Елена Баженова
Интегрированное занятие по изобразительной деятельности «Природные мотивы»
▼ Скачать + Заказать документы
тема: Природные мотивы
Цель: Дать представление о связи и влиянии окружающей природы и искусства.
Задачи:
1. Познакомить детей с образцами природных орнаментов.
2. Учить детей внимательно рассматривать рисунки, находить знакомые элементы в природных орнаментах и в предметах, украшенных природными орнаментами.
3. Самостоятельно выбирать элементы орнамента и изображать на рисунке.
Темочки:
4. Учить детей правильно классифицировать предметы по признакам:
а) что растет в природе;
б) что сделано руками человека.
Материалы:
Кукла Карандашкин. Альбомные листы с изображением ваз с разными орнаментами, краски (гуашь, кисточка, вода, карандаши. Экспонаты для выставки: хохломская посуда – миска, чарочка, чашка; городецкая посуда – дощечки и солонка; павловопосадские платки (трех видов); несколько керамических ваз; рубашка женская; полотенце; скатерть; ткани; платье; тесьма (на всех изделиях природный орнамент). Музыкальная запись народных песен «Как у наших у ворот», «То не ветер ветку клонит» под аккомпанемент балалайки.
Ход занятия:
Дети и педагог входят в зал. Их встречает Карандашкин. В зале выставка изделий с различными видами росписи с сюжетами природных орнаментов : хохломская посуда – чашка, миска, чарочка; городецкая роспись – солонка, дощечки; павловопосадские платки (трех видов); рубашка женская, платье, полотенце, скатерть, ткани, тесьма.
Педагог: Какая чудесная богатая выставка! Это тоже ваши сокровища? А ведь эти предметы можно встретить в каждом доме.
Карандашкин: Правильно! Все эти предметы сделаны руками человека с любовью, с душою, а чтобы приятно было пользоваться этими изделиями, их украсили природными орнаментами. Смотрите, сколько здесь разных сюжетов. Каждый орнамент составлен из нескольких элементов, каждый узор напоминает нам о природе. Что здесь изображено? (Листочки, цветы, грибы, плоды, веточки, травка, шишки, птицы, звери.) Богата матушка-природа – богаты и сюжеты из природных орнаментов. Все, что радует человека, что ему нравится, он переносит на рисунок.
Педагог показывает детям орнамент:
Вопросы для общения:
- Назови, что нарисовано в орнаменте, в узоре? (Листья, цветы, грибы.)
- Что можно украсить таким орнаментом? (Тарелку, вазу, миску, рубашку, платок, детский коврик.)
Педагог предлагает детям рассмотреть платье, скатерть, тесьму и другие изделия и найти в них элементы природного орнамента. Предлагает детям раскрасить вазу, рассказать о своем орнаменте.
Педагог: Человек всегда стремился украсит дом узорами, напоминающими мир вокруг.
Ложки, которыми ели, делались из дерева. Ложка всех «кормит». А ее головка напоминает круглое солнышко. «Кушай на доброе здоровье!» Ложки деревянные не только «кормят», но и «веселят», развлекают, дружить помогают. Послушайте, как звучат ложки, в звуке ложки мы слышим голос дерева.
Показ педагогом нескольких способов игры на ложках:
1) две ложки в двух руках стучат одновременно, ударяясь;
2) две ложки в одной руке зажаты между указательным пальцем, стучат по другой ладошке;
3) ложки стучат по коленям, справа – слева, у головы и т. д.
Педагог: Давайте все вместе сыграем на ложках веселую мелодию, русскую народную плясовую «Из-под дуба».
Педагог исполняет мелодию. Затем раздает ложки. Дети играют.
Цель: Создать радостное настроение у детей. Учить отбивать ритм на ложках в характере веселой плясовой.
Карандашкин: А еще есть другие народные инструменты. Очень любят в деревнях слушать балалайку. Она и повеселит, и в пляс позовет, и плакать заставит.
Вопросы для общения:
- Какую музыку сыграл старичок сначала? (Веселую, радостную.) Поэтому все плясали?
- Какую музыку сыграл старичок потом? (Грустную, плачущую.) Поэтому все заплакали?
Педагог: Ребята, балалайку тоже делают из дерева. У этого инструмента необычный, красивый звук. А если на ней играет настоящий мастер-музыкант, то его балалайка может пропеть любую мелодию: и веселую, и грустную, и задумчивую. Давайте послушаем, как звучит балалайка.
Звучит плясовая «Как у наших у ворот». Дети сами должны определить характер музыки. Можно предложить свободный пляс. Затем звучит протяжная песня «То не ветер ветку клонит». Дети определяют характер.
Вопросы для общения:
- Вы услышали в музыке стоны ветра?
- Что слышно в музыке балалайки? (Слышны стоны, вздохи, причитания, звуки завывания ветра.)
- Может такая музыка заставить плакать? (Может.)
Итог занятия :
Вот сколько интересного мы сегодня узнали, посмотрели. Спасибо вам, Карандашкин! Теперь ребята сами смогут находить в разных изделиях природные орнаменты : и с листочками, и с цветочками, с ягодами, грибами, птицами и зверями – все, что нам будет напоминать о природе.