Надежда Зорина
Изучение окружающего мира посредством метода «Кроссенс»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №140»
Изучение окружающего мира посредством метода «Кроссенс».
Тема: «Времена года»
Автор – составитель
Зорина Н. К.
воспитатель
МДОУ «Детский сад №140»
Развитие логического, творческого мышления и познавательной инициативы у детей старшего дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений деятельности педагогов в ДОУ.
Основными и главными критериями развития логического мышления у детей являются:
Публикация «Изучение окружающего мира посредством метода „Кроссенс“» размещена в разделах
- умение выделять существенные признаки из второстепенных,
- умение рассуждать, аргументировать свою точку зрения,
- устанавливать причинно-следственные связи,
- развивать нестандартность, креативность мышления.
Как развивать логическое мышление ребенка и его мыслительную деятельность интересно, творчески, нестандартно, но в тоже время эффективно? Сегодня мы встречаем всё больше технологий, которые позволяют сделать образовательный процесс интересным для дошкольников.
Использование нетрадиционных методов и приемов обучения дают положительный результат. Их использование способствует повышению мотивации к познавательной деятельности, развивает наглядно-образное мышление, вербальные коммуникативные навыки детей, формирует навыки работы с информацией. Технологии развивающего обучения, такие как технология «Развитие критического мышления», технологии «Интеллект-карт» и ТРИЗ, приёмы «Кластер», «Синквейн», «Толстые и тонкие вопросы» способствуют на основе деятельностного подхода формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления дошкольников. В этой методической разработке предлагается рассмотреть метод развивающей технологии «Кроссенс». «Кроссенс» эффективно способствует формированию этих умений именно в дошкольном возрасте, когда дети размышляют не шаблонно.
Новизна заключается в том, что метод кроссенса впервые применяется в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель использования кроссенса в практике : создание условий для максимального развития логического и неординарного творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.
Задача детей: объяснить кроссенс посредством видения взаимосвязи изображений, составить рассказ. Такой прием позволяет организовать работу с текстом, рисунками, символами. Педагог может создавать разноуровневые обучающие задачи, что дает возможность продвигаться от одного уровня к другому, более сложному.
Чтобы разгадывать кроссворды детям нужно уметь читать и писать, или же постоянно обращаться к помощи взрослых. С кроссенсами – другое дело. Поняв смысл и суть, дети могут разгадывать кроссенсы сами, и даже составлять их, подбирая необходимые по теме и смыслу картинки. Картинки, то есть изображения – это образы. В педагогике понятие «образ» чаще всего незаслуженно играет второстепенную роль, а если задуматься - куда нас приведёт слово «образование»? По сути, детский сад занимается созданием у ребёнка образа мира и себя самого в нём. В последующей жизни человек активно пользуется накопленными в детской практике образами для принятия решений и выбора пути. Так что не будем недооценивать их педагогическую значимость. Конечно, образы, в отличие от понятий, которые мы даем детям, менее конкретны и надёжны. Если сравнивать - то и другое со строительными материалами, получается, что понятия – это сваи и блоки, которые составляют фундамент; слова (предположения, мнения) – это кирпичи, а образы – это окна. Образы дают свет, воздух, свежесть, прозрачность, простор воображению. Без них любое здание (или знание) кажется унылой коробочкой. Изобилие образов тоже приветствуется не всеми. Но оптимальное сочетание того и другого всегда даёт хороший результат и гармоничное восприятие.
Естественно, дошкольникам старшей группы 5-6 лет, осилить кроссенс, состоящий из девяти смысловых картинок не по силам. Поэтому, я, основываясь на идее метода, предлагала детям для разгадывания кроссенса с полем из двух, а затем – из четырех квадратиков. Сути метода и его педагогического значения это не меняло. Играть можно было как с одним ребенком, так и с группой.
Технологию «Кроссенс» необходимо адаптировать для детей старшего дошкольного возраста. Проблема использования технологии состоит в том, что у ребенка 5-7 лет практически нет ассоциативных связей, познавательные процессы находятся в стадии формирования и развития. Адаптацию развивающей технологии для дошкольников, возможно, осуществлять по следующим направлениям:
- определение темы: педагог создает и решает с детьми кроссенс только в рамках одной определенной темы, постепенно расширяя ассоциативный ряд у детей. Например, кроссенс «Осень» состоит из нескольких сюжетных картинок: дождевая туча закрывает солнце, девочка под зонтиком, корзина с грибами, дети собирают грибы в осеннем лесу. Педагог предлагает детям отгадать время года и объяснить свое решение. Дети составляют рассказ, опираясь на взаимосвязь явлений: дождевые тучи закрывают солнышко – идет дождь – растут грибы – люди собирают грибы в лесу. Решение кроссенса : время года – осень.
