Жанна Бородина
Образовательный проект для дошкольников «Путешествуй и играй, познавай родимый край. Республика Коми»
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы по ознакомлению детей с Коми Республикой.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 65 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара.
Образовательный проект.
Знакомство с Коми Республикой как условие патриотического воспитания дошкольников «Путешествуй и играй, познавай родимый край»
Разработала:
воспитатель Бородина Жанна Николаевна
Актуальность проекта
Публикация «Образовательный проект для дошкольников „Путешествуй и играй, познавай родимый край, Республика Коми“» размещена в разделах
Крылатая фраза «Все начинается с детства…» идеально отображает всю суть дошкольного воспитания. С детства начинается и любовь к Родине.
Вообще, говоря о чувстве патриотизма, мы не можем определить его в нескольких словах. Это собирательное понятие, в которое включена и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение единения с окружающей действительностью, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения особенно актуально в наши дни, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества. Что значит быть патриотом? Это значит быть неотъемлемой частью своего Отечества.
Период дошкольного детства – благоприятный период для зарождения чувства патриотизма. Именно в это время закладываются основы ценностного отношения к родным людям, ближайшему окружению, родным местам, родной стране. Характерной особенностью работы по формированию нравственно – патриотических чувств является ознакомление детей с родным краем.
Участники проекта
Участниками проекта являются воспитанники первой младшей группы, педагоги, родители.
Вид проекта
Проект является творческим, практико-ориентированным, открытым, детско-взрослым, познавательным, долгосрочным.
Продолжительность проекта
Продолжительность проекта – 9 месяцев.
Области интеграции проекта
Реализация мероприятий проекта предполагает интеграцию всех образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Мероприятия проекта будут реализованы в различных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной, двигательной, а также в процессе восприятия произведений художественной литературы.
Цель проекта
Целью проекта является воспитание у детей патриотических чувств в процессе ознакомления с родным краем.
Задачи проекта
1. Задачи для педагога:
- Обогатить личный опыт работы по ознакомлению детей с родным регионом, подобрать информацию в соответствии с возрастными особенностями детей;
- Способствовать росту собственной творческой активности;
- Совершенствовать навыки планирования;
- Создать условия для взаимодействия с семьями воспитанников.
2. Задачи для детей:
- образовательные:
- Формировать представления детей о родном крае;
- Дать представление о родном городе;
- Приобщать к культуре своего народа.
- развивающие:
- Развить память, внимание, мышление, воображение;
- Совершенствовать мелкую моторику;
- Создать условия для развития творческих способностей.
- воспитательные:
- Воспитывать любовь к родному городу, краю, стране.
3. Задачи для родителей:
- Расширить и уточнить представления родителей о необходимости патриотического воспитания;
- Обеспечить преемственность в воспитании ребенка в семье и ДОО;
- Повысить уровень грамотности по вопросам патриотического воспитания детей;
- Активизировать на участие в проектной деятельности.
Описание проекта
Настоящий проект предполагает совместную деятельность всех участников воспитательно – образовательного процесса (педагоги, родители, воспитанники).
Главной идеей проекта стало воспитание у детей чувства патриотизма посредством ознакомления с родным краем, формирования представлений о родном городе.
Реализация проекта предполагает три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Содержание деятельности участников проекта см. в Приложении № 1.
Для достижения максимальной эффективности в проекте интегрируются все образовательные области.
Содержание проекта соответствует ФГОС ДО и положениям образовательной программы, реализуемой в МАДОУ (учет принципов отбора содержания, выбор методов и приёмов в процессе реализации задач и т. д.).
Что касается ресурсного обеспечения, то его составят хроники прошлых лет, фото и видеоматериалы, методические материалы, технические средства обучения, мультимедии ные средства.
Проект не предполагает финансовых затрат.
Проект может быть полезен воспитателям групп младшего возраста.
Прогнозируемые результаты реализации проекта
Для детей:
- У детей активизируется интерес к родному краю.
- Дети познакомятся с родным краем, узнают о его столице, станут различать флаг Сыктывкара среди других.
- Дети познакомятся с культурой родного края.
Для педагогов:
- Обобщён и систематизирован материал по воспитанию у детей патриотических чувств.
- Собрана база данных о родном крае, адаптирована для восприятия детьми младшего возраста.
- Налажено взаимодействие с родителями воспитанников.
Для родителей:
- Получена информация о способах патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с родным городом.
- Активное участие в организации мероприятий в рамках проекта.
Оценка эффективности реализации проекта
Реализация проекта будет способствовать повышению качества воспитательно - образовательного процесса в младшей группе в части реализации задач познавательно-речевого развития детей.
