Сушина Наталья Васильевна
Из опыта воспитательной работы по адаптации детей мигрантов и представителей этнических меньшинств в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Россия – это поистине многонациональное государство. Количество мигрантов не уменьшается, а только растет. В условиях активизации миграционных процессов в России важной их составляющей является социальная адаптация детей мигрантов в стране приема.
Публикация «Из опыта воспитательной работы по адаптации детей мигрантов и представителей этнических меньшинств в начальной школе» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация и дезадаптация школьников
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Образовательная среда в настоящее время приобретает всё большее значение в адаптации детей-мигрантов. С психолого-педагогической точки зрения, адаптация и интеграция детей мигрантов означает необходимость учета в образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся, связанных с их культурной, социальной, этнической принадлежностью, организацию специализированного сопровождения, формирование толерантного сознания. Задача образования – воспитание гражданина демократического государства. Именно поэтому установка общества и государства на расширение и углубление деятельности по формированию толерантного сознания и поведения, по воспитанию терпимости, миролюбия, непримиримости к экстремизму приобрела в нашей стране особую значимость. Для детей иной этнокультуры очень важно знать, что язык и культурные ценности их семьи уважаемы и приняты в обществе, это положительно сказывается на социализации ребенка в группе сверстников и даже на школьных успехах. В образовательной среде дети-мигранты удовлетворяют основные потребности личности, осмысливают своё предназначение, воспринимают образование как индивидуально-значимую ценность, овладевают эффективными способами взаимодействия с другими людьми.
Успешная социокультурная адаптация детей-мигрантов невозможна без взаимодействия с учениками, принадлежащими к принимающей культуре. Поэтому система воспитательной работы с детьми предполагает мероприятия, направленные на понимание и принятие «другого», его объективных отличий и трудностей. Младшие школьники должны понимать, что мы живем в многонациональной стране. Значит, уважение к традициям, обычаям, ценностям и истории каждого народа – обязательное условие бесконфликтного общения.
Обучающиеся начальных классов имеют слабое представление о национальностях, проживающих в нашем городе, а многие не всегда готовы подружиться с детьми других культур. Это говорит о необходимости проведения систематической работы учителя по формированию толерантного отношения младших школьников. Для этого мы - учителя начальных классов проводим беседы, классные часы по формированию толерантности («Мы похожи», «Комплименты», «Толерантность в общении», «Что посеешь, то пожнешь», «Разделяем радость», внеклассные мероприятия «Учимся доброте», «Что такое толерантность», «Дорога толерантности», «Давайте жить дружно» и другие).
Внеурочная деятельность служит эффективным средством формирования толерантности учащихся. Так в моём классе в зависимости от набора от 20% до 25% детей-мигрантов.
Первое знакомство.
Первое знакомство происходит на первой неделе самого первого класса. Это и первая линейка, и первые уроки, и первый учитель, и первый сосед по парте… и много ещё, что происходит в самый первый раз. Первый шажок в новую школьную жизнь - важный и волнительный для близких людей и для юных учеников.
Для успешной адаптации детей мигрантов провожу различные внеклассные и внеурочные мероприятия: походы, экскурсии, праздники в классе, поездки в другие города.
Первое внеклассное мероприятие «Я, ты, он, она»в детском кафе «Галактика» было очень интересным. Ребята играли, участвовали в различных конкурсах, танцевали, ели мороженое и всякие вкусности, дарили улыбки и хорошее настроение, называли друг друга ласковыми именами.
Первая экскурсия в школьный двор. Вернулись с яркими букетами из разноцветных листьев и красивыми камешками. Все внимательно рассмотрели, чем-то обменялись. Чтобы дать находкам вторую жизнь, в помощники, конечно, пришлось призвать родителей. Поделки получились необычными, яркими и интересными.
Считаю, что полезно проводить экскурсии на выставки и в музеи, на которых ученики знакомятся с образом жизни, традициями и ценностями других народов. На Выставке народных костюмов Историко-художественного музея г. Ульяновска ребята знакомились с отличительными признаками костюмов разных сословий, жителей различных районов и губерний нашей большой страны, а также русской национальной культурой, традициями и обычаями, увидели разнообразные украшения, необычные головные уборы, неповторимые орнаменты. По окончании экскурсии разрешено было примерить элементы костюмов.
