Ляйсан Усманова
Из опыта работы «Воспитание нравственных качеств у дошкольников через знакомство со сказкой»
▼ Скачать + Заказать документы
В своей практике я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с младшего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.
Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости. Уже с дошкольного возраста необходимо показывать ребенку нравственную суть каждого поступка.
Публикация «Из опыта работы „Воспитание нравственных качеств у дошкольников через знакомство со сказкой“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Сказки прочно вошли в детский быт ребенка, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе детей; близка их мышлению, представлению.
Начиная со средней группы я целенаправленно проводила работу по ознакомлению детей со сказками с использованием наиболее результативных методов формирования духовно-нравственных качеств :
1. Знакомство детей с содержанием сказки;
2. Привлечение детей к активной деятельности (изобразительная деятельность по мотивам сказок, выставки рисунков, поделок)
3. Инсценирование сказки.
Сказка - это могучее средство, действенное средство в нравственном воспитании детей.
Изучая методическую литературу, я выделила методы ознакомления со сказкой. Одним из самых распространенных методов ознакомления со сказкой считаю – чтение сказки воспитателем. Многие сказки, на которых воспитывалась я сама и мои дети, я рассказываю своим воспитанникам наизусть по памяти. Сказочные произведения большего объёма я читаю по книге. Необходимо также в момент чтения упомянуть о бережном и аккуратном обращение с книгой.
Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста.
В процессе рассказывания допускается сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Однако, главное в передаче рассказчика – это яркое, красочное пересказывание с передачей характерных особенностей сказочных персонажей.
Выразительное чтение сказки с применением интонации и мимики. Используя этот приём, воспитанники с лёгкостью могут представить «живой» образ сказочного персонажа.
Беседа по сказке. Это благодатный приём, в ходе которого я уделяю большое внимание моральным качествам сказочных персонажей, а также анализирую совместно с детьми мотивацию их поступков.
Не менее эффективным методом работы со сказками являются творческие задания, которые могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Результатом таких заданий является изготовление продукта, такого как, поделка, рисунок.
Для закрепления знаний полезны дидактические игры на материале знакомых сказок. Например, игры «Знаешь ли ты сказку?», «Узнай героя сказки по описанию», «Собери картинку», пазлы, мозаики и другие.
Необходимо отметить, что такие игры сопровождаются беседой по обсуждению героев сказок, их поведения. Вся беседа проходит непринуждённо, что делает ребёнка открытым для общения с взрослым.
На основании изученного материала, при составлении рабочей программы по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы» я включала в перспективное тематическое планирование знакомство детей со сказками, которые предполагают духовно – нравственное воспитание детей.
Это такие сказки как : сказка «О мертвой царевне и семи богатырях», «Айога», «Кукушка», «Гуси – Лебеди», татарские народные сказки «Три дочери», «Бабушка и внук» и т. д.
Для реализации запланированной работы были созданы условия:
1. Развивающая среда:
В группе была создана целесообразная и подходящая развивающая среда. В частности, книжный уголок с подбором сказок и уголок театрализованной деятельности для самостоятельной деятельности детей, где они играют в кукольный театр, пальчиковый театр, настольный театр и т. д.
2. Работа с родителями
Консультации на тему «Место книги в вашей семье», «Роль сказки в воспитании ребенка». Одним из пунктов родительского собрания «Воспитание ребенка добротой» стало раскрытие содержания духовно-нравственного воспитания детей, как в детском саду, так и в семье, «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании» с целью активизировать педагогические умения родителей в развитии ребенка в семье. В ходе бесед многие родители по-другому взглянули на роль сказки в жизни и становлении ребёнка.
Периодически я обновляю информацию в уголке для родителей «Для вас, родители!» В ней родители могут ознакомиться с советами и пожеланиями, как возможно организовать совместное чтение в домашних условиях под следующими рубриками: «Растим читателя», «Что читать?», «Когда читать?»
Немаловажная роль в воспитании духовно-нравственной личности является совместная деятельность детей и родителей.
Результат работы :
— Дети научились понимать смысл сказок
— Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя
— Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль,
— Произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;
Пришли к выводу: ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.
Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.
Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детства.