- сокращение ячеек в таблице: классический кроссенс предполагает таблицу из 9 ячеек, в которых размещены картинки, символы, знаки. Однако, малышам трудно удержать такой объем информации, перекодировать, запомнить, установить связи между явлениями и предметами, изображенными в каждой ячейке. На начальном этапе применения технологии, возможно, составлять кроссенс из 3-4-5 ячеек, проговаривая с детьми возможные варианты взаимосвязи предметов и явлений;
- направление решения кроссенса : кроссенс можно решать в любом направлении, т. е. все символы в таблице взаимосвязаны определенным смыслом. Однако у дошкольников наблюдается недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений, поэтому возникают трудности восприятия материала. Предлагается, особенно на начальных этапах использования технологии, определять направление в таблице (можно рисовать стрелочки, или просто показывать направление от одной картинке в таблице к другой по часовой стрелке).
Способы чтения кроссенса :
Алгоритм создания кроссенса для дошкольников :
1. Определение тематики, общей идеи.
2. Выделение элементов, имеющих отношение к идее, теме.
3. Нахождение связей между элементами, определение
последовательности.
4. Выделение отличительных черт, особенностей каждого элемента.
7. Поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы.
8. Построение ассоциативной связи между образами элементов.
При оценке правильности создания кроссенсов учитываются следующие параметры:
1. конкретность образов - чем более конкретные и менее абстрактные образы использованы, тем лучше! Когда образы на изображениях просты и логичны, для разгадки кроссенса нужно лишь знание фактов. В этом случае правильный ответ один и тематика конкретна;
2. всеобщность - чем более очевидные или основанные на знаниях детей связи в ассоциациях, тем лучше;
3. полнота решения — все ли рядом стоящие картинки связаны ассоциативными рядами;
4. краткость — нужно стараться решить кроссенс, построив наиболее короткий ассоциативный ряд;
5. красота решения — тонкие или неожиданные ассоциативные ходы.
Применение кроссенса имеет множество вариантов. Подобранные в определё нной логике образы могут быть использованы на любом этапе работы с детьми:
• на стадии определения темы образовательной деятельности;
• для определения и постановки проблемы;
• для закрепления материала;
• как способ организации групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений);
• как творческая совместная работа родителей с детьми.
Технология «Кроссенс» позволяет:
- упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия;
- учить детей классифицировать и обобщать предметы, явления;
- развивать зрительное восприятие;
- учить определять пространственные отношения символов, размещенных в таблице;
- учить употреблять в речи предложно-падежные конструкции;
- учить детей анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, систематизировать предметы по основному и второстепенным признакам;
- развивать образное мышление;
- учить детей связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию;
- развивать смекалку, тренировать внимание.
Предполагаемый результат применения технологии:
- сформированность у детей обобщений, ассоциативных связей, соответствующих возрасту;
- сформированность у детей умения правильно употреблять в речи предложно - падежные конструкции;
- сформированность мелкой моторики, зрительно - пространственных ориентировок, соответствующих возрасту детей;
- выявление творческих способностей воспитанников для дальнейшего их развития.
Кроссенс - хороший способ не только найти связи между объектами (предметами) и явлениями, но и углубить понимание детьми уже известных понятий и явлений. Дети раскрывают новые грани понимания привычных вещей, быстро запоминают материал, развивают логическое и творческое мышление.
Список литературы:
1. Атемаскина Ю. В., Богословец Л. Г., Современные педагогические технологии в ДОУ, - СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012г.
2. Зайцев В. С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. – В 2-х книгах. – Книга 2. Челябинск, ЧГПУ, 2012 – 496 с.
3. Сыпченко Е. А., Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ, - СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013г.
4. Яфаева В. Г. Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников: Программ – руководство. Уфа: БИРО. - 65 с.
5. Забордина Н. А. Особенности развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста. – Культура и образование. 2014. № 11 – 63-67 с.
6. Маркова А. К. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 2012 – 217с.
7. Москвина Т. В. Психолого – педагогические основы проблемы развития мышления у детей старшего дошкольного возраста. Дошкольное воспитание. 2015. № 1-85-89 с.
8. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М. : Академия, 2013 -329 с.