Алла Панкратова
Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Видеть здорового и красивого ребёнка – желание каждого, кто находится рядом с ним, кого волнует и заботит его здоровье.
Детство – это период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребёнок выносит то, что сохранит потом на всю жизнь. Бывают разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. А их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии»
Темочки:
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Образовательные технологии в ДОУ
- Темочки
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачами здоровьесбережения являются :
1. Создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей. 2. Сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности.
3. Создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения.
Выделяют три группы здоровьесберегающих технологий :
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
3. Коррекционные технологии.
В своей работе я применяю:
Технологии сохранения и стимулирования:
• Динамические паузы
• Подвижные и спортивные игры
• Релаксация
• Гимнастика пальчиковая
• Гимнастика для глаз
• Гимнастика дыхательная
• Гимнастика пробуждения
Технологии обучения здоровому образу жизни :
• Физкультурные занятия
• Точечный массаж
Коррекционные технологии :
• Песочная терапия
• Музыкотерапия
Так же для улучшения состояния здоровья детей мной создан центр двигательной активности, в котором имеется нестандартное спортивное оборудование, которое мы изготовили совместно с родителями. На участке оборудована спортивная площадка.
Формы организации здоровьесберегающей работы
Каждый день ребёнка в детском саду начинается с утренней зарядки, которая позволяет получить заряд бодрости
Утром на детей ложится наиболее сильная нагрузка, в это время проходит образовательная деятельность, которая требует от детей длительного напряжения, зрительной нагрузки.
В связи с этим в учебно-воспитательный процесс я включаю следующие виды деятельности:
• физминутки. Их еще называют динамическими паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения. Большинство физминуток сопровождается стихотворным текстом или же выполняется под музыку.
• Пальчиковую гимнастику – комплексы упражнений, для развития мелкой моторики, ручной умелости и координации движений рук, что, в свою очередь, способствует развитию речевого центра головного мозга. Используется на всех видах занятий и в свободной деятельности.
• Дыхательную гимнастику – система дыхательных упражнений, направленных на развитие дыхательного аппарата путем тренировки речевого и голосового аппарата, сочетающаяся с соответствующими движениями. Использую в режимных моментах, как часть физкультурного занятия, в музыкальной образовательной деятельности, в утренней гимнастике, после дневного сна, на прогулке, в игровой деятельности и т. д.
• Гимнастика для глаз - для снятия напряжения, предупреждения утомления, тренировки глазных мышц. Если мы хотим, чтобы у наших детей было хорошее зрение, мы должны на своих занятиях уделять достаточно много времени гимнастике для глаз. Детям бывает сложно фокусировать взгляд на движущихся предметах, поэтому используем яркие игрушки.
• Гимнастика после сна – поднимает настроение и мышечный тонус, а также служит для профилактики нарушений осанки и профилактики плоскостопия.
Неотъемлемой частью двигательного режима также являются подвижные игры.
В своей практике я также использую:
• Музыкальное воздействие
Использование музыки на занятиях содействует формированию у детей правильных представлений о характере движений, вырабатывает у них точность и выразительность при выполнении упражнений, положительно сказывается на эстетическом, нравственном и физическом развитии учащихся, способствует формированию правильной осанки, движения становятся красивыми, ловкими. Технологию музыкального воздействия часто используем на занятиях по рисованию. У детей поднимается настроение, они становятся более спокойными, увлеченные творческим процессом.
• Релаксацию
Это один из путей глубокого мышечного расслабления, снятие психического напряжения. Обучая детей методом релаксации, мы помогаем им снять внутреннее мышечное напряжение, успокоиться, тем самым привести нервную систему и психику в нормальное состояние покоя. Такие упражнения мы выполняем в тихой, спокойной обстановке в любом подходящем помещении, желательно использовать спокойную музыку, звуки природы.
• Песочную терапию
Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать куличики, да и просто приятно сыпать его сквозь пальцы, однако, песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. В процессе взаимодействия с песком активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладони, что положительным образом сказывается на работе всех внутренних систем человеческого организма.
Так же, мною ведётся активная работа с семьями воспитанников :
1. оформляю папки-передвижки, где представлены рекомендации по оздоровительным, закаливающим мероприятиям,
2. провожу: родительские собрания, консультации, анкетирование по вопросам здорового образа жизни.
Таким образом, можно сказать, что только системный подход к организации физкультурно- оздоровительных, профилактических мероприятий позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья детей.
И в завершение хочется сказать: купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребёнка, необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его, с целью создания вокруг него атмосферы, наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Знания, умения и навыки, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.