в творческом развитии, использование элементов аутотренинга, даёт возможность восстановить хорошее настроение.
15-16 слайд
Основная цель этой методики распознание эмоций. На занятиях с элементами психогимнастики дети обучались азбуке эмоций. Прослушав музыку ребё нок самостоятельно выкладывал пиктограмму: то выражение лица, которое соответствует эмоциональному характеру данного произведения. Разумеется, занятиям предшествовала предварительная работа по ознакомлению детей с невербальными средствами общения: мимикой и жестами. Использовала в работе с детьми развивающие игрушки «Кубики настроения».
17 слайд
Необязательно обладать музыкальным образованием, чтобы использовать элементы психогимнастики, только нужно знать какую классическую или программную музыку использовать в процессе деятельности.
Взаимодействие воспитателя и детей в совместной работе способствовало гармонизации взаимоотношений, оздоровлению детей. Дети слушали музыку во время непосредственной деятельности, перед началом занятий, во время засыпания, пробуждения. Перед уходом домой. Доказано :использование музыки, а особенно классической в детском саду, снимает стресс и помогает противостоять простудным заболеваниям.
18 слайд
Участвуя в предложенных играх, дети получали возможность активного творческого самовыражения.
19 слайд
Пение очень нравится детям. Дети стараются исполнять песню выразительно, эмоционально, слаженно в процессе пения происходит процесс сотрудничества.
Стараюсь сама исполнить песню эмоционально в соответствующем характере.
Использую методы и приёмы по принципу «Эхо», «Идёт песенка по кругу»,
«Забывалочка».Во время проведённых упражнений, дети раскрепощаются. Даже те дети,которые не всегда могут проявить себя.
20 слайд
Дети воплощали в своих рисунках музыкальные впечатления, переживания связанные с музыкой, совместно с родителями (творческое задание).
21 слайд
Через движения дети старались передать характер прослушанных произведений.
Придумывали движения к пляскам.
22 слайд
При проведении коммуникативных игр с детьми, выяснилось, что положительные эмоции (радость,интерес, сочувствие)помогают быстро найти товарищей,а отрицательные (гнев, злость, презрение,упрямство)не производят впечатление, не хочется играть и знакомиться.
Выяснилось,что при проведении экспресс- теста для определения индивидуального подхода к ребёнку,выяснения причин, проявление негативных эмоций (пришёл из дома с плохим настроением, я предложила выбрать «человека-ложку» с положительной эмоцией, улыбнуться и простучать свой задуманный ритм. Практический приём показал, что через движение и зрительный образ,ребёнок смог погасить своё плохое настроение, и переключиться на другой вид деятельности. А самое главное, что в процессе предложенной игры- коммуникации с ребёнком установилась атмосфера доверительности эмпатии.
Назначение «человека-ложки- эмоции» применяется во время прослушивания музыкальных произведений, тем самым дети символизируют возникший эмоциональный отклик. Нестандартное применение ложек в качестве дидактического средства способствует дополнительному положительному сенсорному воздействию на ребёнка. Тактильный контакт, удобно держать, больше запомнится, чем карточки. Дети сразу же оценили «человека-ложку»,можно играть в театр, сделать дома. Стали «дружить», «здороваться»…проявлять эмоциональный отклик.
23 слайд
Продукт деятельности:
Вместе с детьми мы «создали»одежду для человека- ложки. Дети выбирали цвет, прикладывали определённые усилия. Достаточно взять лист бумаги, или не очень толстого картона (формат А4 (22 x 29,7 см)сложить его пополам в длину, затем ещё раз но уже в ширину и ножницами вырезать контур одежды и отверстие для вдевания ложки. Сделав такие игрушки, дети использовали их при создании сюжетных композиций, проявляются художественно- речевые способности и творческие проявления в театрально- игровой деятельности
24 слайд
Результатами проектной деятельности являются:
Повышение уровня эмоциональной отзывчивости,
Расширение «Словаря эмоций»
Эмоционально- образные движения характера музыкальных произведений, мимика, пантомимика,вокальная мимика
Эффективное использование инновационных и здоровьесберегающих технологий
Положительная динамика развития музыкально- творческих способностей
25 слайд
Вывод: Считаю, что разработанный и реализованный проект оказался эффективным. Проведённые мероприятия оказали положительное влияние на
эмоциональную сферу ребёнка. Коэффициент эмоций детей старшего возраста принявших участи в рамках проектной деятельности улучшился больше чем на 17,3 %
Всё дело в том,что музыка способствует развитию эмоций, а эмоции в свою очередь влияют на творческие способности детей, и не только в направлении музыкальной деятельности область «Художественно- эстетическое развитие»,но и в других образовательных областях.
26 слайд
Бывают чувства у зверей, у рыб, цветов и у людей.
Влияет без сомнения на всех нас настроение!
Желаю позитивных эмоций, творческих успехов!