Людмила Митрохина
Из опыта работы. Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы. Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством формирования элементарных математических представлений.
Воспитатель: Митрохина Людмила Владимировна
г. Ачинск, Красноярского края
Публикация «Из опыта работы, Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Одной из актуальных проблем современности является эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учётом сензитивных периодов развития. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, легче адаптируются в новой обстановке, уверены в своих силах, лучше подготовлены к школе.
Необходимым условием для развития познавательной активности детей является организация особой предметно-развивающей среды. В группе я создала центр «Занимательная математика». В него вошли развивающие игры, которые помогали развитию познавательных способностей, формированию интереса к деятельности с числами, геометрическими фигурами, величинами, решению конкретных задач индивидуальной работы с детьми, совершенствованию математических представлений. В центре был помещён разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей мог выбрать себе игру по интересам. Это настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, головоломки (на палочках); логические задачи; лабиринты, игры на составление целого из частей; на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур; игры на передвижение. Все они интересны, занимательны и доступны детям. Освоение было возможно на разном уровне. Усвоив правила и игровые действия в заданном в игре виде дети переходили к придумыванию новых вариантов игр, проявлению творчества. Возможности для творчества скрыты в играх «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо и др. Дети могли придумывать новые, более сложные силуэты не только из одного, но и 2-3 наборов к игре. Для того, чтобы дети охотно принимали участие в коллективных играх я использовала счётные палочки, магнитную доску с наборами фигур, альбомы для зарисовки придуманных ими задач, составленных фигур.
Всю работу в центре «Занимательная математика» организовывала с учётом индивидуальных особенностей детей. Предлагала ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно-волевого развития, проявления активности, вовлекала в игры малоактивных, пассивных детей, заинтересовывала их и помогала освоить игру.
Созданные условия для игр поддерживали и развивали интерес к процессу познания математики, поощряли самостоятельные поиски решений задач, стимулировали творческую инициативу.
Разработала и реализовала в работу перспективный план «Умняша», серию занятий «Путешествие в страну Математики». Система работы по данному направлению способствовала созданию педагогических условий для развития любознательности у детей дошкольного возраста как основы познавательной деятельности.
Игры математического содержания рассматриваются мной как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя на занятиях. Игровой материал я включала в ход самого занятия или использовала в конце его, когда наблюдалось снижение умственной активности детей. При закреплении представлений ребят о геометрических фигурах, их преобразовании применяла головоломки. Загадки, задачи-шутки были уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, формирования временных представлений и др. В качестве «умственной гимнастики» я использовала несложные занимательные задачи. Назначение их в данном случае состояло в создании у ребят положительного эмоционального состояния, интереса к предстоящей деятельности на занятии, активности.
С целью уточнения, конкретизации знаний у детей о числах, их назначении, геометрических формах, временных отношениях в ходе занятия я применяла занимательные задачи, загадки. Развивать мышление детей помогали различные виды логических задач и упражнений, словесные игры, которые строились на словах и действиях играющих. Дети описывали предметы, выделяя их характерные признаки; находили признаки сходства и различия, отгадывали по описанию, группировали предметы по различным признакам и свойствам. Они учились правильной форме высказываний: «я считаю, что…», «я думаю, что…», «моё мнение…», которые в повседневной жизни они используют редко.
В своей работе уделяла внимание развитию у детей умений самостоятельно анализировать разные объекты, сравнивать их, обобщать. С этой целью использовались 5-10 объектов. Дети выделяли разнообразные свойства объектов, проявляя при этом самостоятельность в оценке, отнесении объектов к определённому классу. Наиболее успешна подобная деятельность в игровых упражнениях на поиск лишнего, недостающего, объекта в играх с обручами: «Два обруча», «Три обруча».
В процессе игровой и свободной деятельности, на интегрированных, тематических, играх-занятиях, которые включают познавательные задачи, проблемные ситуации, загадки, игровые упражнения, развивающие у детей умение понимать и пользоваться условными обозначениями, знаками, дети усваивали временные и пространственные ориентировки.
В работе мне помогают такие приёмы мотивации, как, общение с игровыми персонажами, которым необходима помощь. В данных ситуациях дети из обучаемых превращаются в обучающих, они размышляют, доказывают, делают умозаключение.
Учитывая специфику возраста, применяла методы и приёмы, которые лучшим образом обеспечивали осмысление воспринимаемого материала. Это наглядные методы (демонстрация, словесные (объяснение) и практические методы (упражнение, игра). Формулировала вопросы таким образом, чтобы они требовали от детей некоторых умственных усилий, направленных на выяснение причин, связей, уяснение простейших закономерностей: «Как ты узнал?», «Почему ты так думаешь?», «Кто думает иначе?», «Согласны ли вы с Полиной?», «Кто ответил правильно, Максим или Дима?» и др.
Чтобы поддерживать интерес к элементарной математике мной использовалась работа в мини-группах или коллективно. Дети учились помогать друг другу, преодолевать определённые трудности, радоваться общему результату.
С помощью разнообразных дидактических средств (современные учебно-игровые пособия) и личностно-ориентированной модели воспитания, основанной на чутком и бережном отношении к ребёнку, мне удалось обеспечить постепенное продвижение вперёд каждого воспитанника. Я формировала у детей интерес к интеллектуальной деятельности, создавая проблемные ситуации, используя модели и схемы с закодированной информацией, развивала мотивацию, стремление детей к действию, давала им возможность попасть в ситуацию, требующую анализа, сравнения, обобщения, что способствовало познавательной активности детей.
В своей деятельности применяла разные приёмы рефлексии, которые были направлены на то, чтобы дети овладели умениями оценивать и анализировать свои действия, выражать своё отношение к происходящему:
- рефлексивные техники («Погодное настроение», «Поляна настроения» и др.);
- фишки. условные знаки;
- вопросы («Что было наиболее трудным?» и др.)
Взаимодействие с детьми я строила на основе личностно-ориентированного подхода. Использовала в своей практике различные приё мы мотивации: сюрпризный момент, соревнования, проблемная ситуация, общение с игровым персонажем. Всегда обеспечивала для каждого ребёнка ситуацию успешности. У малоактивных детей воспитывала чувство уверенности в себе и своих возможностях.
Осуществляла свою работу по данной теме в тесном контакте с родителями: знакомила с занимательными и развивающими играми, проводила консультации, индивидуальные беседы, родительские собрания, привлекала родителей к пополнению центра «Занимательная математика», в проведение математических развлечений. Именно они оказывали мне помощь при решении возникающих проблем.