Мария Зайцева
Из опыта работы «Современные подходы к ранней профориентации посредством познавательного развития»
▼ Скачать + Заказать документы
К сожалению, очень часто не только дошкольники, но и дети школьного возраста имеют весьма смутное представление о том, где и кем работают их родители. Детские высказывания часто свидетельствуют, что, даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, то он, к сожалению, так и не понял какой профессиональной деятельностью заняты их родители.
Известно, что профориентация, как правило, затрагивает учащихся старшего звена. Но существует такая точка зрения, что в старших классах говорить о профессиях поздно, так как очень мало времени остается на размышление и самоопределение в вопросе профес- сий. Считаю дошкольный возраст особенно подходящим для решения данного вопроса.
Публикация «Из опыта работы „Современные подходы к ранней профориентации посредством познавательного развития“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
Именно поэтому необходимо как можно интереснее преподнести информацию о раз- нообразии в мире профессий, чтобы ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно. Так взрослея, дошкольники могут расширить свое представле- ние о той профессии, которая им интересна и попутно, пополнить свой кругозор о мене распространенных профессиях.
Знакомство детей с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозоре детей, но информирует у них определенный элементар- ный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориен- тации. Ознакомление дошкольников с трудом взрослых строится на диалоге детей с взрослыми, труд которых они наблюдают или обсуждают, что способствует социали- зации детей, формирует у них отношение к профессии.
В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом пред- метов. Ознакомление с профессиями обеспечивает вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям.
Для того чтобы сформировать устойчивое представление у детей о ценности труда и профессиональной деятельности человека, я ставлю для себя следующие задачи:
1. Развивать интерес детей к миру труда и профессиям взрослых на примере ближай- шего окружения (родители, сотрудники детского сада, социальные партнеры);
2. Знакомить детей с трудом различных профессий (место работы, условия труда, ин- струменты для работы, результат труда);
3. Закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;
4. Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способ- ностей детей;
5. Формировать у дошкольников осознание того, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд -это основа жизни;
6. Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профес- сии.
В своей работе по данной проблеме я использую разнообразные формы и методы:
Экскурсии: Экскурсия – это важное средство развития представлений о труде взрос- лых, поскольку дети имеют возможность увидеть трудовые действия, сам процесс труда, его орудия.
Сюжетно-ролевые игры: Именно через организацию сюжетно-ролевых игр форми- руются первичные представления о мире профессий и проявляется интерес к професси- онально-трудовой деятельности. Сюжетно-ролевые игры позволяют удовлетворить ос- новные потребности ребенка: познание окружающего мира, активные движения, обще- ние, стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ре- бенок обогащается, преобразуется его субъективный опыт как важный источник соб- ственного развития.
Беседы: в ходе которых дети знакомятся с названиями и сущностью различных про- фессий.
Виртуальные экскурсии: позволяет получить визуальные сведения о местах недо- ступных для реального посещения. С помощью виртуальных экскурсии мы отправля- емся с детьми туда, где не можем побывать.
Так же в своей работе по ранней профориентации использую Дидактические игры, наглядные пособия.
Театрализация: в ходе театрализованной деятельности у детей развивается общече- ловеческая универсальность способность к межличностному взаимодействию, творче- ству в любой области. К тому же для детей театрализованное представление – это хоро- шая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.
Продуктивная деятельность (рисование)
ИКТ технологии: дают более подробно углубиться в мир профессий и детально разо- брать значимость того или иного вида деятельности.
Спортивные мероприятия: «К доктору Айболиту», «Осторожно! Пожар!» с помо- щью этих мероприятий закрепили знаний детей о профессиях, и их значении в жизни людей.
Работа с родителями : Совершенно очевидно, что работа педагогов детского сада по ознакомлению детей с трудом взрослых не может принести желаемых результатов без со- ответствующей пропаганды среди родителей. Моя задача донести до сознания родителей, что знакомство ребенка с их трудом – это фактор огромного воспитывающего значения; что ребенок, зная, чем заняты отец и мать на производстве, проникается к ним особым уважением; что вместе с этим возвышается и их авторитет в глазах растущего человека. Воспитательный эффект труда повышается, если ребенок проявляет интерес к нему.
Таким образом, раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности имеет большое значение в социализации личности. Ранняя профориентация позволяетповысить интерес у ребенка к своим психологическим качествам и их развитию. У ре- бенка формируется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельно- сти.
Итак, раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.