На увлекательном занятии "В древнерусской школе" историко-краеведческого музея г. Киржач современные школьники узнали о том, как учились на Руси в былое время, послушали старославянскую речь, попробовали писать на бересте, поговорили о значении каждой буквы алфавита и увидели особые предметы, без которых учёба в школе была невозможна.
Участие в проектах «Моя малая Родина», «Моя семья» и «Моя Родословная», позволяет обучающимся лучше узнать друг друга.
Знакомясь с историей г. Кольчугино, школы №5 посещаем школьный музей.
В результате, когда на школьный конкурс, посвященный 75-летию Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 гг., необходимо было подготовить литературно-музыкальную композицию "Песни и стихи, с которыми мы победили", долго не выбирали. Литературно-музыкальная композиция была о «Госпитале – 3083» на стихи кольчугинской поэтессы Тамары Анисимовой «Концерт в госпитале».
Самый, наверное, пюбимый праздник всех детей независимо от национальности - Новый год. Всем классом отправились в гости к Деду Морозу. Готовились заранее. Написали письма, опустили их в Подмосковье в Усадьбе Деда Мороза в волшебный шар и ждали исполнения своих желаний.
Чудо свершилось! На адрес школы пришла огромная тяжёлая посылка, а вместе с ней письмо с надписью: «Привет от Деда Мороза». Ребята с недоверием отнеслись к этому посланию – проверили подлинность печати и почтовой марки. И только после этого вскрыли коробку. Внутри оказались самые настоящие сладкие подарки. Они в очередной раз убедились, что Дед Мороз существует, а чудеса случаются.
Вместе украшаем школьный двор к Новому году. Не забываем о русских традициях. Ежегодно празднуем «Масленицу».
Пасха - очень яркий праздник всех христиан. Традиции его такие необычные, что не оставляют равнодушными никого. Многие обычаи в современном мире утрачиваются или изменяются, но украшением яиц неизменно занимаются практически во всех христианских семьях. Участвуем в мастер-классах по росписи пряников в виде пасхальных яиц.
Традиционным стало отмечать праздники: 23 февраля, когда девочки поздравляют мальчиков и 8 Марта, когда мальчики поздравляют девочек.
Моим ученикам нравится участвовать в мастер-классах, на которых мы делаем подарки на День Матери, Новый год, 23 февраля и 8 Марта.
Провожу со своими учениками профориентационную работу.
Экскурсия на почту. Познакомились с работой почтового отделения связи, расширили знания о профессиях работников социальной сферы, а заодно потренировались правильно вести себя в общественном месте. На память об экскурсии детям подарили открытки, которые были подписаны и вручены работникам школы на 23 февраля и 8 Марта.
Попробовали работать в магазине «Пятерочка».
В одном из сетевых магазинов с открытой выкладкой ребята помогали по залу: раскладывали товар, выставляли ценники, отвечали на вопросы покупателей. Гораздо больше узнали об обязанностях продавца: взвешивать товары на весах, сообщать покупателю цену, принимать оплату за стоимость, упаковывать продукты. А самое главное, нужно быть доброжелательным и стараться во всем помочь. Теперь к людям этой профессии четвероклассники будут относиться с большим уважением, ведь о её трудностях они знают не понаслышке.
В 2020 году 1 сентября у нас было необычным. Встретились поздравили друг друга с наступающим новым учебным годом. После долгой разлуки из-за пандемии, мы решили более тесно пообщаться в С-Заводи. И сразу после классного часа 1 сентября мы отправились туда. Поучаствовали в Весёлых стартах, покатались на лодках, поиграли с Домовым и узнали много нового о народных традициях, а потом устроили «покатушки» на самых настоящих лошадях. После конных прогулок ребята вместе с родителями смогли порадовать лошадок и других животных угощениями, которые заботливо привезли с собой: хлеб, сахар, морковь, яблоки. И сами трижды вкусно поели.
Не знали, что нам ждать от этого учебного года (все ждали 3 волну пандемии, дети и родители устали находиться на самоизоляции, решили отправиться отдыхать на природу, на площадку рядом с лагерем «Дубки». Погода нас не подвела. Перед входом на территорию дали клятву о бережном отношении к природе, поговорили о правилах поведения и, конечно же, о том, что будем отдыхать, смеяться и веселиться. Тигруля устраивал нам различные соревнования и даже раскрасил личики аквагримом. А ещё мы искали клад (сундук с золотыми монетами) : разгадывали ребусы и загадки, участвовали в конкурсах и спортивных соревнованиях. Родители не отставали от детей и приготовили вкусный стол».
