Наталья Яковенко
Из опыта работы «Формирование здорового образа жизни у детей в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья и физическому развитию детей. По Федеральным государственным стандартам важной задачей является охрана и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы, так как проблема оздоровления воспитания и развития - компания не одного дня и требует длительного периода времени на целенаправленную, систематически спланированную работу специалистов детского сада, родителей. Поэтому одним из основных приоритетных направлений моей работы является физкультурно-оздоровительная работа, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей и приобщения к ценностям здорового образа жизни, через интеграцию образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура».
Публикация «Из опыта работы „Формирование здорового образа жизни у детей в ДОУ“» размещена в разделах
Чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, в своей работе я определила три направления:
• Воспитание здорового ребёнка совместными усилиями детского сада и семьи.
• Комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в комплексе с медицинским работником детского сада.
• Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей.
Работая по данному направлению, я организовываю разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализую комплекс профилактических, воспитательно-образовательных работ.
В своей работе я применяю различные формы двигательной активности. Использую разнообразные виды утренней гимнастики: это ритмическая гимнастика под музыку, гимнастика с комплексом дыхательных упражнений, (А. Стрельниковой, также гимнастика на открытом воздухе или в музыкальном зале (в зависимости от погодных условий, пальчиковая гимнастика, игровые двигательные упражнения, физкультурные минутки, динамические паузы, подвижные игры на воздухе, физкультурные занятия. С целью заинтересовать детей я использую разнообразные формы проведения занятий. Это: занятия обычного типа, образцы которых нахожу и подбираю во многих методических пособиях;
- игровые занятия, построенные на основе народных подвижных играх и игр-эстафет с включением игр-аттракционов;
- сюжетно-игровые занятия. Такие занятия сочетаются с задачами по обучению спортивному ориентированию, развитию речи;
- занятия серии "Забочусь о своем здоровье", «К здоровью без лекарств», «Чистота –залог здоровья», «Уроки Мойдодыра», знакомлю детей с основными правилами гигиенического поведения, «Уроки Айболита» (как предупредить болезни, избежать несчастного случая и оказать первую медицинскую помощь). С детьми провожу беседы о здоровой пищи, как устроен организм человека, как работают основные системы и органы (опорно-двигательная, мышечная, пищеварительная, кровообращение, дыхание). Важно при этом сформировать у ребёнка умение прислушиваться к своему организму, помогать ритмично работать, вовремя реагировать на сигналы, говорящие о состоянии всех органов и систем. Чтобы стать сильным и ловким надо заниматься физкультурой и спортом. В группе имеется литература и дидактические игры: «Валеология или здоровый малыш», демонстрационный материал на тему «Основы безопасности жизнедеятельности». Дети учатся приемам расслабления, аутотренингу, самомассажу, разминке в постели, проведении закаливающих и гигиенических процедур, оказанию элементарной медицинской помощи, даю первоначальное познание о полезных и вредных растениях.
На занятиях мной осуществляется контроль по воспитанию правильной осанки и формированию свода стопы. Использую нестандартное оборудование: массажные коврики, из нашитых пуговиц, пробок, соляные дорожки, пластиковые бутылки и многое другое. Во время занятий я обращаю внимание на дыхание, особенно во время занятий на открытом воздухе. Также в присутствии медицинского работника осуществляется медико-педагогический контроль. Медицинский работник проводит хронометраж, измеряет пульс, наблюдает за осанкой, дыханием, самочувствием детей, выявляет признаки усталости или недостаточной нагрузки. На основе результатов педагогических наблюдений делается заключение о соответствии содержания и методики проведения физических упражнений требованиям программы и физической подготовленности детей.
Наиболее эффективной формой обучения дошкольников спортивным играм и упражнениям являются организованные занятия на прогулках, которые провожу в первой и второй половине дня. С детьми в зимний период времени, я организовываю прогулки, подвижные игры, катание на санках. В летний период времени провожу закаливающие процедуры: контрастное обливание ног, закаливание воздухом, принимаем солнечные ванны, всё это благоприятно сказывается на укрепление здоровья детей. И то и другое обеспечивает высокий закаливающий эффект. Закаливающие мероприятия провожу в течение всего дня, это полоскание горла (рта) после обеда, промывание носа водой комнатной температуры. Ходьба в носках, сон без маек, дыхательные упражнения, хождение босиком по дорожкам здоровья. В работе с детьми так же применяю точечный массаж головы, ног, ушных раковин, кистей рук, ножных стоп. Занятия спортивными играми и упражнениями направлены, прежде всего, на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворение их биологической потребности в движениях. Положительный эмоциональный тонус является важной предпосылкой здоровья, предупреждает различные заболевания, поддерживает интерес к физическим упражнениям.
Понимая важность и нужность всех оздоровительных мероприятий, в работе с детьми использую здоровьесберегающие технологии, которые реализую с помощью различных форм и методов.
Здоровьесберегающие технологии, формы и методы работы помогают сформировать у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие, повышают результативность воспитательно – образовательного процесса.
Во всех видах деятельности я использую оздоровительные валеологические паузы, что позволяет детям снять утомление, активизировать их внимание, повысить умственную работоспособность. Я провожу их в форме подвижной или дидактической игры с выполнением движений, включая пальчиковые упражнения, психогимнастику, игры на релаксацию.
