Евгения Литаврина
Из опыта работы «Окно возможностей-блоки Дьенеша»
▼ Скачать + Заказать документы
«Окна возможностей - блоки Дьенеша»
слайд1
Каждый человек, появившийся на свет, уже готов к восприятию окружающего мира. Он способен, видеть, слышать, чувствовать. Система, направленная на восприятие окружающего мира называется сенсорной.
слайд2
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. д.
На этой основе выделяют следующую цель: слайд3
Публикация «Из опыта работы „Окно возможностей-блоки Дьенеша“» размещена в разделах
• формирование сенсорных способностей у детей посредством образовательной и совместной деятельности.
Одним из условий для развития сенсорных представлений детей младшего дошкольного возраста является соответствующая развивающая среда.
слайд4
В своей работе по развитию сенсорных способностей я использую много дидактических игр.
слайд5
Но ведущее место занимает дидактический материал "Логические блоки", разработанный известным венгерским математиком и психологом Золтаном Дьенешем. Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, песен и танцев.
Слайд6
Логические блоки Дьенеша специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики. И состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся: по цвету (красные, синие, желтые, форме (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники, размеру (большие и маленькие, толщине (толстые и тонкие). В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.
С помощью блоков дети знакомятся с простейшими геометрическими формами, понятиями «большой - маленький», «толстый -тонкий», «такой же», «не такой».
В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети учатся сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать предметы по различным признакам, что очень важно не только в плане предматематической подготовки, но и с точки зрения общего интеллектуального развития. слайд7
Работа с блоками Дьенеша:
развивает у детей познавательные процессы, мыслительные операции (восприятие, память, внимание и воображение);
развивает творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;
развивает речь;
воспитывает самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Поделюсь своим опытом использования логических блоков в работе с детьми. слайд 8
Все игры и игровые упражнения делятся на 4 группы с постепенным усложнением:
I группа - для развития умений выявлять и абстрагировать свойства;
II группа - для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;
III группа - для развития действий классификации и обобщения;
IV группа - для развития способности к логическим действиям и операциям.
слайд9 Все игры и упражнения, за исключением четвёртой группы (логические, не принадлежат конкретному возрасту. Так как многие дети значительно раньше других сверстников достигают следующей ступени в интеллектуальном развитии, однако каждый должен пройти все эти ступени. Если ребёнок не справляется с постановленной задачей самостоятельно, значит необходимо упростить задачу, и так до тех пор, пока ребёнок не решит поставленную задачу. Самостоятельное и успешное решение и будет той ступенькой, от которой следует начать движение вперёд.
Если же удерживать детей на определённой ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезнет. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы. слайд10
Хорошо, чтобы взрослый во время игр стал равноправным партнером. Прежде чем приступить к играм и упражнениям, я даю ребенку самостоятельно использовать блоки по своему усмотрению в играх. Как правило, дети с удовольствием из них что - то строят. В ходе таких игр блоками малыш установит, что они имеют различную форму, цвет, величину и толщину. В общении с ребенком лучше пользоваться словом «фигура», чем слово «блок». слайд11
Для занятий с блоками я использую специальные альбомы Накладывая разнообразные фигуры на альбом, ребенок учится соотносить плоскостные изображения с объемными фигурами. слайд12
Так же для результативной работы мной собрана и разработана картотека игр с блоками Дьенеша. слайд13
Интересных игр много! Дети всегда с удовольствием играют. Есть и любимые игры, в которые хочется играть еще и еще. А работа взрослого в том, чтобы направлять игру для развития способностей.
слайд14 И вы заметите, как малыш становится умнее и сообразительнее. Спасибо за внимание!