После таких замечательных праздников и учиться надо только на пять с плюсом. Ну, или хотя бы очень-очень стараться.
Активно участвуем во всех школьных мероприятиях. Сотрудничаем с дошкольными учреждениями МДОУ № 14 и № 10. Проводим совместные акции и мероприятия.
Очень нравится ребятам заниматься волонтерской деятельностью.
Это ежегодное участие в акциях:
1. «Большая помощь маленькому другу». Собираем корм для бездомных животных, которые находятся в собачьем питомнике
Что такое милосердие? Само слово говорит само за себя – иметь доброе, милое сердце. Быть готовым всегда помочь кому-нибудь, не посмеяться над чьей-то бедой, а суметь пожалеть, помочь, простить, просто из чувства сострадания и человеколюбия. Сформировать гуманные представления у детей с помощью замечаний, наставлений и порицаний невозможно. Важно воспитывать способность видеть, понимать и разделять огорчения и радости другого, и дать возможность им самим совершить добрые дела.
2. Также собирали корм для лошадей.
Покормили их, попробовали поухаживать за ними, и, конечно же, покатались.
3. Участвуем в акции «Корзина доброты». Собираем продовольственные наборы для пожилых людей, инвалидов, ветеранов нашей школы. Уже несколько лет подряд ученики моих классов относят эти наборы людям с ограниченными возможностями.
Согласитесь, благодаря таким акциям ученики могут почувствовать свою значимость, стать человечнее.
4. Акция «Покормите птиц зимой». Открываем в школьном дворе «Птичью столовую». Кормушки делаем вместе с родителями.
5. Чистим снег одиноким пожилым людям.
Продолжаем делать добрые дела, отправились на помощь бабушке Марии Петровне Чернышовой. Расчистили подход к дому и на территории возле него навели порядок. Нас было много, потому большого труда это не составило. Поработали в удовольствие, пообщались, дело доброе сделали, да ещё и конфетками нас угостили.
Считаю, что лучше всего детей в классе сближает совместное творчество. Стали участниками проекта Российского движения школьников "Фестиваль театрализованных представлений для учащихся начальных классов".
Вместе с родителями ребята создали настоящий кукольный театр с декорациями и героями - куклами-марионетками. Ребята показали своим одноклассникам сказку про Бременских музыкантов. Получилось ярко, музыкально и необычно!
В своей работе стараюсь
1. Создать положительное отношение к сотрудничеству. Нужно убедить детей, что работать вместе с другими интересно, сама работа часто позволяет сделать то, чего не сделаешь в одиночку, а теплые чувства к партнерам сохраняются и после окончания общего дела.
2. Формировать привычки согласовывать свои личные интересы с интересами других. Нужно помочь детям осознать, что вклад каждого в работу обогащается вкладом других участников, а вызывающий положительные эмоции результат может существенно отличаться от первоначального личного замысла.
3. Обучить детей правилам эффективной организации совместной работы. Нужно научить детей до начала и в ходе работы обсуждать и согласовывать планы, а также распределять обязанности и средства, используя при этом справедливые процедуры и объективные критерии.
4. Развивать эмоциональную сферу. Нужно научить детей чувствовать эмоциональное состояние партнеров, своевременно реагировать на их слова, жесты, мимику и т. п., адекватными средствами выражать собственные чувства и обсуждать предполагаемые чувства партнеров.
Важным фактором социализации является тесное взаимодействие двух институтов социализации: школы и семьи.
Безусловно, организация обучения ребенка-мигранта невозможна без тесного взаимодействия с его родителями. Поэтому, родителей необходимо, по возможности, включать во все формы работы школы с родителями : родительские собрания, экскурсии – любые неформальные мероприятия. Таким образом, мы также помогаем адаптации детей, родителям становятся понятнее проблемы, которые возникают у их детей в школе. В своём классе ежегодно проводим внеклассное мероприятие с обучающимися и их родителями посвященное «Дню матери». Да, и в любых мероприятиях наши первые помощники - это родители.
Можно сделать вывод: с помощью участия детей мигрантов в различных праздниках, играх, конкурсах происходит обмен культурными ценностями, способствующий успешной их социализации.