Получи документы

Изучение окружающего мира посредством метода «Кроссенс» (6 фото)

Надежда Зорина
Изучение окружающего мира посредством метода «Кроссенс»
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №140»

Изучение окружающего мира посредством метода «Кроссенс».

Тема: «Времена года»

Автор – составитель

Зорина Н. К.

воспитатель

МДОУ «Детский сад №140»

Развитие логического, творческого мышления и познавательной инициативы у детей старшего дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений деятельности педагогов в ДОУ.

Основными и главными критериями развития логического мышления у детей являются:

Публикация «Изучение окружающего мира посредством метода „Кроссенс“» размещена в разделах

- умение выделять существенные признаки из второстепенных,

- умение рассуждать, аргументировать свою точку зрения,

- устанавливать причинно-следственные связи,

- развивать нестандартность, креативность мышления.

Как развивать логическое мышление ребенка и его мыслительную деятельность интересно, творчески, нестандартно, но в тоже время эффективно? Сегодня мы встречаем всё больше технологий, которые позволяют сделать образовательный процесс интересным для дошкольников.

Использование нетрадиционных методов и приемов обучения дают положительный результат. Их использование способствует повышению мотивации к познавательной деятельности, развивает наглядно-образное мышление, вербальные коммуникативные навыки детей, формирует навыки работы с информацией. Технологии развивающего обучения, такие как технология «Развитие критического мышления», технологии «Интеллект-карт» и ТРИЗ, приёмы «Кластер», «Синквейн», «Толстые и тонкие вопросы» способствуют на основе деятельностного подхода формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления дошкольников. В этой методической разработке предлагается рассмотреть метод развивающей технологии «Кроссенс». «Кроссенс» эффективно способствует формированию этих умений именно в дошкольном возрасте, когда дети размышляют не шаблонно.

Новизна заключается в том, что метод кроссенса впервые применяется в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель использования кроссенса в практике : создание условий для максимального развития логического и неординарного творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.

Задача детей: объяснить кроссенс посредством видения взаимосвязи изображений, составить рассказ. Такой прием позволяет организовать работу с текстом, рисунками, символами. Педагог может создавать разноуровневые обучающие задачи, что дает возможность продвигаться от одного уровня к другому, более сложному.

Чтобы разгадывать кроссворды детям нужно уметь читать и писать, или же постоянно обращаться к помощи взрослых. С кроссенсами – другое дело. Поняв смысл и суть, дети могут разгадывать кроссенсы сами, и даже составлять их, подбирая необходимые по теме и смыслу картинки. Картинки, то есть изображения – это образы. В педагогике понятие «образ» чаще всего незаслуженно играет второстепенную роль, а если задуматься - куда нас приведёт слово «образование»? По сути, детский сад занимается созданием у ребёнка образа мира и себя самого в нём. В последующей жизни человек активно пользуется накопленными в детской практике образами для принятия решений и выбора пути. Так что не будем недооценивать их педагогическую значимость. Конечно, образы, в отличие от понятий, которые мы даем детям, менее конкретны и надёжны. Если сравнивать - то и другое со строительными материалами, получается, что понятия – это сваи и блоки, которые составляют фундамент; слова (предположения, мнения) – это кирпичи, а образы – это окна. Образы дают свет, воздух, свежесть, прозрачность, простор воображению. Без них любое здание (или знание) кажется унылой коробочкой. Изобилие образов тоже приветствуется не всеми. Но оптимальное сочетание того и другого всегда даёт хороший результат и гармоничное восприятие.

Естественно, дошкольникам старшей группы 5-6 лет, осилить кроссенс, состоящий из девяти смысловых картинок не по силам. Поэтому, я, основываясь на идее метода, предлагала детям для разгадывания кроссенса с полем из двух, а затем – из четырех квадратиков. Сути метода и его педагогического значения это не меняло. Играть можно было как с одним ребенком, так и с группой.

