Получи документы

Изотерапия как средство формирования познавательной активности детей с нарушениями речи

Оксана Махота
Изотерапия как средство формирования познавательной активности детей с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

Сегодня в обществе идет процесс становления новой системы дошкольного образования, которая предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста. И этим требованиям соответствует такой инновационный подход, как психотерапия искусством, или арт-терапия.

Публикация «Изотерапия как средство формирования познавательной активности детей с нарушениями речи» размещена в разделах

Появление арт-терапии (термин А. Хилла) на стыке искусства и науки относят к 30-м годам прошлого столетия. Коррекционные возможности арт-терапии связаны с предоставлением человеку неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием собственного «Я» личности, что помогает мобилизовать внутренние естественные механизмы саморегуляции.

В зависимости от характера творческой деятельности выделяются следующие виды арт-терапии:

- рисуночная (или изотерапия);

- библиотерапия;

- музыкотерапия;

- сказкотерапия и др.

О положительном влиянии искусства на развитие ребенка с проблемами указывал Л. С. Выготский, отмечая особую роль художественной деятельности как в развитии психических функций, так и в активизации творческих проявлений детей с проблемами, в разных видах искусства.

У детей с нарушениями речи отмечается недоразвитие познавательных процессов.

Л. С. Выготский писал: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений». Недостаточное развитие речевых средств и познавательной активности у детей с ОНР ограничивает круг их общения, способствует возникновению замкнутости, безынициативности, нерешительности, стеснительности; порождает специфические черты речевого поведения — неумение устанавливать контакт с собеседником, поддерживать беседу (Ю. Ф. Гаркуша, С. А. Миронова, Л. Г. Соловьева, Е. Г. Федосеева и др.). В свою очередь низкий уровень общения замедляет темп развития речи и других психических процессов.

Связь речевого нарушения с другими сторонами психического развития обуславливает наличие вторичных дефектов. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа и синтеза, дети с нарушениями речи отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями.

Общее недоразвитие речи сказывается также на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер.

Исследование функции внимания выявило, что дети с нарушениями речи быстро устают, нуждаются в побуждении со стороны педагога, затрудняются в выборе продуктивной тактики, ошибаются на протяжении всей работы. У ряда детей отмечается недостаточная устойчивость внимания.

Психологическое обследование детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) показало следующие результаты: в группе компенсирующей направленности высокий процент детей с низким уровнем развития внимания и мышления (в сравнении с детьми общеразвивающей направленности).

Познавательные процессы : восприятие, внимание, воображение, память, мышление – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения.

Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у дошкольников с речевыми нарушениями, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги и психологи.

Ряд авторов показали возможность применения арт-методов для детей с более или менее выраженными нарушениями развития (Копытин А. И., Киселева М. В.). Наиболее распространена в психокоррекционной работе с дошкольниками изотерапия (Г. В. Бурковский, Р. Б. Хайкин, А. И. Захаров).

Возраст 5-10 лет называют «золотым веком» детского рисунка. Именно поэтому применение рисуночной терапии особенно эффективно в старшем дошкольном возрасте. Изобразительная деятельность очень интересна для дошкольника, а широкий спектр методик дает возможность раскрыться каждому ребенку.

Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. По мнению специалистов, рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное, в основном, с работой правого полушария, и абстрактно- логическое, за которое ответственно левое полушарие.

Будучи напрямую сопряжено с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой. Изотерапия использует процесс создания изображений в качестве инструмента реализации целей. Это не создание произведения искусства, не часть занятий по изобразительному искусству.

Рисунок здесь не является самоцелью, в арт-терапии мы занимаемся не рисунками или другими продуктами – они являются лишь поводом для нашего внимания к личности ребенка. Именно в этом и состоит ценность арт-методов.

В целом, методы изо-терапии направлены на развитие воображения, социальных и вербальных навыков, мелкой моторики, внимания, кроме того, развиваются навыки правильного положения руки и захвата карандаша при рисовании, а ведь именно они лежат в основе умения писать. Таким образом, использование методов изо-терапии в работе с детьми с нарушениями речи обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование, облегчает процесс коммуникации для замкнутых и стеснительных детей; также даёт возможность невербального контакта, способствует преодолению коммуникативных барьеров. В процессе работы создаются благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Кроме того, использование методов арт-терапии существенно повышает личную ценность ребенка, содействует формированию позитивной самооценки и повышению уверенности в себе.

Так же включение в работу психолога арт-методов соответствует новым федеральным государственным требованиям и строится на принципах разностороннего развития детей с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей.

В коррекционной работе со старшими дошкольниками изотерапия позволяет решить следующие задачи:

- развитие психических процессов (произвольное внимание, восприятие, мышление);

- развитие сенсомоторной координации, творческих способностей;

- формирование самоконтроля, способности к волевому усилию, саморегуляции;

- развитие сотрудничества, коммуникативных способностей;

- повышение уверенности в себе.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Методический комплекс «Мастерская речи» для формирования познавательно-речевой активности детей-инвалидов и детей с ОВЗМетодический комплекс «Мастерская речи» для формирования познавательно-речевой активности детей-инвалидов и детей с ОВЗ Вышегородцева Ольга Соломоновна, Домарева Елена Николаевна, Салькова Елена Викторовна, воспитатели, МБДОУ ДС № 14 «Солнышко» Тема: «Формирование.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста» Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи,.

Проект для формирования у дошкольников познавательной и исследовательской активности «Дикие животные наших лесов»Проект для формирования у дошкольников познавательной и исследовательской активности «Дикие животные наших лесов» Проект «Дикие животные наших лесов» (совместный проект детей и педагогов) Руководители проекта: воспитатель Туева Татьяна Геннадьевна.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Технология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детейТехнология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детей Здравствуйте! Сегодня хочу поделиться как реализовывалась тематическая неделя "Мода" в нашей группе. Цель: стимулирование творческой и познавательной.

Экспериментирование как средство развития познавательной активностиЭкспериментирование как средство развития познавательной активности Экспериментирование как средство развития познавательной активности Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем её многообразии:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Изотерапия как средство формирования познавательной активности детей с нарушениями речи
Опубликовано: 8 февраля 2022 в 20:03
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Изотерапия как средство формирования познавательной активности детей с нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Махота в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД