Черкасова Диана Владимировна
Формирование у детей 6–7 лет экологической культуры средствами народного искусства и творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: Черкасова Д. В.
воспитатель МБДОУ
«Детский сад
комбинированного вида
№ 34»
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души!
(А. В. Смирнова)
Публикация «Формирование у детей 6–7 лет экологической культуры средствами народного искусства и творчества» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Поэтому экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее разнообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, к себе, как части природы, к пониманию ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды, к осознанию своих умений созидать.
В течение нескольких последних лет приоритетным направлением моей деятельности является экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Экологические знания, полученные в детстве, помогают ребёнку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её, бережно относиться к ней. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться к живому, передавать определённые знания в области экологии – цель моей работы в данном направлении.
Я выбрала для себя систему работы по формированию у детей экологической культуры средствами народного искусства и творчества. В моей методической копилке накоплен педагогический опыт, профессиональное мастерство, самые интересные и современные методики, технологии, идеи, перспективные методы и приемы работы с детьми. В своей работе я стараюсь расширять спектр применяемых педагогических технологий, использовать инновационную и экспериментальную деятельность (экспериментирование, ТРИЗ, метод проектов, использование компьютера, применяю информационные технологии : презентации, обучающие фильмы, как авторские, так и из опыта работы коллег.
В своей работе я стремлюсь к соблюдению принципа педагогической целесообразности привлечения ребенка к разнообразной познавательной деятельности, связанной с миром природы. Психологические особенности детей дошкольного возраста предопределяют использование активных форм (методов) познавательной деятельности. Преимущество отдается непосредственным наблюдениям, играм, опытам, уходу за растениями и животными, также использую и другие виды деятельности. Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях и в играх, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, на занятиях по изобразительному искусству и музыкальных занятиях.
Я не случайно выбрала для себя систему работы по формированию у детей экологической культуры средствами народного искусства и творчества, поскольку считаю, что в воспитании детей мы должны использовать бесценный опыт нашего народа, традиции, фольклор, народное творчество. Фольклор обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребенка, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, ее голоса, через музыку и текст песни осознать увиденное и услышанное. Пользу малых поэтических жанров народного слова доказывать не приходится, это очевидно. Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша.
В воспитании дошкольников я широко использую фольклор, который способствует не только формированию эмоционально положительного отношения к миру как к чуду, но и познавательному развитию.
При отборе фольклорных произведений я опираюсь на следующие принципы:
- доступность содержания детям дошкольного возраста;
- познавательная и нравственная значимость;
- возможность формирования на их основе умения чувствовать, природный мир.
Использование детского фольклора в работе с детьми имеет несколько направлений, но их определение условно, так как задачи решаются в комплексе. Первое направление - это установление и формирование доверительных, добрых, ласковых отношений между взрослыми. Второе направление - выполнение детьми различных движений при проговаривании народных потешек, прибауток, закличек, приговорок и т. д.
Дети слушают, поют, размышляют и задумываются. Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие – это уже охрана природы. А как это нужно и цветам, и деревьям, и птицам, и животным, и нам, людям! В произведениях устного народного творчества много познавательного и воспитывающего, их можно использовать как педагогический прием для того, чтобы придать привлекательность тому, или иному объекту природы, наблюдению, работе в уголке природы. Используя все виды фольклора при наблюдениях, экскурсиях, прогулках, мероприятия можно сделать эмоциональными, детям нравится слушать яркий образный язык, они лучше воспринимают окружающий мир. Воспитание экологической культуры будет эффективным, если фольклорные произведения будут использоваться на занятиях и в повседневной жизни систематически.
Народные приметы, заклички, приговорки, пословицы, поговорки, загадки, потешки, прибаутки, сказки - это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире - опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей, который народ на протяжении долгого времени копил.
В работе с детьми я использую приметы, правильность которых можно проверить, например, приметы, связанные с предсказанием погоды на ближайшее время (Если зимой вечером на небе много звезд, жди на следующий день мороза. Ласточки и стрижи летают низко - скоро начнется дождь). Мы с детьми «запоминаем» наблюдения на прогулке, а потом «проверяем» их на практике. Знание и использование примет в повседневной жизни помогают развить наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы.
