Оксана Махота
Изотерапия как средство формирования познавательной активности детей с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня в обществе идет процесс становления новой системы дошкольного образования, которая предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста. И этим требованиям соответствует такой инновационный подход, как психотерапия искусством, или арт-терапия.
Публикация «Изотерапия как средство формирования познавательной активности детей с нарушениями речи» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Изотерапия в детском саду
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Появление арт-терапии (термин А. Хилла) на стыке искусства и науки относят к 30-м годам прошлого столетия. Коррекционные возможности арт-терапии связаны с предоставлением человеку неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием собственного «Я» личности, что помогает мобилизовать внутренние естественные механизмы саморегуляции.
В зависимости от характера творческой деятельности выделяются следующие виды арт-терапии:
- рисуночная (или изотерапия);
- библиотерапия;
- музыкотерапия;
- сказкотерапия и др.
О положительном влиянии искусства на развитие ребенка с проблемами указывал Л. С. Выготский, отмечая особую роль художественной деятельности как в развитии психических функций, так и в активизации творческих проявлений детей с проблемами, в разных видах искусства.
У детей с нарушениями речи отмечается недоразвитие познавательных процессов.
Л. С. Выготский писал: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений». Недостаточное развитие речевых средств и познавательной активности у детей с ОНР ограничивает круг их общения, способствует возникновению замкнутости, безынициативности, нерешительности, стеснительности; порождает специфические черты речевого поведения — неумение устанавливать контакт с собеседником, поддерживать беседу (Ю. Ф. Гаркуша, С. А. Миронова, Л. Г. Соловьева, Е. Г. Федосеева и др.). В свою очередь низкий уровень общения замедляет темп развития речи и других психических процессов.
Связь речевого нарушения с другими сторонами психического развития обуславливает наличие вторичных дефектов. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа и синтеза, дети с нарушениями речи отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями.
Общее недоразвитие речи сказывается также на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер.
Исследование функции внимания выявило, что дети с нарушениями речи быстро устают, нуждаются в побуждении со стороны педагога, затрудняются в выборе продуктивной тактики, ошибаются на протяжении всей работы. У ряда детей отмечается недостаточная устойчивость внимания.
Психологическое обследование детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) показало следующие результаты: в группе компенсирующей направленности высокий процент детей с низким уровнем развития внимания и мышления (в сравнении с детьми общеразвивающей направленности).
Познавательные процессы : восприятие, внимание, воображение, память, мышление – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения.
Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у дошкольников с речевыми нарушениями, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги и психологи.
Ряд авторов показали возможность применения арт-методов для детей с более или менее выраженными нарушениями развития (Копытин А. И., Киселева М. В.). Наиболее распространена в психокоррекционной работе с дошкольниками изотерапия (Г. В. Бурковский, Р. Б. Хайкин, А. И. Захаров).
Возраст 5-10 лет называют «золотым веком» детского рисунка. Именно поэтому применение рисуночной терапии особенно эффективно в старшем дошкольном возрасте. Изобразительная деятельность очень интересна для дошкольника, а широкий спектр методик дает возможность раскрыться каждому ребенку.
Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. По мнению специалистов, рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное, в основном, с работой правого полушария, и абстрактно- логическое, за которое ответственно левое полушарие.
Будучи напрямую сопряжено с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой. Изотерапия использует процесс создания изображений в качестве инструмента реализации целей. Это не создание произведения искусства, не часть занятий по изобразительному искусству.
Рисунок здесь не является самоцелью, в арт-терапии мы занимаемся не рисунками или другими продуктами – они являются лишь поводом для нашего внимания к личности ребенка. Именно в этом и состоит ценность арт-методов.
В целом, методы изо-терапии направлены на развитие воображения, социальных и вербальных навыков, мелкой моторики, внимания, кроме того, развиваются навыки правильного положения руки и захвата карандаша при рисовании, а ведь именно они лежат в основе умения писать. Таким образом, использование методов изо-терапии в работе с детьми с нарушениями речи обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование, облегчает процесс коммуникации для замкнутых и стеснительных детей; также даёт возможность невербального контакта, способствует преодолению коммуникативных барьеров. В процессе работы создаются благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Кроме того, использование методов арт-терапии существенно повышает личную ценность ребенка, содействует формированию позитивной самооценки и повышению уверенности в себе.
Так же включение в работу психолога арт-методов соответствует новым федеральным государственным требованиям и строится на принципах разностороннего развития детей с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей.
В коррекционной работе со старшими дошкольниками изотерапия позволяет решить следующие задачи:
- развитие психических процессов (произвольное внимание, восприятие, мышление);
- развитие сенсомоторной координации, творческих способностей;
- формирование самоконтроля, способности к волевому усилию, саморегуляции;
- развитие сотрудничества, коммуникативных способностей;
- повышение уверенности в себе.