Людмила Сошкина
Опыт работы «Развитие сенсорного опыта посредством игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы : Развитие сенсорного опыта посредством игровой деятельности
Я работаю воспитателем на группе раннего и младшего возраста, возраст детей- 2 -3-4 лет.
Публикация «Опыт работы „Развитие сенсорного опыта посредством игровой деятельности“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. На втором и третьем году жизни задачи существенно усложняются. У ребенка раннего возраста начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Таким образом, знакомлю детей со всеми основными разновидностями свойств – основными цветами, формами, величиной.
№ 2 После отбора необходимого содержания из дошкольных методик мною был разработан перспективный план для сенсорного развития.
Для того, чтобы сенсорное воспитание заняло достойное место в системе работы с детьми поставила перед собой цель и задачи:
- Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
- Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (в цвете, форме, величине);
- Постепенное усложнение развивающей задачи и условий игры;
- Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить до завершения, стремится к получению положительного результата и т. д.).
№ 3 С детьми раннего возраста я придерживаюсь таким принципам:
1. Потому что наглядность действует сильнее, чем слово и я объединяю объяснение с показом игрового действия
2. Чтобы у меня игра прошла успешнее знакомлю детей с предметами, которые буду использовать: их свойствами, изображениями на картинках.
3. Известные детям игры становятся более интересными, я ввожу что-то новое и более сложное (включаю новых персонажей, добавляю детали, пазлы).
4. Вызываю интерес к дидактическому материалу (вместе с детьми играю в кубики, разбираю и собираю вместе пирамидки). Создаю у детей радостное настроение.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: развивает внимание, наблюдательность, влияет на развитие памяти, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.
№4 Творческая работа требует от меня проявления фантазии, воображения, способности решить эти задачи. Мною изготовлены разнообразные дидактические игры.
Для создания игр мы использовали самый доступный и простой материал, но в основном сейчас в магазинах есть все:
- деревянные, пластмассовые кубики, картинки, пазлы, пирамидки, вкладыши и так далее.
Основное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. Только взрослые могут помочь увидеть мир красок. Предполагаемые игры помогают научить детей различать и называть цвета, которые наиболее часто встречаются в их окружении.
Для детей раннего возраста использую метод «игровой мотивации» (петушки потеряли хвостики, давайте поможем петушкам, найдём хвостики, украсим платьица на день рождение) и т. д.
В повседневной жизни я обращаю внимание на цвет одежды, форму, размер предметов в групповой комнате, на прогулке.
Восприятие цвета не происходит само собой. И одним из наиболее эффективным способом обучения является дидактическая игра. Играя, малыш легко и с удовольствием осваивает приемы обследования формы глазами и руками. Предлагаемые игры направлены на ознакомление детей, прежде всего с цветом, формой окружающих предметов и освоение геометрических фигур.
№ 5 В группе создан уголок сенсомоторного развития детей.
Сенсомоторный уголок предназначен :
- для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);
- развития мелкой моторики;
- снятия мышечного и психоэмоционального напряжения. Достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей.
- создания положительного фона, повышения работоспособности ребенка;
- активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
Сенсомоторный уголок используется в педагогическом процессе, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.
Выделила принципы организации уголка
-доступность;
-безопасность;
-креативность.
Одна из целей сенсорного воспитания - изучение предметного мира и свойств предметов, которые окружают детей.
Подобные цели реализуются мною использованием в работе с детьми дидактических игр, которые направлены на развитие всех видов восприятия. 5 сенсорных систем, с помощью которых человек познает окружающий мир (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений :
«Чудесный мешочек»
«Определи на ощупь»(найти предметы различающиеся по одному признаку)
, Платочек для куклы, (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
,Узнай фигуру, (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)
, Найди пару, (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
, Найди предмет указанной формы, (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)
,Из каких фигур состоит, (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)
,Найди предмет такой же формы, (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)
, Какая фигура лишняя (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
,Сравни предметы по высоте,
,Самая длинная, самая короткая (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)
,Разноцветные кружки (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)
,В какую коробку (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)
,Дальше - ближе ( предложить по рисунку определить положение игры и предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше)
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
,Какого цвета не стало,
,Какого цвета предмет (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)
,Собери гирлянду (предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)
,Какие цвета использованы (показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)
,Уточним цвет (учить различать и называть близкие цвета)
Анализ проведенной работы показал, что использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов, развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой и учебной деятельности.