Технологию «Кроссенс» необходимо адаптировать для детей старшего дошкольного возраста. Проблема использования технологии состоит в том, что у ребенка 5-7 лет практически нет ассоциативных связей, познавательные процессы находятся в стадии формирования и развития. Адаптацию развивающей технологии для дошкольников, возможно, осуществлять по следующим направлениям:

- определение темы: педагог создает и решает с детьми кроссенс только в рамках одной определенной темы, постепенно расширяя ассоциативный ряд у детей. Например, кроссенс «Осень» состоит из нескольких сюжетных картинок: дождевая туча закрывает солнце, девочка под зонтиком, корзина с грибами, дети собирают грибы в осеннем лесу. Педагог предлагает детям отгадать время года и объяснить свое решение. Дети составляют рассказ, опираясь на взаимосвязь явлений: дождевые тучи закрывают солнышко – идет дождь – растут грибы – люди собирают грибы в лесу. Решение кроссенса : время года – осень.

- сокращение ячеек в таблице: классический кроссенс предполагает таблицу из 9 ячеек, в которых размещены картинки, символы, знаки. Однако, малышам трудно удержать такой объем информации, перекодировать, запомнить, установить связи между явлениями и предметами, изображенными в каждой ячейке. На начальном этапе применения технологии, возможно, составлять кроссенс из 3-4-5 ячеек, проговаривая с детьми возможные варианты взаимосвязи предметов и явлений;

- направление решения кроссенса : кроссенс можно решать в любом направлении, т. е. все символы в таблице взаимосвязаны определенным смыслом. Однако у дошкольников наблюдается недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений, поэтому возникают трудности восприятия материала. Предлагается, особенно на начальных этапах использования технологии, определять направление в таблице (можно рисовать стрелочки, или просто показывать направление от одной картинке в таблице к другой по часовой стрелке).

Способы чтения кроссенса :

Алгоритм создания кроссенса для дошкольников :

1. Определение тематики, общей идеи.

2. Выделение элементов, имеющих отношение к идее, теме.

3. Нахождение связей между элементами, определение

последовательности.

4. Выделение отличительных черт, особенностей каждого элемента.

7. Поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы.

8. Построение ассоциативной связи между образами элементов.

При оценке правильности создания кроссенсов учитываются следующие параметры:

1. конкретность образов - чем более конкретные и менее абстрактные образы использованы, тем лучше! Когда образы на изображениях просты и логичны, для разгадки кроссенса нужно лишь знание фактов. В этом случае правильный ответ один и тематика конкретна;

2. всеобщность - чем более очевидные или основанные на знаниях детей связи в ассоциациях, тем лучше;

3. полнота решения — все ли рядом стоящие картинки связаны ассоциативными рядами;

4. краткость — нужно стараться решить кроссенс, построив наиболее короткий ассоциативный ряд;

5. красота решения — тонкие или неожиданные ассоциативные ходы.

Применение кроссенса имеет множество вариантов. Подобранные в определё нной логике образы могут быть использованы на любом этапе работы с детьми:

• на стадии определения темы образовательной деятельности;

• для определения и постановки проблемы;

• для закрепления материала;

• как способ организации групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений);

• как творческая совместная работа родителей с детьми.

Технология «Кроссенс» позволяет:

- упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия;

- учить детей классифицировать и обобщать предметы, явления;

- развивать зрительное восприятие;

- учить определять пространственные отношения символов, размещенных в таблице;

- учить употреблять в речи предложно-падежные конструкции;

- учить детей анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, систематизировать предметы по основному и второстепенным признакам;

- развивать образное мышление;

- учить детей связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию;

- развивать смекалку, тренировать внимание.

Предполагаемый результат применения технологии:

- сформированность у детей обобщений, ассоциативных связей, соответствующих возрасту;

- сформированность у детей умения правильно употреблять в речи предложно - падежные конструкции;

- сформированность мелкой моторики, зрительно - пространственных ориентировок, соответствующих возрасту детей;

- выявление творческих способностей воспитанников для дальнейшего их развития.

