Анастасия Черняйкова
Опытная деятельность по изучению удивительных свойств света с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №126»
Г. Ярославль
Изучение удивительных свойств света с детьми старшего дошкольного возраста
Подготовила воспитатель: Черняйкова А. Н.
Цель: расширить знания детей об окружающем мире.
Задачи:
Дать понятие о возникновении света и тени
Познакомить детей со свойствами света, уточнить представления об источниках света.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Экспериментирование. Конспекты с опытами
- Темочки
Познакомить детей с тем, как можно увидеть световой луч; понять, что свет двигается по прямой линии и когда что-либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше; понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него.
Выявить причину смены частей суток.
Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
Способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами.
Развивать умение устанавливать причинно - следственные связи,
Воспитывать самостоятельность, активность.
Ход
Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, что такое «свет» и каким он бывает?
Свет всегда окружает нас по жизни, он бывает солнечным, лунным, звездным. Когда-нибудь наблюдали за таким светом?
Существует два вида света : природный – это свет солнышка, звезд на небе, луны и искусственный – это свет от люстры, фонарика, настольной лампы, костра.
Свет — это форма энергии, которая помогает нам видеть окружающие вещи. Он повсюду вокруг нас и большую часть времени остается с нами. Это потому, что свет не имеет цвета, для нас он невидимый.
Дети с воспитателем подходят к столам, на которых лежат инструменты для исследования и опытов.
Воспитатель: Скажите, ребята, а какое у нас сейчас время суток? Правильно, утро.
В какое время суток вы уходите из детского сада? Что вы делаете ночью? Чем занимаетесь днем?
Как вы думаете, почему день сменяется ночью, а когда проходит день, то наступает утро, а затем опять день? А какие источники света, кроме солнца, вы знаете? (Луна, звезды, лампа, фонарь, свеча, костер и т. д.). Хорошо, а теперь давайте представим, что фонарик - это солнце, а глобус - это наша планета Земля. Сейчас мы с вами посмотрим, как происходит смена дня и ночи.
Возникновение дня и ночи
Ход опыта
1. Включить фонарик и направить луч света на глобус
2. Поворачивать глобус разными сторонами в луче света.
Результат: Все время освещена только та часть глобуса, на которую попадает свет. Как бы ни повернули глобус, его обратная сторона всегда остается в тени. Значит, та сторона, которая освещается солнцем там день, а которая в тени - ночь.
Вывод: Лучи солнца распространяются по прямой линии: они не могут огибать предмет и освещать обратную сторону. Поэтому Солнце по очереди освещает только ту сторону Земли, которая сейчас обращена к его лучам. В это время другая сторона Земли находится в тени.
Ты стоишь – она стоит
Ты бежишь – она бежит
В солнечный погожий день
Мы отбрасываем…тень
Непрозрачные, прозрачные и полупрозрачные предметы.
Материал: Книга, лист бумаги, прозрачный лист, картон черного цвета, фонарик.
Ход опыта.
Поместить все предметы по очереди напротив доски. Посветить на каждый предмет фонариком.
Результат. За книгой и за картоном образуется тень. В то время как за прозрачным листом нет никакой тени. Расплывчатое изображение появляется позади листа бумаги.
Вывод. Книга, картон - непрозрачные предметы. Это означает, что свет не может пройти через них. Как только лучи света падают на «непрозрачный» предмет, за ним образуется тень. Бумага -полупрозрачный предмет, часть света может проходить через нее. Поэтому за ней формируется расплывчатая тень.
Изгиб света.
Материал. Прозрачная емкость с ровными стенками прямоугольной формы, фонарик, черная бумага, вода, молоко, кнопка, книга.
Ход опыта. Наполнить емкость водой, добавить несколько капель молока (в этом случае световой луч будет ярче). Закрыть фонарик черной бумагой, проделав в центре нее отверстие кнопкой. Выключить свет. Светить фонариком на емкость с водой под углом.
Результат. Когда луч света проходит через емкость, он отражается под углом от поверхности воды. Получается так, что луч света выходит из емкости с противоположной стороны.
Вывод. Когда свет движется сквозь воду, он проходит прямолинейно. Но поверхность воды ведет себя как зеркало, поэтому часть света отражается под углом.
Почему солнце можно видеть до того, как оно появляется над горизонтом
Материал: чистая литровая стеклянная банка с крышкой, стол, линейка, книги, пластилин.
Ход опыта.
Наполняйте банку водой, пока она не начнет литься через край. Плотно закройте банку крышкой. Положите банку на стол в 30 см от края стола. Сложите перед банкой книги так, чтобы осталась видна только четверть банки. Слепите из пластилина шарик размером с грецкий орех. Положите шарик на стол в 10 см от банки. Встаньте на колени перед книгами. Смотрите сквозь банку, глядя поверх книг. Если шарика не видно, подвиньте его. Оставшись в том же положении, уберите банку из своего поля зрения. Вы можете увидеть шарик только через банку с водой.
Результат. Банка с водой позволяет вам видеть шарик, находящийся за стопкой книг.
Вывод. Все, на что вы смотрите, можно видеть только потому, что излучаемый этими предметами свет доходит до ваших глаз. Свет, отразившийся от пластилинового шарика, проходит сквозь банку с водой и преломляется в ней. Свет, исходящий от небесных тел, проходит через земную атмосферу, прежде чем дойти до нас.
Воспитатель: Молодцы дети! Теперь вы знаете, что такое свет и тень и как она образовывается.