Светлана Сиушкова
Из опыта работы. Проект «Родные лица Победы»
Проект «Родные лица Победы!» был посвящен 75 - летию Победы. Мы с ребятами начали готовиться к важной дате заранее. В группе оформили нравственно - патриотический уголок, собрали фотографии с информацией о родственниках – ветеранах для оформления стенда «Бессмертный полк». Просматривали презентации и читали художественные произведения по данной теме. И в период самоизоляция работа в данном направлении не остановилась, а продолжилась в домашних условиях. К сожалению, из-за сложившейся ситуации, мы не смогли с детьми полностью реализовать проект в детском саду, но это нам не помешало проводить тематические мероприятия, сидя дома.
Публикация «Из опыта работы, Проект „Родные лица Победы“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Опыт работы, практика
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Работа подразумевала непосредственное участие родителей в процессе подготовки: вывести блок на экраны гаджетов или распечатать его, прочитать ребенку задания, установить обратную связь с воспитателями, продемонстрировать или прислать фотографии с результатами выполненной работы.
Детям, как и их родителям, непросто было приспособиться к новой реальности, ведь она изменила весь привычный уклад жизни. Тем не менее, время, проведенное на карантине должно проводиться с пользой, как для детей, так и взрослых. Поэтому, ребята увлеклись и с удовольствием выполняли задания, рисовали, лепили, демонстрировали «онлайн» свои достижения, рисунки, поделки, радуя успехами и родителей и воспитателей.
Мы дистанционно провели конкурсы, флешмобы, экскурсии, изготовили поделки, рисунки ко Дню Победы. Также наши дети вместе с родителями приняли участие в различных акциях, посвященных этой дате.
Такая форма совместной деятельности послужила дальнейшему укреплению сотрудничества и взаимопонимания цепочки: ребенок - родитель - педагог.
Огромное спасибо родителям за то, что нашли в себе силы не поддаваться жизненным обстоятельствам и остались неравнодушными к жизни детского сада.
Проект «Родные лица Победы!» направлен не только на создание условий для формирования представлений детей об истории Российского государства в годы Великой Отечественной войны, но также он призван дать детям возможность отразить свои представления об этих событиях в разных видах деятельности. Тема проекта достаточно актуальна на современном этапе социальной действительности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования называет одним из основных принципов дошкольного образования: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Детям нужно рассказать о Великой Отечественной войне, о защитниках родины - ветеранах, о том, как протекала жизнь в военное время, военном оружии, о форме одежды военных, о победе. Отсюда, в преддверии 75-летия празднования Дня Победы возникает проблема : как помочь подрастающему поколению сформировать у них чувство долга, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, благодарности за то, что он подарил нам счастливую жизнь.
Тема проекта «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях модернизации современного российского образования».
Анализ предметно-развивающей среды по ознакомлению детей с историей России в период ВОВ определили проблемное поле:
1. Утрачивается связь поколений.
2. Недостаточное внимание родителей к празднику - День Победы.
3. У детей нет знаний о ВОВ, о существовании праздника в России – День Победы.
4. Недостаточное использование ИКТ для ознакомления детей с этим периодом.
Цель:
Развитие у дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне
Задачи:
1. Сообщить детям первоначальные сведения о Великой Отечественной Войне. Дать знания о защитниках отечества, о функциях армии.
2. Активировать слуховые и зрительные анализаторы, развивать у детей речь, воображение и мышление. Развивать умения взаимодействовать друг с другом, побуждать детей к совместной деятельности.
3. Активизировать словарь: Родина, герой, ветеран, победа, солдат, армия, защитник, салют.
4. Воспитывать у детей гордость и уважение к ветеранам ВОВ, чувство гордости за Родину, умение слушать взрослых.
5. Приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус через знакомство с литературными произведениями о войне.
Погружение в проблему. Данный этап направлен на реализацию двух направлений: методическое оснащение и мотивация детей и родителей к предстоящей деятельности.
Этап планирования: отработка схемы последовательных действий совместно с детьми. Организация деятельности детей, организация деятельности родителей.
Осуществление деятельности по решению проблемы:
Создание предметно-развивающей среды.
Работа по обогащению жизненного опыта ребёнка.
Работа по обогащению игрового опыта ребёнка.
Оценка результатов и процесса проектной деятельности
• Наблюдение за ходом сюжетно-ролевой игры с фиксацией результатов наблюдения. Анализ продуктов детской деятельности.
• Анализ активности детей в представлении материалов проекта.
Вид проекта : исследовательский.
Состав участников: Воспитанники 2 младшей группы, родители, воспитатель.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие:
• Коммуникативные игры: «Поводырь», «Служили два товарища», «Медицинские сестры», «Перенести раненого».
• Сюжетно – ролевые игры: «Разведчики», «Госпиталь».
Виртуальные экскурсии в музей боевой славы, Итоговое мероприятие виртуальный концерт ко Дню Победы.
Познавательное развитие:
• Рассматривание выставки фотографий памятников бойцам ВОВ.
• Просмотр презентаций «Дети - герои войны», «Ордена ордена и медали ВОВ», «Георгиевская ленточка».
• Рассматривание иллюстраций и фотографий на полях сражений.
• Д/И «Кто шагает на параде?».
- Выращивание цветочной рассады для клумбы.
Речевое развитие:
• Дидактические игры: «Назови рода войск», «Кому, что нужно?» «Что для чего» (закрепление знаний детей предназначений предметов военного времени, «Скажи наоборот», «Кто больше назовет качеств героя»,
• «Военная техника» (разрезные картинки, «Кем я буду в Армии служить», «Найди и принеси», «Одинаковые предметы».
• Знакомство и разучивание пословиц и поговорок о войне, чести, доблести, славе.
• Знакомство с художественной литературой:
Е. Благинина «Шинель»,
А. Митяев «Землянка»,
«Мешок овсянки»,
«Почему армия родная?»,
Л. Кассиль «Твои защитники»).
Физическое развитие:
• - Спортивное соревнование «На защите Родины»
• - Эстафета «Полоса препятствий»
• - Подвижные игры «Шагаем на параде», «Пройди через болото», «Снайперы», «Летчики на аэродром», «Найди и принеси», «Сбей кеглю».
- Физкультминутки: «Салют», «Летчики», «Солдатик», «Смелый солдат».
- Пальчиковая гимнастика: «Наша армия»
Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки.
Аты-баты, аты-баты!
На парад идут солдаты!
Вот идут танкисты,
Потом артиллеристы,
А потом пехота -
Рота за ротой!
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :
Методическая литература:
1. Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2007.
2. Алёшина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие. – М. : ЦГЛ, 2004.
Информационные ресурсы:
• - Писцовская сельская библиотека;
• - интернет;
• - МУК КДЦ село Писцово;
Результат проекта :
• - Выставка творческих работ «Спасибо бабушке и деду за великую Победу» (аппликация, рисунки, поделки).
- Создание альбома «Наши герои». Совместно с родителями наши ребята занимались исследовательской деятельностью, собирали сведения о своих родственниках, воевавших в годы ВОВ. При использовании информационной поддержки семей воспитанников в группах собраны уникальные наградные документы (фотографии наград, выписки из приказов о награждениях, о подвигах) участников Великой Отечественной войны, фотографии прадедушек и прабабушек наших детей.
• - Виртуальной музыкально – литературной гостиной «Поклонимся великим тем годам». Воспитанники с чувством особой благодарности читали стихотворения о солдатах, героизме, Родине, войне и мире.
- Участие в международной акции «Сад памяти», посвященной 75-летию Победы. Воспитанники детского сада стали участниками международной акции «Сад памяти», которая является одним из ключевых мероприятий Года Памяти и Славы, проводимых по всей России. Саженцы были посажены в память о каждом погибшем в Великой Отечественной войне.
- Участие во Всероссийской акции «Окна Победы», которая стартовала 1 мая, украсив окна своих домов вырезанными из бумаги силуэтами самых известных памятников и фотографий Великой Отечественной войны. Ценность акции в том, что, даже не выходя из дома, мы можем почтить память павших героев, превратив свои окна в галереи памяти и выразить благодарность всем, кто сделал возможным наше мирное небо.
• -Участие в народной акции "Фонарики Победы".
• - Участие в акции «Свеча памяти».
• - Участие в муниципальном онлайн фестивале-конкурсе мультимедийных презентаций и видеороликов «Я расскажу вам о Победе», посвящённом 75-летию Великой Победы, в номинации «От нас, не видевших войны».
- Оформление новых цветников: «Часы Победы», «Мирное небо после войны», «Вечный огонь». Создание Арт-объектов на территории детского сада к 75-летию Победы.
Родительская помощь:
-сбор информации о ветеранах ВО войны;
- оформление фотовыставки;
• - подготовка совместных работ для виртуальной выставки «Спасибо бабушке и деду за великую Победу» (аппликация, рисунки, поделки,
• - заучивание стихов о войне и видеозапись для создания виртуальной
• музыкально – литературной гостиной «Поклонимся великим тем годам».
• - Посадка деревьев. (Участие в международной акции «Сад памяти»).
• - Украшение окон домов. (Участие во Всероссийской акции «Окна Победы»).
• - Участие в народной акции "Фонарики Победы».
- Участие в акции «Свеча памяти».
Сад памяти https://ok.ru/video/1735041092342
Окна Победы https://ok.ru/video/1733965384438
Выставка творческих работ https://ok.ru/video/1726131145462
Концерт ко Дню Победы https://ok.ru/video/1791402773039
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проект «Родные лица Победы» рассчитан на то, чтобы сформировать у детей знания об историческом прошлом Родины, установить историческую преемственность поколений, дать им возможность получить целостное восприятие событий, связанных с Великой Отечественной войной.
Реализация проекта позволяет не просто повысить интерес детей к людям, защищавшим Родину много лет назад, но и способствует формированию подлинно гражданско-патриотической позиции у дошкольников, которая затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.
Россия имеет историю богатую героическими событиями. Поэтому в перспективе я планирую продолжать работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с героическими страницами истории нашей страны, восстанавливать утраченные связи между поколениями, формировать патриотические чувства.