Кроссенс - хороший способ не только найти связи между объектами (предметами) и явлениями, но и углубить понимание детьми уже известных понятий и явлений. Дети раскрывают новые грани понимания привычных вещей, быстро запоминают материал, развивают логическое и творческое мышление.

Список литературы:

1. Атемаскина Ю. В., Богословец Л. Г., Современные педагогические технологии в ДОУ, - СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012г.

2. Зайцев В. С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. – В 2-х книгах. – Книга 2. Челябинск, ЧГПУ, 2012 – 496 с.

3. Сыпченко Е. А., Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ, - СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013г.

4. Яфаева В. Г. Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников: Программ – руководство. Уфа: БИРО. - 65 с.

5. Забордина Н. А. Особенности развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста. – Культура и образование. 2014. № 11 – 63-67 с.

6. Маркова А. К. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 2012 – 217с.

7. Москвина Т. В. Психолого – педагогические основы проблемы развития мышления у детей старшего дошкольного возраста. Дошкольное воспитание. 2015. № 1-85-89 с.

8. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М. : Академия, 2013 -329 с.

Изучение окружающего мира посредством метода «Кроссенс»
Фото «Кроссенс»
Изучение окружающего мира посредством метода - фото
Фото №1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД Изучение окружающего мира посредством метода Кроссенс Фото №2 Тема Времена года Автор составитель Зорина Н Фото №3 Использование нетрадиционных методов и приемов обучения дают положительный результат
Публикации по теме:

Изучение с детьми ПДД посредством обогащения Рппс на участке детского садаИзучение с детьми ПДД посредством обогащения Рппс на участке детского сада Тема ПДД актуальна всегда. С самого раннего детства дети становятся участниками дорожного движения: либо в качестве пешеходов, либо в качестве.

Конспект НОД по познанию окружающего мира «Мы живем в городе Самара» НОД Познание окружающего мира и социализация в средней группе «Яблонька» Тема: «Мы живем в городе Самара» Воспитатель: Колесникова Е. В.

Конспект урока окружающего мира во 2 классе «Как животные воспринимают мир» Методическая разработка урока окружающего мира 2 класс Тема: «Как животные воспринимают мир» Составила: Забоева Ирина Геннадьевна.

Консультация для родителей «Способ познания окружающего мира» Консультация для родителей: "Способ познания окружающего мира"Игра для дошкольников является способом познания окружающего мира. Под влиянием.

Моделирование одежды как метод познания окружающего мираМоделирование одежды как метод познания окружающего мира Одним из наиболее перспективных методов воспитания является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной.

Отчёт музыкального руководителя по 2-й годовой задаче «Изучение родного края в ДОУ посредством образовательных областей»Отчёт музыкального руководителя по 2-й годовой задаче «Изучение родного края в ДОУ посредством образовательных областей» Отчёт музыкально руководителя по второй годовой задаче «Изучение родного края в ДОУ через различные образовательные области» 1. Развивающая.

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Иван III» Тема: Иван Третий Цель: сформировать представления учащихся о Москве времен Ивана III, сравнить со временем правления Ивана Калиты и Дмитрия.

Урок окружающего мира в 3 классе «Воздух» ЦЕЛИ: 1) Расширить знания детей о воздухе. 2) Познакомить детей со свойствами воздуха,. 3) Развивать умения работать в паре. 4) Формировать.

Урок окружающего мира в 4 классе «Михаил Васильевич Ломоносов» Тема: Михаил Васильевич Ломоносов Цель: формировать у учащихся представления о жизни и деятельности М. В. Ломоносова. Формируемые УУД: познавательные.

Урок окружающего мира во 2 классе «Родной край» Урок окружающего мира во 2 классе Класс: 2 УМК: «Начальная школа 21 век» Учебный предмет: окружающий мир Автор учебника, учебных пособий,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Изучение окружающего мира посредством метода «Кроссенс»
Опубликовано: 17 января 2020 в 11:40
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Изучение окружающего мира посредством метода «Кроссенс»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Зорина (УИ 544432) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД