Ежелева Галина Анатольевна
Из опыта работы «Ранняя профориентация дошкольников посредством знакомства с профессиями в форме игры»
▼ Скачать + Заказать документы
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально - коммуникативном развитии – это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Профориентация дошкольников, названная ранней профориентацией, становится одним из приоритетных направлений развития образовательной политики государства.
Публикация «Из опыта работы „Ранняя профориентация дошкольников посредством знакомства с профессиями в форме игры“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Опыт работы, практика
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
Сейчас трудно спрогнозировать, в каких кадрах будет нуждаться экономика через 10-20 лет, когда профессии будут рождаться и умирать очень быстро. Но абсолютно точно, что для человека будущего, который сегодня является воспитанником детского сада, ключевым моментом в профессиональном успехе и самореализации будет гибкое сознание и мобильное отношение к смене профессиональной деятельности, чтобы иметь возможность проявить свои способности в различных видах деятельности. Поэтому развитие познавательной активности ребенка выступает одной из важнейших задач современного дошкольного образования.
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его дальнейшее развитие.
В вопросе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых существуют различные подходы. С. А. Козлова и А. Ш. Шахманова предлагают знакомить детей с тружениками, с их отношением к труду, формировать представления о том, что профессии появились в ответ на потребности людей (нужно довести груз, приготовить обед). М. В. Крулехт и В. И. Логинова делают упор на формирование представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитание уважения к труду. Педагоги Н. Е. Веракса и Т. С. Комарова рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.
Я считаю, что раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем, по мнению взрослых, он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда и группами профессий. Даже знакомство с конкретной группой профессий должно предполагать расширение кругозора детей, удовлетворять индивидуальные интересы каждого ребенка.
Основываясь на опыт знаменитых педагогов и на личный опыт, я решила осуществлять данную работу в игровой форме. Ведь игра – это основной вид деятельности ребенка в каждом возрасте. Игра дает возможность детям в увлекательной, активной и продуктивной деятельности обогащать свои представления о разных видах профессий. Ребята могут мечтать и воплощать свои замыслы в играх: сегодня – врач, завтра – инженер и даже космонавт. В процессе знакомства с профессиями, игра позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширит активный словарь.
Практическое значение и новизна данного направления состоит в том, что он позволяет детям дошкольного возраста в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность разных профессий и сформировать положительные отношения к труду взрослых.
Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют игры профориентационной направленности. В играх дети учатся совмещать непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из книг, рассказов, наблюдений. Постепенно дошкольники начинают повторять действия людей разных специальностей, моделируют их профессиональное поведение.
По моему мнению, самое главное правило для взрослых: ребёнку недостаточно знать о профессии, в неё нужно поиграть!
Знакомясь с современными идеями развивающего образования, я уяснила для себя их суть, стараясь придерживаться ее главных принципов: развитие-творчество-игра. Поэтому, опираясь на поставленные задачи, меня как человека творческого привлекли не только сюжетно-ролевые игры, игры со строительным материалом и дидактические игры, но и экспериментирование и макетирование.
Работая над данной темой, я поставила перед собой такую цель:
Формирование первичных представлений у детей среднего и старшего дошкольного возраста о мире профессий через игровую деятельность.
В своей педагогической практике широко использую "педагогическую технологию организации сюжетно-ролевых игр". Эта технология опирается на принцип активности ребёнка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Данная технология призвана совмещать элементы игры и обучения. В отличие от игр вообще, педагогическая технология обладает твердо поставленной целью и педагогическим результатом познавательной направленности.
В нашей группе мы организуем различные сюжетно-ролевые игры. Дети с удовольствием играют в "Больницу", "Магазин", "Парикмахерскую", обыгрывая различные сюжеты. В играх дети часто пытаются отобразить профессии своих родителей. Но так же знаком с профессиями «фермер», «космонавт», «стилист», «лётчик»,«моряк» и т. д.
Наряду с сюжетно-ролевой игрой, где реализуются задачи развития у детей знаний о труде взрослых, в образовательном процессе детского сада используются дидактические игры, направленные на уточнение и систематизацию знаний детей о профессиях.
Игры с предметами и игрушками наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами, знакомиться с ними. Это такие игры как «Предмет – материал, из которого он сделан", "Профессия - результат", «Узнай профессию», «Предметы и профессии», «Кому что нужно».
Такие игры вызывают не поддельный интерес, у ребят появляется желание играть в строителей, водителей, работников супермаркета и т. д. Содержание игр формируют и углубляют знания о людях разных профессий. Дидактическая игра развивает речь детей, пополняет и активизирует словарь ребенка, формирует правильное произношение, развивает связную речь.
Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Для решения этой проблемы я использую информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Эти технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые в условиях детского сада не удалось воссоздать.
Виртуальные экскурсии, например, "Знакомство с с/х профессиями", "Путешествие в театр" и т. д., видео уроки Тетушки Совы, мультфильмы профориетационной направленности и др. Использование ИКТ в формировании у детей представлений о разных профессиях имеет огромное значение, так как это то, что требует современная модель обучения на данном этапе образования.
Работу по ранней профориентации мы проводим и в процессе совместной деятельности со специалистами нашего сельскохозяйственного техникума. Экскурсии для ознакомления с профессиями «фермер», «нефтяник», «повар-кондитер» ребятам очень понравились. И эти профессии очень прочно вошли в игровую деятельность детей в группе.
Работая с дошкольниками по ранней профориентации, постаралась создать предметно-пространственную развивающую среду, соответствующую возрасту и теме моей работы.
Создавая «сказочный мир профессий», я разработала проекты :
- «Профессии рядом с нами» - (младшая группа).
Цель: Познакомить с профессиями повара, продавца, воспитателя, доктора, создав предметно- пространственную развивающую среду в группе способствующую этому погружению и развитию познавательных способностей и самостоятельности детей.
