Ирина Рогожкина
Консультация для воспитателей «Игровые упражнения по формированию правильной осанки у детей дошкольного возраста».
▼ Скачать + Заказать документы
«Игровые упражнения по формированию правильной осанки
у детей дошкольного возраста».
Игра «Встань прямо»
Содержание. Педагог объясняет и показывает, как нужно пра-вильно и красиво держать тело, обращает внимание на положение головы, плеч, груди, живота, ног. Дети принимают правильную стойку, педагог исправляет недостатки. Затем ребята по команде расходятся по площадке и 1,5-2 мин бегают, прыгают, ходят на четвереньках и т. д. После команды «Встать прямо» принимают правильную осанку и не двигаются с места до оценки их позы педагогом.
Публикация «Консультация для воспитателей „Игровые упражнения по формированию правильной осанки у детей дошкольного возраста“,» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Осанка. Консультации для родителей
- Осанка. Формируем правильную осанку
- Темочки
1. Педагог должен знать индивидуальные особенности стойки каждого ребенка.
2. В правильной стойке дети должны находиться не более 10-15с.
Задания:
«Найди правильный след», «Как стоять?», «Встань, как Я», «Приседания у стены» направлены на то, чтобы научить детей стоять на шаблоне с отпечатками стоп и удерживать тело в правильном положении. Вначале необходимо научить детей находить правильный шаблон постановки стоп и вставать на него точно след в след. При неправильной постановке стоп изменяется положение тела и его отдельных частей, возникают отклонения от вертикальной линии, уменьшается устойчивость, нарушается равновесие. Педагог корректирует положение корпуса, головы, плеч, живота и т. д.
В процессе обучения правильной стойке педагог должен сосредоточить внимание детей на отдельных положениях, объяснить их характерные особенности.
Игра «Держи голову прямо»
Необходимый инвентарь. Мешочки с песком размером 10Х10 см, весом 150-200г (по числу играющих, две гимнастические скамейки, наклонные доски. Треугольные дощечки для разворота стоп (угол разворота каждой стопы 15°, суммарный угол 30°).
Подготовка к игре. На расстоянии 1,5-2м друг от друга по длине разложить на полу треугольники (вершиной к детям) и мешочки с песком у свободной стены поставить две гимнастические скамейки. В центре площадки на подвижных подставках поставить наклонные доски.
Содержание игры.
Первый этап. Дети встают у стены, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами икрами голени и пятками. Треугольник следует расположить так, чтобы разворот носков составлял угол 30°. По команде «Разойдись» разбегаются по всему залу. По команде «По местам» занимают исходное положение у стены, на голову кладут мешочек с песком.
Второй этап. По команде «Разойдись» дети под музыку двигаются по всей площадке, неся на голове мешочки с песком. Через 1 ,5 - 2 мин по команде «По местам» вновь занимают исход-ное положение у стены.
Третий этап. Дети кладут на место мешочки и по команде педагога расходятся по площадке, делают под музыку круговые движения и т. д. По следующему сигналу возвращаются в исходное положение.
Методические указания. Замечания педагога в основном на-правлены на сохранение правильного положения головы при выполнении упражнения с мешочком : голову не наклонять и не поворачивать. Если же мешочек упал, ребенок должен сам поднять его и положить на голову.
При ходьбе в рассыпную руки следует держать в стороны, не мешать друг другу.
Игра «Держи плечи прямо»
Необходимый инвентарь. 3 - 4 гимнастические скамейки, гимнастические палки по числу играющих, линолеумовая
дорожка с отпечатками стоп.
Подготовка к игре. На различных участках площадки на расстоя-нии 1,5-2м друг от друга расставить игрушки и предметы. Определить постоянное место для построения детей и расположить там дорожку с отпечатками стоп. Две-три гимнастические скамейки поставить в одну линию.
Содержание игры.
Первый этап. Дети строятся в шеренгу (игрушка может помочь ребенку запомнить свое место). Педагог объясняет и показывает, как надо держать голову, плечи, грудь и живот при правильной стойке. Сохраняя правильную осанку, дети под музыку проходят по залу, обходя предметы, лежащие на полу. Через 20-30 с подается команда «По местам». Играющие быстро занимают свои места. Педагог отмечает ошибки в осанке.
Второй этап. Педагог раздает гимнастические палки. Дети выполняют комплекс упражнений с гимнастической палкой для рук, плечевого пояса, живота и спины. После этого вновь выстраи-ваются на дорожке с отпечатанными следами стоп, сохраняя правильную осанку. В конце игры дети ползают на животе по гимнастической скамейке.
Методические указания. Педагог напоминает детям, как надо держать плечи, грудь, туловище, ноги. При выполнении упражнений с гимнастическими палками следит за правильностью исходного положения. Ходьба врассыпную всегда выполняется под музыку.
Игра «Подтяни живот»
Необходимый инвентарь. Две дорожки длиной 8-10м, шириной 120-130см, мячи (диаметр 20-25см) и скакалки по числу играющих, треугольные дощечки (угол 30, большая корзина для мячей.
Подготовка к игре. По длине зала на расстоянии 1,5-2м парал-лельно друг другу разложить на полу две дорожки. По краям дорожек на расстоянии 100-110см положить треугольные дощечки и мячи. Остальную часть площадки оставить свободной.
