татьяна соловьева
Из опыта работы воспитателя «Познание мира средствами литературы»
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы воспитателя МБДОУ№3, г Тулы, Соловьевой Татьяны Федоровны. «Познание мира через литературу».
Одной из важных задач дошкольной программы является, пробудить и развить интерес к художественной литературе. Что в дальнейшем разовьется в потребность к чтению, к узнаванию нового интересного из книг. Слушанье сказок, рассказов для детей – это всегда интересно и желаемо. Как же интересно и приятно наблюдать за выражением детских лиц, которые меняются в зависимости от эмоциональной трактовки сюжета в тексте!
Публикация «Из опыта работы воспитателя „Познание мира средствами литературы“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Опыт работы, практика
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
- Сегодня я буду читать вам (сказку, рассказ, которую написал писатель… - Какие рассказы этого писателя, вы, уже слушали? Помогаю вспомнить, напомнив короткий эпизод из содержания. Дети подхватывают и наперебой начинают излагать весь сюжет рассказа, сказки. Текст я стараюсь читать максимально артистично: то замирая и выжидая реакцию детских глаз на действия героев, то понижая голос или повышая его, варьируя интонацией для выделения диалога персонажей. И дети слушают с таким интересом, что отдал бы все за такое слушанье и восприятие, интерес от которого искрится в их глазах. После такого прослушивания можно и побеседовать. Атмосфера сюжета, полностью овладевшая детьми, через какой-то момент дает возможность им раскрепоститься и поделиться своими впечатлениями об услышанном. Вначале беседы уточняешь персонажей, их характеры и действия. О веселых, радостных, добрых моментах сюжета дети рассказывают легко. Печальные, грустные моменты вспоминаются и излагаются ими неохотно и с грустью.
- Что охотно бы вы изменили? О чем сожалеете и кого поддерживаете? Что бы случилось если бы? Каждый ребенок высказывает мнение в своем суждении. В конце беседы еще раз уточняю название произведения, жанр и автора. Эмоции, которые получили дети после прослушивания и обсуждения. Продолжают их волновать. Они с интересом рассматривают картинки (иллюстрации) из книги. Вот этот драгоценный всплеск интереса я предлагаю воспроизвести через изодеятельность. Изобразить персонажей, их действия, образы, которые тронули детское воображение. Для этого подходят все виды изобразительной деятельности, приемы, техники, материалы.
Фигурки персонажей изображаются так, как хочет их выразить ребенок: одни грустные, другие веселые, в характерных позах и цветовом решении. Индивидуально проживается еще раз впечатление, вызванное сюжетом, которое выражается еще раз в рисунке. С большим интересом всегда слушаются рассказы и сказки Л. Н. Толстого. Писатель очень любил детей и написал много интересных рассказов и сказок. Они интересны, близки и доступны с познавательной и воспитательной стороны. Ведь Л. Н. Толстой наш земляк, он жил и писал свои замечательные произведения в Туле, в Ясной поляне, о которой дети уже знают и бывали там.
- Оказывается, деревья ходят? Дышат? Удивляются дети, после прочтения рассказов: «Как ходят деревья», «Деревья дышат».А с растениями важно бережно обращаться, ведь они радуют своей красотой и являются неотъемлемой частью природы. «Старый тополь», «Лозина», «Яблони». – А волки тоже учат своих детей? Узнают из рассказа «Как волки учат своих детей». И животные, и птицы – это все природа, о которых нужно заботиться и оберегать, ведь они связаны с человеком. «Птичка», «Пожарные собаки», «Прыжок». Ко всем прочитанным произведениям, детьми были нарисованы иллюстрации. Рисунки детей излучают «свет», который исходит от произведений, наполненных незримыми мыслями и чувствами писателя. И тут они едины.