Заклички и приговорки использую, прежде всего, как игровой прием. Наблюдая за радугой, мы просим ее напоить землю («Радуга - дуга, пришли нам дождя»). Когда идет дождь, дети радостно закликают его («Уж дождь-дождем, поливай ковшом…», «Дождик-дождик пуще, будет травка гуще…»). Когда дождь идет долго, и дети не могут выйти на улицу, мы призываем солнышко («Солнышко, ведрышко, выгляни, покажись…»). В моей методической копилке много закличек птиц, которые мы с детьми используем зимой, «приглашая» их к кормушке («Собирайтесь, слетайтесь, ото всюду налетайте, вам зерна клевать, а мне в деле удачу спознать», а также закличек весны («Весна-красна, появись, солнышком ярким обернись»). Использование закличек и приговорок помогает привлечь внимание детей к природе и развивает интерес к народному творчеству и родному языку.
В моей методической копилке много пословиц и поговорок, без которых немыслимо наблюдение в природе и изучение явлений в природе. Детская речь по природе эмоциональная и легко сближается с народными поговорками («Не поклонясь земле и гриба не достанешь», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»). Очень привлекательны для детей выражения «Солнце как печка всех согревает», «Поле весной, словно в платье цветном, березки как девоньки в сарафанах беленьких». Так же, как и заклички и приговорки, я выбираю такие пословицы и поговорки, чтобы их смысл можно было проверить путем наблюдений, в ходе беседы, постановки опыта. Например, дети могут понять смысл следующих выражений только в ходе наблюдений («Апрель водой славен, почками красен», «Без росы и трава не растет»). А чтобы понять суть некоторых пословиц, мы ставили опыты (для «проверки» пословицы «По семенам всходы» дети проводили два опыта: первый позволил нам убедиться в том, что из разных семян вырастают разные растения по форме, величине и т. д. ; второй опыт показал, что всходы зависят от качества семян - «От худого семени не жди доброго племени»). Некоторые пословицы и поговорки помогают раскрыть причинно-следственные связи в природе, например, «Красна ягода, да на вкус горька». Мы рассуждали о прямом и переносном смысле этой пословицы.
Важным жанром в работе с детьми является загадка. Иносказательный образ загадки является для ребенка необычным, ярким, поражает их своей странностью, но, в то же время, загадки открывают для детей много нового, интересного, яркого, они являются важным аспектом при ознакомлении детей с природным миром («На дворе горой - в избе водой», «Мягкие лапки, в лапках царапки» и пр.). Загадки можно использовать при рассматривании деревьев («Русская красавица стоит на поляне, в зеленой кофточке и белом сарафане», во время рассматривания цветов («Стоят в поле сестрички, желтый глазок, белые реснички», во время наблюдения за насекомыми («Голубой аэропланчик сел на желтый одуванчик», за птицами («Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает»). Такие загадки помогают обратить внимание детей на самобытность и неповторимость каждого объекта природы, дети учатся любоваться красотой природы и животного мира.
Дети очень любят потешки и прибаутки, а также небылицы и перевертыши, которые вызывают у детей добрый смех, помогают устанавливать реальные связи и отношения в окружающем мире, объяснять их через «критику» содержания прибауток. Старшие дошкольники не только определяют, что не так, но и объясняют, как должно быть на самом деле («Ехал Ваня на коне.»).
А сколько красоты душевной в стихах, сказках и песнях. В каждой сказке есть свой смысл, он полезен ребенку, ребенок должен определить для себя место в жизни, усвоить правила и нормы поведения в природе. Сказки учат заботливому отношению к животным, растениям («Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Крошечка-Хаврошечка»). Присутствуют в сказках и веселые присловья: лиса-краса, муха-горюха, комар-пискун. В сказках для животных много песен («Петушок, петушок, золотой гребешок…», «Ах козлятушки, вы ребятушки…»). Сказки и стихи я читаю весело, эмоционально. Это помогает детям не бояться природных явлений (гром, молния, я им объясняю, что в природе все закономерно, взаимосвязано (Ф. Тютчев «Люблю грозу в начале мая). На прогулке во время дождя я сопровождала его ход словами «Шел долговяз, в сыру землю увяз», рассказывая, как дождь полезен людям, животным, растениям. Применение различных жанров устного народного творчества является неоценимым помощником при воспитании у детей любви и заботы о природе, происходит процесс формирования у детей понимания необходимости бережного отношения к природе «Травушка-муравушка от сна поднялась» (трава нежная, молоденькая, не нужно ее топтать, портить, а нужно беречь).
Для привлечения внимания и развития интереса детей к занятиям по природному миру зачастую я применяю авторские экологические сказки, которые, на мой взгляд, смогут сделать экологическое воспитание дошкольников более занимательным и разнообразным, так как дети дошкольного возраста, в силу своих возрастных особенностей, легче запоминают материал, когда он подается в разнообразных формах, исключающих сухость и монотонность. Экологические сказки, несмотря на их простоту, доступный и интересный, на мой взгляд, способ передачи знаний о явлениях природы, о животных, растениях и окружающем мире. В экологических сказках ненавязчиво, в форме игры даются необходимые детям знания. Краткость, простота сюжета, необходимые знания и в конце сказки вывод, а иногда вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями - такова схема построения экологических сказок. Не всегда есть возможность понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. А экологическая сказка дает такую возможность благодаря хорошо развитому у детей дошкольного возраста воображению.
Экологическое воспитание детей красной нитью проходит через все виды деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой дети восхищаются красотой природы, знакомясь с произведениями устного народного творчества и различных писателей, во время тематических занятий по рисованию дети слушают «звуки природы». Музыкальные праздники и развлечения на экологическую тематику оказывают воздействие на эмоциональную сферу личности ребенка. Образовательная работа, направленная на формирование у детей экологической культуры средствами народного творчества и искусства, отражена в перспективном и календарно-тематическом планировании.
В течение первого полугодия 2021-2022 учебного года в подготовительной группе были проведены следующие занятия по формированию экологической культуры средствами искусства и творчества : «О чем рассказала нам Осень?», «Путешествие в осенний лес», «Почему одни птицы осенью улетают, а другие остаются?»
Цель: формирование у дошкольников основ экологического сознания и экологической культуры средствами устного народного творчества.
Задачи: расширять представление детей о сезонных изменениях в природе и жизни птиц осенью и зимой, способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества, собранного из народных традиций и выраженного в потешках, закличках, подвижных народных играх, народных песнях и инструментальной музыке, воспитывать любовь к родной природе, народным традициям, желание оказывать посильную помощь представителям животного мира. Практическая значимость: повышение уровня экологического сознания - формирование у детей понимания современных проблем окружающей среды, развитие умений анализировать собственное поведение в природе, формирование личной ответственности за животный мир, практическая помощь в подкормке птиц зимой).
ОД «Путешествие в Страну сказок», «В гости к Солнышку», «Народные промыслы на Веселой ярмарке» и другие.
Цель: формирование у детей представлений о народных промыслах России, умения воплощать в рисунке свои представления о народном творчестве, развитие речи детей и обогащение словарного запаса средствами народного искусства и творчества.
Задачи: расширить представление о народных промыслах России, продолжать знакомить с основными видами росписи предметов; развивать воображение, творческие способности детей и интерес детей к художественному творчеству; учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Практическая значимость: приобщение детей к искусству народов России через ознакомление с народными промыслами, познавательная ценность исторического опыта, формирование желания и умения сохранить творческое достояние народа.
Углубленная работа по экологическому воспитанию детей позволила нам достичь определенных результатов. Со своими воспитанниками мы принимаем активное участие не только в мероприятиях, проводимых внутри детского сада, но и в районных и краевых конкурсах (Грамота за участие в районном этапе Всероссийского конкурса детского рисунка «Эколята – друзья и защитники природы», 2 место, Шеремет Алиса).
Работа по формированию у детей экологической культуры средствами народного искусства и творчества проходит в тесном сотрудничестве с родительской общественностью. Я стараюсь изучить семьи своих воспитанников, существующие в них традиции и подходы к воспитанию. Одна из моих основных задач - вовлечь родителей в конкретные дела, занятия, проекты, организуемые в группе. И это у меня получается. Каждый проект доведен до успешного завершения и оставил у детей, у меня и родителей чувство гордости за полученный результат.
В настоящее время успешно реализуется разработанный мною педагогический проект «Экологическое воспитание дошкольников средствами народного искусства и творчества». Данный проект направлен на работу с детьми и родителями с целью формирования экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в деле воспитания детей. С родителями сложились партнерские отношения благодаря общей работе: мы всегда обсуждаем возникающие проблемы сообща и ищем пути их решения, я готова не только учить родителей, но и учиться у них сама. Родители моих воспитанников принимают активное участие не только в исследовательской деятельности, но и в других мероприятиях: экологических акциях, трудовых десантах, выставках поделок, рисунков, конкурсах, праздниках. Вместе мы воспитаем свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.
Являясь участником творческой группы, я выступаю на педагогических советах, семинарах, провожу открытые занятия, мастер-классы для педагогов детского сада, участвую в методических объединениях воспитателей дошкольных образовательных учреждений Шпаковского района. Конкурсы, курсы повышения квалификации, семинары помогают мне осмыслить современные требования к педагогике, не замыкаться в себе, учиться самой и учить других.