Содержание игры. Встав у треугольных дощечек, дети берут мячи и за педагогом выполняют упражнения :
1. Подтянуть живот, положить на него мяч и двумя руками сильно прижать к себе (глубокий вдох). Опустить руки, ослабить живот (выдох).
2. Прижав мяч животом к стене, выполнить движения: катание мяча животом вправо-влево, вверх-вниз; наклоны туловища назад, повороты направо, налево. Закончив комплекс упражнений, дети кладут мячи в корзину. После этого проводится ходьба и бег по залу (45-50 с).
Завершается занятие следующими упражнениями :
- из положения лежа на спине: а) согнуть ноги и прижать к животу («стать маленьким», затем, выпрямив их, поднять руки вверх - потянуться («стать большим»);
- поочередно сгибать и разгибать правую и левую ногу («велосипед»); в)
- перекатываться с живота на спину и обратно;
- встав у стены, касаясь ее затылком, лопатками и пятками, подтянуть живот, поднять грудь (вдох, опустить грудь, ослабить живот (выдох).
Методические указания.
Следить, чтобы при подтягивании и втягивании живота дети не сгибались, не опускали плечи, не наклоняли голову вперед.
Игра «Выпрями ноги»
Необходимый инвентарь. Мешочки с песком для каждого играющего (вес 150-200г, две гимнастические скамейки, дорожка с отпечатанными следами стоп.
Подготовка к игре. По длине зала на расстоянии 2-3м друг от друга разложить дорожки с отпечатанными следами стоп. На против каждого следа, с внутренней стороны, дорожки, положить мешочки с песком; сбоку поставить по одной гимнастической скамейке.
Содержание игры. Дети строятся на дорожке так, чтобы ступни ног точно совпадали с отпечатками стоп. Педагог следит, чтобы дети выпрямили ноги и не сгибали колени. По команде играющие выполняют 75-80 подскоков на месте на прямых ногах. Затем берут мешочки с песком и зажимают между коленями. Выполнив 40 - 45 прыжков, ложатся на гимнастическую скамейку и с зажатым между коленями мешочком, подтягиваясь руками, ползут вперед.
По команде «По местам» дети выстраиваются на дорожке с отпечатками стоп.
По команде «Разойдись» дети рассредоточиваются по всей площадке выполняют комплекс упражнений для развития мышц ног:
- ходьба на носках, выпрямляя ноги, полуприседая;
- ходьба с высоким поднимание колен;
- ходьба с большим размахом и вытягиванием ног.
По команде «Стой» дети останавливаются и повторяют те позы, которые показывает педагог (после каждой позы принимают правильную стойку).
Методические указания. Мешочек с песком должен быть крепко зажат между коленями. Если он падает при подскоках, ребенок может поднять его, снова зажать между колен и продолжать прыжки.
Игра «Выполняй правильно»
Необходимый инвентарь. Короткие и длинные гимнастические палки по числу детей, по два мешочка с песком на каждого играющего, кольца, корзина для предметов.
Подготовка к игре. В одном из углов зала поместить корзину с гимнастическими предметами (палками, кольцами). В свободной части площадки на расстоянии 1,5-2м друг от друга расположить кольца.
Содержание игры. Дети за педагогом под музыку ходят, бегают, прыгают по залу (врассыпную или в колонне по одному, стараясь не задевать кольца. Через 2-3 мин, взяв гимнастические палки и заняв место в кругу, в соответствии с указаниями педагога выполняют общеразвивающие упражнения с палками. После этого дети вновь бегают и прыгают по залу, обходя кольца. Палку держат за спиной, на лопатках. При ходьбе выполняют различные упражнения : высоко поднимают колени, выпрямляют ноги, ходят в полуприседе.
Методические указания. Педагог следит за осанкой, за правиль-ным дыханием.
ИГРА «ПЕРЕТЯГИВАНИЕ»
Необходимый инвентарь. Две длинные веревки (6-8м, 3-4 шеста длиной 2,0-2,5м, гимнастические палки по количеству играющих, специальное устройство для группового перетягивания (веревки с шестом, гимнастические скамейки.
Содержание игры. Первый этап. Играющие делятся на две группы и рассаживаются на гимнастических скамейках. Педагог берет палку (держит посредине, предлагает детям одной группы встать напротив нее и захватить эту палку руками. По команде «Перетяни» ребята стараются перетянуть воспитателя на свою сторону, а тот на свою. Уточнив, как правильно тянуть палку, педагог предлагает детям обеих групп начать игру.
По результатам трех попыток педагог определяет победившую команду.
Затем дети получают маленькие гимнастические палки и уже в парах перетягивают друг друга.
Второй этап. Игроки обеих подгрупп по сигналу «Сопротивляйся» начинают толкать шест в противоположную сторону. Цель команды - не пускать «противников» в свою зону. После двух – трех попыток воспитатель раздает детям маленькие гимнастические палки. Игра продолжается в парах.
Методические указания. Пары и команды необходимо составлять с учетом физической подготовленности детей; в процессе игры пары можно перестраивать.
Прежде чем начать игру, педагог подробно объясняет и показывает правильное исходное положение тела (отдельно для перетягивания и сопротивления). Каждый способ повторяется 5-6 раз. Игра начинается только по соответствующему сигналу.