Венера Багирова
Программа дополнительного образования по математике в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
.Пояснительная записка
Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни поставили многие страны мира, в том числе и Россию, перед необходимостью реформирования образовательной системы. В современных условиях одним из приоритетных направлений образовательной политики является развитие дополнительного образования детей. Дополнительное образование можно рассматривать как особое образовательное пространство, где объективно задается множество отношений, где осуществляется специальная образовательная деятельность различных систем по обучению, воспитанию и развитию индивида, где формируются процессы самообучения, самовоспитания и саморазвития, где реально осуществляется самореализация личности. Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение — удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.
Публикация «Программа дополнительного образования по математике в детском саду» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Все современные программы и технологии дошкольного воспитания выдвигают в качестве основной задачи – всестороннее развитие личности ребенка, которое обеспечивается единством умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Задачи умственного воспитания понимаются порой упрощенно, ограничиваясь стремлением «вложить» в дошкольника как можно больше знаний об окружающем. Но дело не в «многознании». Гораздо важнее выработать у ребенка общие способности познавательной деятельности - умение анализировать, сравнивать, обобщать, а также позаботиться о том, чтобы у него сложилась потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить.
Существенное значение для умственного развития детей имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а также дальнейшего обучения в школе. В математике логическая строгость и стройность умозаключений призвана воспитывать общую логическую культуру мышления; и основным моментом воспитательной функции математического образования считается развитие у детей способностей к полноценности аргументации.
Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придёт ребёнок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно, готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода – школьного детства.
Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.
Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.
Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы – умственного развития дошкольников. Для этого разработана программа кружка «Развивай-ка», рассчитанная на детей от 4 до 5 лет. Название кружка отражает основное направление деятельности – использование современных развивающих игр с блоками Дьенеша, цветными палочками Х. Кюизенера, лабиринты, головоломки и т. д. Обратимся к ним далее.
Логические блоки Дьенеша (ЛБД) — это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у детей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении, и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые «рассказывают» о всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель.
Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.
Палочки Х. Кюизенера. С помощью цветных палочек Х. Кюизенера развивается активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.
Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффектив-ность. Палочки X.Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.
Палочки Х. Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возмож-ностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мыш-лении ребенка отражается прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.
Головоломки и лабиринты. Данные виды игр способствует развитию логического мышления, внимания и находчивости.
В основе программы лежит идея о том, что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований. В соответствии с особенностями познавательной деятельности детей дошкольного возраста, программа главным образом обеспечивает развитие познавательных процессов.
3.1 Цели и задачи
Цель программы - Развитие элементарных математических представлений у детей 5-8 лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей.
Задачи:
1. Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
2. Формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т. д.)
3. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
4. Развитие умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношения с окружающими (сверстниками и взрослыми).
В контексте познавательного развития решаются также задачи математического образования детей дошкольного возраста:
1. Углубление представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени.
3. Закрепление умений и навыков в счете, вычислениях, измерениях.
4. Закрепление детьми математической терминологии.
Принципы:
- принцип целостного представления о мире: при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
-принцип индивидуализации:на занятиях создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности, как ребёнка, так и педагога;
- принцип минимакса:обеспечивается возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом;
- принципвариативности: у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- принциптворчества: процесс обучения сориентирован на приобретении детьми собственного опыта творческой деятельности;
- принцип гуманистичности: ребёнок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей.
Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. При этом, если ребёнок ранее не посещал кружок, то на любом этапе обучения он может начать посещать его. Программа рассчитана как на слабых в своём развитии детей, так и на одарённых, при этом темпы их движения по программе будут разными.
3.2 Планируемые результаты
В ходе реализации программы ребенок научится :
анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, классифицировать ;
обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий;
аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
самоконтролю и саморегуляции своих действий, взаимоотношения с окружающими (сверстниками и взрослыми);
понимать о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени;
считать, вычислять, измерять.
Итоги реализации программы представляются на открытых занятиях, творческой самореализации детей, их участия в жизни учреждения, в конкурсах, фестивалях и других мероприятиях.
3.3 Объем образовательной нагрузки
Сроки реализации – 3 года.
Реализация программы осуществляется поэтапно в соответствии с возрастными возможностями детей.
1ЭТАП – Ознакомительный (для детей 5- го года жизни);
2 ЭТАП – Развивающий (для детей 6-го года жизни);
3ЭТАП – Заключительный (для детей 7-го года жизни).
Программа рассчитана на два занятия в неделю, продолжительностью:
1 занятие -20 минут (для детей 5 го года жизни)
1 занятие - 25 минут (для детей 6 го года жизни)
1занятие – 30 минут (для детей 7 го года жизни)
В занятиях участвует подгруппа детей 12 человек
Деятельность носит развивающий характер и, как правило, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами.
4. Содержание программы (1ЭТАП)
Месяц Тема Программное содержание
Дидактические игры
Сентябрь
Педагогическая диагностика 1-2 недели
«В стране разноцветных палочек»
Тренировочные задания
(2занятия)
Познакомить с комплектом «Палочки Кюизенера». Развивать познавательные процессы; развивать овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение. «Палочки Кюизенера»
«Вместе весело играть»
Тренировочные задания
(2занятия)
Познакомить с комплектом «Логические Блоки Дьенеша». Развивать познавательные процессы; формировать представление о величине, цвете; развитие измерительных навыков. Упражнять в группировке по разным признакам. «Логические Блоки Дьенеша».
Октябрь Количество
и счет (2занятия)
Число и цифра. Порядковый счет.
Соотнесение количества предметов с цифрой.
«Сосчитай и построй»,
«Игры с мячом»,
«Сделай поровну»,
«Пересчитай предметы»,
«Лепка цифр и геометрических фигур» из пластилина.
Величина. Большой, маленький, поменьше. «Разноцветные листья»,
«Узнай грибок»,
«Катя и Катенька»,
«Кому - что?»
Ориентировка во времени
(2занятия)
Знакомство с названием осенних месяцев. «Кто работает рано утром?»,
«Путешествие ночью»,
«Было - будет»,
Ориентировка в пространстве. Ориентировка на листе бумаги. «Кто идет в гости к Белоснежке?»,
«Кому звонит Айболит?»,
«Волшебная яблоня»,
Геометрические фигуры
(2занятия)
Различать и называть круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.
«Покажи фигуру»,
«Найди предмет такой же формы»,
«Достань названный предмет»,
«Разноцветные подносы»,
«Вот какие овощи»,
Ноябрь Количество и счет
(2занятия)
Счет до трех. Число и цифра 3. Определение, в какой из групп больше, меньше, одинаково. «Сколько?»
«Рассеянный художник»,
«Сколько?»,
«Зайчата- плутишки»,
«Назови и напиши цифру»,
«Напиши правильно знаки»,
«Смотри, слушай, делай».
Величина (2занятия)
Длинный, короче, еще короче, самый короткий «Какой?»,
«Фрукты большие и маленькие»,
«Деление на команды»,
«Кто быстрее?»
Ориентировка в пространстве. Понятия: : лево -право, впереди, сзади. «Лабиринт»,
«Помоги мышке добраться к сыру»,
«Сравни комнаты по плану»,
«Как Красной шапочке пройти к бабушке?»,
«Найди карточки с одинаковым расположением предметов»,
«Что где находится?»
«Найди и исправь ошибки»,
«Слуховой диктант».
Ориентировка во времени. Повторение названий осенних месяцев. Части суток. «Вчера, сегодня, завтра»,
«Когда это бывает?»,
«Какой сегодня день?»
Геометрические фигуры
«В стране разноцветных палочек»
Тренировочные задания
(2занятия)
Познакомить с комплектом «Палочки Кюизенера». Развивать познавательные процессы; развивать овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение. Упражнять в группировке по разным признакам.
«Палочки Кюизенера «
«Какие фигуры видишь?»
«Заполни пустые квартиры»,
«Найди место»,
«Собери бусы».
Декабрь Количество и счет (2занятия)
Образование числа 4. Счет до 4. Установление равенства между двумя группами предметов, соотнесение количества предметов с цифрой «Мальчики»,
«Какой цифры не стало?»,
«Сколько?»,
«Путаница»,
«Разложи лекарства»,
«Наведи порядок»
Величина (2занятия)
Часть и целое. «Снеговики»,
«Подбери куклам одежду для прогулки»,
«Как зовут мальчиков?»
Ориентировка во времени и в пространстве (2занятия)
Закрепление понятий: слева - справа, впереди - сзади. Дни недели.
«Круглый год»,
«Найди игрушку»,
«Найди похожую»,
«Нарисуй картинку»,
«Покажи где?»,
«Моделируем прямоугольник»
(2занятия)
Учить различать палочки по цвету, осваивать эталоны цвета, их названия, развивать представления о прямоугольнике, использовать в речи слова: такая же, одинаковые по цвету, одинаковые по длине, формировать навык самоконтроля, самооценки.
«Палочки Кюизенера», «Разложи по коробкам»,
«Строители»,
Январь Количество и счет
(2занятия)
Образование числа 5. Счет до 5. Порядковый счет. «Задумай число»,
«Число, как тебя зовут?»,
«Составь цифру»,
«Сосчитайте по порядку»,
«Кто внимательный?»
Ориентировка во времени и в пространстве (2занятия)
Определение основных пространственных направлений.
2. Пространственные отношения: вверху, внизу.
3. Сравнение предметов по длине, ширине.
4. Пространственные отношения впереди, сзади, между. «Клумба»,
«Покупки»,
«Новоселье»,
Величина (2занятия)
Деление предметов на 4 части. Сравнение целое и части. «Мишка и мишутка»,
«Башни для мишек»,
«Забор»,
«Разные дома»,
Геометрические фигуры
(2занятия)
Овал. Прямоугольник, квадрат, треугольник, круг. «Сколько треугольников?»,
«Платье для Наташки»,
«Кто где живет?»
Февраль Количество и счет
(2занятия)
Отсчет определенного количества предметов по образцу «Что изменилось?»,
«Которой игрушки не стало?»,
«Считай, не ошибись»,
Геометрические фигуры
(2занятия)
Выкладывание из счетных палочек предметов из разных фигур.
Повторение названий геометрических фигур. «Колумбово яйцо»,
«Блоки Дьенша».
«Игры с разноцветными прищепками»
Ориентировка во времени и пространстве.
(2занятия)
Различение частей суток на основе определения характерной деятельности детей и взрослых. Установление соотношений между тремя – пятью предметами по длине, ширине, высоте, толщине и объему в целом. Раскладывание предметов в ряд в порядке возрастания или убывания величины. «Путешествие по комнате»,
«Двенадцать месяцев»,
Величина.
(2занятия)
Высокий - низкий. Часть и целое. «Лото»,
«Где, чей дом?»
Март Количество и счет
(2занятия)
Решение задач. Соотнесение числа и цифры. Знаки<,>. Составление чисел из двух меньших. «Заполни пустые клетки»,
«Вычислительная машина»,
«Игры с разноцветными прищепками»
Величина(2занятия)
Установление соотношений между тремя – пятью предметами по длине, ширине, высоте, толщине и объему в целом. Раскладывание предметов в ряд в порядке возрастания или убывания величины. «Сравни пояса»,
«Подбери обувь»,
«Дорога».
Геометрические фигуры
(2занятия)
Работа в тетради в клетку. Работа со счетными палочками. Повторение названий геометрических фигур «Гусеница»,
«Найди такую же»,
«Я найду, а ты продолжи»,
«Гном строит дом»,
«Платья для кукол»,
Ориентировка во времени и в пространстве (2занятия)
Различение последовательности смены суток. Сезоны года, их последовательность, характерные проявления в природе.. «Лови, бросай, дни недели называй»,
«День и ночь- сутки прочь»,
«Подбери картинки»,
Апрель Количество и счет(2занятия)
Образование из неравенства равенство (5 больше 4, если добавить 1, то будет 5).
«Примеров много- ответ один»,
«Сколько?»
«Игры с разноцветными прищепками»
Геометрические фигуры
(2занятия)
Четырехугольники. Повторение круг, овал, треугольник. «Мастерская»,
«Укрась коврик»,
«Что на что похоже?»,
«Посмотри и назови».
Ориентировка во времени и в пространстве (2занятия)
Повторение названий весенних месяцев. Характерные особенности времен года. Части суток.
Ориентировка на листе бумаги в клетку. «Комната для кукол»,
«Бабочки»,
«Запомни и выложи»,
«Времена года»,
«Игры с разноцветными прищепками»
Величина (2занятия) Широкий-узкий. Часть и целое. «Лото»,
«Где, чей дом?»
Май Количество и счет
(2занятия) Деление предмета на две равные части с целью формирования понятия «половина», определение отношения между частью и целым: часть всегда меньше целого. «Составь целое»
«Помоги другу»,
«Колумбово яйцо»
Геометрические фигуры Рисование предметов из заданных фигур. Создание символических предметов из фигур. «Разбитая ваза»,
«Составь картинку из фигур»,
«На какую фигуру похож предмет?»,
«Нарисуй правильно»,
Ориентировка в пространстве и во времени. Работа в тетради в клетку. Повторение названия месяцев года. «Поездка на трамвае»,
«Соседи медвежонка»,
«Назови скорее»,
«Нарисуй правильно»,
«Слушай и рисуй».
Педагогическая диагностика 1-2 недели