Большое внимание я уделяю развитию навыков и умений в области охраны здоровья, соблюдению правил пожарной безопасности, профилактики детского травматизма. С этой целью мною проводятся познавательные занятия, организую просмотр мультфильмов по DVD из серии «Уроки тетушки Совы», «Знай своё тело», «О микробах», «Королева щётка».
Немаловажное значение имеет правильно организованный здоровый сон. Для быстрого спокойного засыпания в работе я использую релаксационные игры, музыкальное сопровождение. Во время подъема детей использую бодрящую гимнастику. Ее цель поднять настроение и мышечный тонус детей. Начинается гимнастика с упражнений в постели, затем проводятся корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста для обеспечения условий физического развития использую индивидуальный подход для каждого ребёнка, так как двигательные умения детей ещё не устойчивы, физические упражнения с ними провожу в игровой форме, подражая движениям взрослого или при имитации движений животных, использую игры с игровым материалом. Во время занятий учитываю разную степень их подвижности, дифференцированно подхожу к дозировке физических упражнений, использую метод наглядного показа, пальчиковую гимнастику. Такая гимнастика тренирует у детей мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Чаще провожу с детьми с речевыми проблемами.
Для оздоровления детей в период подъёма заболеваемости провожу ионизация воздуха луком, чесноком.
Совместно с сотрудниками детского сада, родителями провожу спортивные праздники, интересные игры, эстафеты. Целью таких праздников является активное участие детского коллектива, посредством чего выявляются двигательная подготовленность детей, умение проявлять физические качества в необычных условиях и игровых ситуациях. Всегда стараюсь поддержать интерес детей к оздоровительным мероприятиям. Весной 2012 года проводила конкурс «Мама, папа, я – спортивная семья!», от нашей группы участвовала семья Халбаевых, которым вручили грамоту и медаль «За стремление к Победе».
Контроль за состоянием здоровья воспитанников осуществляется каждый день медицинским работником, воспитателем ДОУ. Регулярно в плановом порядке проводится диспансеризация воспитанников на базе ДОУ с приглашением необходимых специалистов. Дети, имеющие отклонения в здоровье, берутся на диспансерный учёт и контролируются медицинским работником ДОУ и узкими специалистами – это позволяет родителям дошкольников с отставанием в развитии заранее провести коррекционную работу.
Мои воспитанники активно участвуют и занимают призовые места в спортивных соревнованиях не только на уровне детского сада, но и на муниципальном и региональном уровне. Осенью 2011 года между детьми средних групп нашего учреждения были проведены «Весёлые старты», где воспитанники приняли активное участие. В сентябре 2012 года в рамках проведения Всероссийской акции «Кросс наций-2012» Петрова Даша заняла III место на дистанции 200 м среди дошкольников по Кяхтинскому району. В феврале 2013 года дети участвовали в спортивно – развлекательном конкурсе, посвящённое «Дню защитника Отечества».
В ДОУ созданы все условия для полноценного физического развития ребёнка. На участке детского сада имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке. Совместно с родителями воспитанников в группе создали спортивный уголок с нетрадиционным оборудованием для проведения самостоятельных спортивных игр и упражнений.
Ежегодно с родителями и детьми провожу соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья», эстафеты. Организую экскурсии, прогулки в природу по сезону. Веду «Тетрадь здоровья», в которой фиксирую индивидуальные особенности здоровья каждого ребёнка, совместно с медицинским работником провожу анализ заболеваемости детей, на каждого ребенка имеются карты здоровья.
Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе и по результатам изучения медицинских карт, заметно снизился процент заболеваемости детей ОРВИ и ОРЗ у детей. Если в январе-марте 2014 года-15% детей перенесло вирусную инфекцию, то в январе-марте 2015 года показатель снизился до 7%, заметно снизился процент заболеваемости ОРВИ и ОРЗ у детей, что благоприятно сказывается на воспитательно–образовательном процессе т. к. отмечается высокая посещаемость детей.
Дети овладели основными культурно-гигиеническими навыками, соблюдают и самостоятельно выполняют их, повысилась активность в двигательной деятельности, соблюдают элементарные правила здорового образа жизни. С каждым годом отмечается повышение уровня знаний и умений по образовательным областям «Физическая культура» и «Здоровье».
Я уверена, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. В своей практике я использую групповые и индивидуальные формы работы - это консультации, беседы, семинары-практикумы, тематические конференции по обмену опытом воспитания детей на всех уровнях развития, родительские собрания и т. д. Выпускаю папки – передвижки на темы: "Пословицы и поговорки о здоровье", «Развитие ребёнка и его здоровье», «Игры с движениями», «Движение – основа здоровья», «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений», «Зимние игры с ребёнком», красочные стенгазеты, тематические стенды, оформляю семейные фотоальбомы.
Родители посещают "Дни открытых дверей", могут просмотреть физкультурные занятия, гимнастику, закаливающие процедуры, режимные моменты, подвижные игры. Родители сами принимают участие в изготовлении нестандартного физкультурно-игрового оборудования (дорожки из нашитых пуговиц, пробок и т. д.)
Фотоотчёт.
Соревнования между воспитателями ДОУ и родителями воспитанников.