Повышению эффективности реализации запланированных мероприятий будет способствовать активное участие в них родителей воспитанников.
Эффективность реализации проекта оценивается с помощью наблюдения, бесед, игровых диагностических заданий, основанных на содержании задач образовательной программы МАДОУ по реализации задач познавательно-речевого развития детей.
Оценка рисков и пути их преодоления
Возможные риски в процессе реализации проекта:
1. Дети не проявят интерес к теме проекта. В этом случае будут продуманы сюрпризные моменты, средства активизации интереса детей к теме проекта.
2. Пропуск детьми детского сада в виду наступления осеннее-зимнего периода, повышения уровня заболеваемости. В этом случае предусмотрены индивидуальные занятия с детьми, которые будут проводиться после их выздоровления.
3. Отсутствие или низкий уровень заинтересованности родителей воспитанников в результатах мероприятий проекта. В этом случае будет проводиться индивидуальная работа с родителями с использованием фото материалов, свидетельствующих о необходимости проведения работы, направленной на реализацию задач проекта. Продумать пути активизации родителей посредством применения нетрадиционных форм взаимодействия.
Список научных, научно-методических материалов, используемых в процессе разработки проекта
Список научных, научно-методических материалов, используемых в процессе разработки проекта см. в Приложении № 2.
Перспективный план реализации проекта
I этап. Подготовительный
Мероприятие
- Выбор темы проекта. Постановка цели и задач, разработка плана реализации проекта.
- Подбор методической литературы, сбор информации, работа с интернет – источниками.
- Подбор наглядного материала, художественной литературы, реквизита.
- Обогащение предметно - пространственной развивающей среды в соответствии с темой проекта:
- Оформление центра патриотического воспитания (наглядный материал, игры по теме)
- Разработка дидактического материала Лэпбук «Моя родина Республика Коми»
- Ознакомление родителей с мероприятиями проекта.
II этап. Основной
Сентябрь.
Реализация мероприятий с детьми
Вид деятельности:
Познавательно - исследовательская - Организованная образовательная деятельность «Путешествие по родному краю» Цель: Формирование представлений у детей о родном крае.
Познавательная - Просмотр презентации «Наш край» Цель: Расширение представлений детей о природе родного края.
Работа с родителями:
1. Папка - передвижка «Люби и знай свой Коми край»
Цель: Обогащение представлений родителей о родном крае.
2. Привлечение к участию в музыкально - творческом конкурсе «Голос» посвящённый 100-летию Республики Коми.
Октябрь.
Вид деятельности:
Познавательная - Организованная образовательная деятельность
«Грибы, ягоды и растения Республики Коми» Цель: Формирование представления детей о растительном мире родного края.
Восприятие художественной литературы - Чтение В. Сутеев
«Под грибом» Цель: Формирование положительного эмоционального настроя в процессе восприятия художественного произведения.
Игровая - Строительные игры «Наш дом» Цель: Формирование умения играть дружно, проявлять творчество в играх со строительным материалом.
Музыкальная - Праздник осени «Осенний листопад» Цель: Приобщение к мероприятиям, которые проводятся в детском саду.
Двигательная - Подвижная игра «У медведя во бору» Цель: Развитие двигательной и речевой активности.
Работа с родителями:
1. Консультация для родителей «Познакомьте ребёнка с родным городом» Цель: Активизация родителей на ознакомление детей с родным городом;
2. Родительское собрание «Как воспитать патриота» Цель: Повышение уровня знаний родителей о целесообразности патриотического воспитания в семье;
3. Привлечение к участию в конкурсе «Загляните в семейный альбом (герб, девиз семьи, национальные традиции)» Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости историческими и культурными традициями семьи;
4. Привлечение к пополнению библиотеки детского сада «Коми писатели - детям»
5. Папка – передвижка «Как воспитать маленького патриота»
Ноябрь.
Вид деятельности:
Познавательная - Организованная образовательная деятельность
«Деревья родного края» Цель: Ознакомление с деревьями, произрастающими на территории Республики Коми.
- Посещение выставки - музея организованного в ДОУ «Коми промыслы» Цель: Ознакомление детей с народными промыслами Республики Коми.
Игровая - Дидактическая игра Разрезные картинки «Деревья»
Цель: Закрепление полученных представлений о деревьях, произрастающих на территории Республики Коми.
Восприятие художественной литературы - Чтение сказки «Медвежьи няньки» Цель: Приобщение детей к устному народному творчеству народов Коми.
Коммуникативная - Пальчиковая игра «Сорока - белобока» Цель: Развитие речи, памяти и мелкой моторики пальцев, кистей рук.
Двигательная - Подвижная игра «Детки по лесу гуляли» Цель: Развитие выполнять движения в соответствии с текстом.
Работа с родителями:
1. Оформление информационного стенда «Природные просторы нашей страны»;
2. Оформление фотоальбома «Деревья родного края»;
3. Оформление альбома «Фотогалерея Республика Коми»;
4. Привлечь родителей к участию в Выставке – конкурсе «Коми промыслы» Цель: Активизация совместного творчества воспитанников и их родителей; формирование экологической культуры, воспитания духовно богатой личности.
Декабрь.
Вид деятельности:
Познавательно - исследовательская - Организованная образовательная деятельность «Путешествие в тайгу. Встреча с животными»
Цель: Формирование представлений о животных, проживающих на территории Республики Коми.
Изобразительная - Пластилинография «Северный олень»
Цель: Закрепление представления о внешности северного оленя – символа Республики Коми.
Игровая - Дидактическая игра. Лото: «Животные и Птицы Республики Коми» Цель: Закрепление знаний об окружающем мире родного края в процессе игровой деятельности.
Восприятие художественной литературы - «Рассматривание любимых книжек» (по желанию детей) Цель: Создание условий для внимательного прослушивания сказки, через рассматривание иллюстраций.
Двигательная - Подвижная игра «Сова» Цель: Развитие двигательной и речевой активности. Умение передавать повадки и образ жизни совы, живущей в лесах Республики Коми.
Работа с родителями:
1. Консультация для родителей «Приобщение ребёнка к народной культуре: простые советы» Цель: Повышение осведомленности родителей о способах приобщения детей к народной культуре;
2. Конкурс на лучшую книжку - самоделку «Дары Севера», «Животные Севера».
3. Участие родителей в групповом проекте по познавательно-творческому развитию «Русское народное творчество и Коми промыслы»
4. Организация мини - музея в группе «Народные промыслы Коми края»
Январь.
Вид деятельности:
Познавательная - Рассматривание альбома «Национальные узоры Республики Коми» Цель: Приобщение детей к народной культуре через ознакомление с национальными узорами Республики Коми.
Изобразительная - Аппликация «Украсим варежки» Цель: Закрепление знаний о национальных узорах Республики Коми в процессе творческой деятельности.
Коммуникативная - Пальчиковая игра «Семья» Цель: Развитие речи, памяти и мелкой моторики пальцев, кистей рук.
Восприятие художественной литературы - Чтение сказки «Мышь, лапоть и пузырь» Цель: Приобщение детей к устному народному творчеству народов Коми.
Игровая - Дидактическая игра «Составь орнамент» Цель: Закрепление умений подбирать полоски по цвету, по длине, составить из них орнамент.
- Дидактическая игра с фонариком «Что взял с собой Пера - богатырь в путешествие?» Цель: Закрепление знаний детей о героях Коми сказок. Развитие речи, внимания. Учить классифицировать.
Двигательная - Подвижная игра «Прыжки через нарты» Цель: Развитие двигательной и речевой активности. Разучивание новой игры.
Работа с родителями:
1. Мастер – класс для родителей. Изготовление с родителями «Кукол – скруток»;
2. Оформление тематического альбома «Интерьер Коми избы»;
3. Пополнение регионального уголка предметами Коми быта.
Февраль.
Вид деятельности:
Познавательно - исследовательская - Организованная образовательная деятельность «Путешествие в мир музыкальных традиций народа Коми» Цель: Ознакомление детей с музыкальными произведениями Коми народа и музыкальными инструментами.
Музыкальная - Игра на национальных музыкальных инструментах, слушание национальных песен Цель: Закрепление полученных знаний, воспитание интереса к музыкальной культуре Республики Коми.
Изобразительная - Раскраски «Коми музыкальные инструменты» Цель: Закрепление полученных знаний о музыкальных инструментах Республики Коми в процессе творческой деятельности.
Восприятие художественной литературы - Чтение сказки «Лиса и заяц»
Цель: Ознакомление детей с Коми- народными произведениями.
Игровая - Дидактическая игра «Подбери пару» (Коми орнамент)
Цель: Развитие памяти, внимания, наблюдательности.
- Дидактические игры с фонариком Животные Республики Коми «Дикие и домашние» Цель: Закрепление знаний детей о диких и домашних животных нашего края. Развитие речи, внимания. Учить классифицировать.
Двигательная - Подвижные игры «Коми народа» Цель: Приобщение детей к истории родной республики, посредством разучивания Коми народных подвижных игр.
