Мария Бакшина
Воспитание патриотических чувств у дошкольников средствами литературно художественных произведений
▼ Скачать + Заказать документы
Любовь к Родине как важная духовная ценность начинает формироваться в сознании ребенка именно в период дошкольного детства.
Сильным средством воспитания у ребенка любви к Родине, так же как и воспитания гуманных чувств, является художественная литература. Литературные произведения у детей формируют не только любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Подбирая художественные произведения для чтения детям, я ориентировалась прежде всего на возраст детей, доступность и простоту восприятия.. В нашей группе имеется «детская библиотечка», где подобрана художественная литература для детей. Библиотечка постоянно обновляется, и каждая новая книга приносит детям радость.
Публикация «Воспитание патриотических чувств у дошкольников средствами литературно художественных произведений» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Прежде всего, любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке.
Свою работу я начинала с чтения сказок, прибауток, потешек. Ведь именно с них начинается познание мира. Кто как не мама споет колыбельную, кто как не бабушка скажет шутку – прибаутку, дедушка расскажет сказку. Вот она неразрывная связь семьи и ребенка. Ребенок чувствует заботу, ласку, ему тепло и уютно под защитой семьи.
Не у всех родителей есть время найти книгу с потешками и в помощь им я изготовила буклет «потешимся с потешками». Где предоставлены потешки и прибаутки во всех режимных моментах. Мной была создана картотека колыбельных песен и потешек, пальчиковых игр.
Я сама постоянно использую эти фольклорные произведения при одевании, кормлении, умывании, укладывании спать, в игровой деятельности и в процессе общения с природой. Народные потешки, прибаутки, предоставляют прекрасный речевой материал, который использую на занятиях по развитию речи и в совместной деятельности с детьми. Потешки построены на множестве повторов, повторяются отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Дети запоминают четверостишие и активно их используют в повседневной жизни
У дошкольников особые эмоции вызывают произведения, в которых рассказывается о маме. Доброе отношение литературных героев может служить хорошим примером для ребят. У детей надо воспитывать уважение, сочувствие к старшим людям. На эту же тему и стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине» :
Мама спит, она устала…
Ну, и я играть не стала!
В беседе надо обязательно подчеркнуть, что девочка отказывается от своего желания побегать, поиграть потому, что знает – мама устала, ее нельзя будить.
Предлагая детям рассмотреть иллюстрации в книгах, я подталкиваю их тем самым к желанию послушать произведение. Читая вслух, соблюдая все интонации, краем глаза замечаю реакцию детей. Они переживают вместе с героями. После чтения обсуждаем. И всегда я спрашиваю детей, что вам понравилось? Как бы вы поступили на месте героя? А что сделали вы.
Невозможно привить любовь к Родине без знаний о традициях русской народной культуры. О том, как появилась русская земля, как жили предки русского народа, какие они строили дома, какую носили одежду.
Поэтому у меня возникла идея создать в нашей группе мини музей «Предметы старины». Дети с удовольствием рассматривают содержимое музея, задают вопросы. Музей постоянно пополняется.
В течение года проводила индивидуальные консультации и бесед с родителями. В ходе бесед убеждала родителей больше общаться, разговаривать, читать сказки, разучивать стишки, потешки, песенки, т. е. больше внимания уделять своим детям.
. Проводим с родителями консультации о важности чтения художественных произведений в воспитании детей, о важности патриотизма в воспитании детей.
Я стараюсь работать в тесном содружестве с родителями, и это обеспечивает положительные результаты для всестороннего развития личности ребенка, а также стараюсь доброжелательно относиться к каждому ребенку, т. к. только терпимость, доброжелательность, любовь к детям дадут положительные результаты.
Совместные усилия педагогов и родителей, дают положительные результаты и становятся основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию. Проводим выставки рисунков детей и родителей по русским народным сказкам. Так как русские народные сказки, полные чудесного вымысла, противостояния добра и зла, не только развлекают детей, но и закладывают основы нравственности.
В нашей группе часто проводятся совместно с родителями различные мероприятия. Такие как: «День матери», К дню пожилого человека., русские посиделки ко дню пасхи. Дети и взрослые с удовольствием принимают в них участия. Заучивают стихи и песни.