- «Расскажи мне о профессии» (средняя группа).
Цель: Обогащать и конкретизировать представления детей дошкольного возраста по профессиональной деятельности взрослых.
В рамках данного проекта пополнилась копилка настольно-печатных и дидактических игр по теме «Профессии».
Проект «Огород на подоконнике».
Цель: Расширять представления детей об окружающем мире и прививать трудовые навыки, посредством совместного создания огорода.
В рамках работы над проектами у нас постепенно обновилась и обогатилась предметно-пространственная развивающая среда, и были созданы различные игровые зоны, в которых дети могли самостоятельно обыгрывать знакомые сюжеты, перевоплощаться и чувствовать себя увереннее. Наша игровая копилка пополнилась детскими костюмами, атрибутами и различными игровыми комплексами по разным профессиям : фермер, продавец, лётчик, моряк, космонавт и так далее.
Следующее направление – это работа с детьми.
В работе с детьми я использовала такие формы и методы :
- беседы
- сюжетно-ролевые игры;
-дидактические и настольные игры;
- игры-драматизации в повседневной жизни;
- самостоятельная игровая деятельность.
- упражнения для социально – эмоционального развития детей.
- игры со строительным материалом и ЛЕГО.
Я разработала Дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Стройландия».
Цель программы: Формирование первичных представлений у детей младшего дошкольного возраста о мире профессий через конструктивную деятельность посредством конструктора ЛЕГО. Программа состоит из двух самостоятельных модулей: для детей средней и старшей группы.
По своей сути, ЛЕГО-конструирование относится к инновационным технологиям, обладает широким образовательным потенциалом. Деятельность с конструктором ЛЕГО, как с дидактическим материалом настолько привлекательна и эмоционально окрашена для ребёнка, что часто её рассматривают как конструктивно – игровую деятельность, что не противоречит возрастным особенностям детей. Строя из ЛЕГО различные макеты и обыгрывая их, ребята погружались в мир профессиональной деятельности взрослых. Дети пробовали себя в разных ролях, в разных профессиях.
Содержание образовательной работы по освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Стройландия» (Приложение № 1)
3. Работа с родителями.
Инновационная идея заключается в важности заинтересовать родителей воспитанников перспективами формирования профессиональной компетенции, как в ДОУ так и дома, приобщая их к жизни детского сада и делая их полноправными партнерами в своей работе. Так же постаралась возродить такой вид детско-родительской деятельности как «Беседы по дороге домой». Родители с удовольствием приняли участие в акции «Расскажу о своей профессии».
Так же использую в своей работе и традиционные формы работы с родителями :
- консультации, буклеты, анкетирование: «Роль сюжетных игр в развитии дошкольников», «Знакомим с профессиями»;
- организация работы родительского клуба «Путеводитель по образованию»
- выступления на родительских собраниях: «Профессиональная ориентация детей старшего дошкольного возраста»
- индивидуальные беседы «В мире мультфильмов. О выборе мультфильмов, которые не калечат!».
И как мне кажется, самый действенный способ сплотить детско-родительский коллектив - это совместные акции.
В нашей группе состоялись такие акции:
- «Вместе весело» - обыгрывание в семье детской поделки «кораблик» проходило весной. И дети вместе со своими родителями братьями и сёстрами пускали кораблики по ручейку. Дети с воодушевлением рассказывали о том, как они все вместе занимались интересным делом.
- «Сделаем наш сад чище и красивее» - данная акция проходит в осенний период у нас уже не первый год. Дети и родители совместно приводят в порядок территорию детского сада. А потом проходит весёлое чаепитие на воздухе.
4. Накопленным опытом работы охотно делюсь с коллегами по работе, выступая на семинарах-практикумах, методических объединениях, круглом столе, педагогических советах, родительских собраниях, консультирую.
Являюсь активным участником педагогических интернет форумов.
Занимаясь с детьми, я стараюсь сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Стремлюсь к тому, чтобы навыки, полученные в игре, дети смогли использовать в повседневной жизни.
Включение профориентации в образовательный процесс позволило добиться нужной динамики в развитии детей были отмечены большие изменения в состоянии речевых возможностей и коммуникативных функций: внимания, памяти, мышления и воображения. Позволило развить у детей следующие качества индивидуальности: толерантность, твердость характера, расположение и открытость к окружающим, сопереживание происходящему, развитие фантазии и желание регулировать свои эмоции, самостоятельность.
Систематическое, целенаправленное использование различных форм профориентации дошкольников во всех образовательных областях приводит к следующим результатам:
- Дети приобретают уверенность в себе.
- Дети умеют играть в коллективе и находить компромиссные решения.
- Дети умеют строить диалог.
- Дети умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.
- Дети умеют создавать макеты
- Дети умеют самостоятельно выбрать игровые материалы для осуществления игрового действия
- Дети умеют распределять между собой обязанности.
- Дети могут рассказать о профессиях, формируется интерес к профессии.
Находясь в обществе детей, чувствуешь себя в мире детства и этот мир кажется внутренним раем, золотым веком нашей жизни. Как хочется заглянуть в этот мир хоть на мгновение и сделать этот мир детства еще краше и добрее!
Таким образом, ранняя профориентация дошкольников - это важное и необходимое направление деятельности в ДОУ. Оказать ребенку помощь сделать правильный выбор - непростая задача для педагогов и родителей. Использование игровых технологий по ранней профориентации поможет дошкольникам научиться быть креативными в выборе интересующего вида деятельности, получить представления и знания о многообразии профессий, осознать ценностное отношение к труду взрослых, проявлять самостоятельность, активность, креатив. Это поможет их дальнейшему успешному правильному выбору профессии, которая будет приносить