Работа с родителями:
1. Консультация для родителей «Музыка в жизни ребёнка»;
2. Картотека «Коми народных подвижных игр»;
3. Привлечь родителей к созданию фотоальбома «Наш город Сыктывкар», «Наш посёлок Краснозатонский»;
4. Консультация для родителей размещённая на сайте группы Вконтакте «Патриотическое воспитание дошкольников»
Март.
Вид деятельности:
Коммуникативная - Сюжетно-ролевая игра. Обыгрывание сюжета «Путешествие по Сыктывкару» Цель: Ознакомление со столицей Республики Коми в процессе игровой деятельности.
Игровая - Дидактическая игра. Разрезные картинки «Достопримечательности Сыктывкара» Цель: Ознакомление детей с достопримечательностями Сыктывкара через игровую деятельность.
- Дидактическая игра (на липучках) «Коми изба – Керка» Цель: Воспитание нравственных качеств личности, желания познавать окружающую действительность.
Музыкальная - Музыкальная игра «Коми инструменты»
Цель: Ознакомление с Коми музыкальным инструментом – «Трещотка»
Изобразительная - Раскраски «Герои Коми сказок» Цель: Закрепление полученных знаний о героях Коми сказок в процессе творческой деятельности.
Двигательная - «Народные игры» Цель: Приобщение детей к народной культуре через игровую деятельность.
Работа с родителями:
1. Домашнее задание: «Осуществить маршрут выходного дня по родному посёлку» Цель: Обогащение представлений детей о родном посёлке в процессе совместной с родителями деятельности;
2. Выставка - конкурс поделок, творческих работ «Родная сторонка»;
3. Консультация для родителей «Роль Коми народных сказок
для формирования личности ребёнка»;
4. Привлечь родителей к участию в Выставке - конкурсе совместного творчества детей и родителей 5 тур – Фотоконкурс «Путешествия по Республике Коми»
Апрель.
Вид деятельности:
Познавательно - исследовательская - Рассматривание куклы в национальном костюме «Народный костюм» Цель: Ознакомление детей с народным костюмом Коми народа.
- Организованная образовательная деятельность «Путешествие на День Рождения к зайчику КЭЧ» Цель: Развитие познавательного интереса к окр. миру, формирование обобщённых представлений о диких животных Коми края.
Изобразительная - Рисование «Девочка и мальчик в народных костюмах» Цель: Закрепление представления о народном костюме в процессе творческой деятельности.
Игровая - Дидактическая игра. Лото: «Ремёсла Республики Коми», «Музеи Республики Коми», «Памятники Республики Коми» Цель: Закрепление полученных знаний об окружающем мире родного края в процессе игровой деятельности.
- Дидактическая игра «Собери Герб» Цель: Закреплять знания о гербах городов Республики Коми.
Восприятие художественной литературы - Чтение сказок народов Коми Цель: Приобщение детей к устному народному творчеству народов Коми.
Работа с родителями:
1. Привлечь родителей к созданию фотоальбома «Мы гуляем по улицам родного города»;
2. Привлечь родителей к созданию Коми уголка на смотр – конкурс «Лучший Коми уголок ДОО»
III этап. Заключительный.
Май.
Мероприятие:
- Анализ эффективности реализации проекта
- Изготовление продукта: Фотоальбом «Мой посёлок Краснозатонский»
- Изготовление продукта: Лэпбук «Моя родина Республика Коми»
- Дидактическая игра «Коми изба - Керка»
- Дидактические игры с фонариком
- Оформление видео альбома «Мы гуляем по улицам родного города и посёлка»
- Оформление «Коми уголка» в группе.
Список научных, научно-методических материалов, используемых в процессе разработки проекта:
1. Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», Москва, 2005г, ЦГЛ.
2. А. Я. Ветохина, З. С. Дмитриенко «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2013 г.
3. М. Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Москва: АРКТИ, 2004.
4. Танцуют дети Сборник с методическими рекомендациями для воспитателей и музыкальных руководителей для детских садов. Сыктывкар. Коми книжное издательство. 1992.
5. Парма: Программа развития и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении Республики Коми/под общ. ред. С. С. Белых, С. Н. Штекляйн, Н. Б. Потолицыной; Коми республиканский институт развития образования и переподготовки кадров. -Сыктывкар,2001.
6. Анищенкова, Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников [Текст]: пособие для родителей и педагогов / Е. С. Анищенкова. – М. : Астрель, АСТ, 2007. – 64 с.
7. Дидактические игры как средство приобщения детей дошкольного возраста к коми культуре. – Сыктывкар, 1991.
8. Программа развития и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении Республики Коми «Парма». – Сыктывкар, 2003.
9. Коми старинные детские игры. [Сост. Ю. Г. Рочев]. – Сыктывкар: Коми кн. Изд-во. – 1988. – 24л. б.