Лина Вивчарь
Ии опыта работы «Обучение детей составу числа из двух меньших чисел»
▼ Скачать + Заказать документы
«Состав числа из двух меньших чисел»
При подготовке детей к вычислительной деятельности одной из наиболее важных задач является знакомство с составом числа из двух меньших чисел.
Наша задача познакомить детей не только с разложением числа на 2 меньших, но и с получением числа из 2 меньших чисел. Это способствует пониманию и осознанию детьми того, как число может быть образовано из других чисел на основе анализа того, как множество может быть образовано из частей.
Темочки:
- Опыт работы, практика
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Предшествующая работа : начиная со средней группы: мы учим детей операциям с множествами предметов, создание множества из подмножества, деление множеств на подмножества, сравнение их между собой.
При обучении детей составу числа из двух меньших чисел мы должны соблюдать следующие требования:
• Постепенность,
• не заучивать состав, а учить понимать способ действия,
• использовать предметные, символические, вербальные и графические модели,
• показать ВСЕ возможные варианты разложения числа на два меньших.
При обучении детей мы можем использовать различный материал: фишки разных цветов, счётные палочки, геометрические фигуры, линейки с «окошками»,
различные предметы.
Знакомство с составом числа из двух меньших чисел начинаем с числа 3.
На первом этапе, мы предлагаем детям историю про ребят: мальчиков и девочек, которые подошли к реке и хотят перебраться на другой берег. Ребят много, а в лодку могут сесть только 3 человека.
Предлагаем детям подумать и с помощью фишек 2-х цветов: синие-мальчики, красные-девочки, выложить свои варианты.
Результаты выполненного задания детьми сравниваем и делаем вывод, что получается 4 варианта: 3 красных, 2 красных и 1 синий, 1 красный и 2 синих, 3-синих.
-- Ребята, так сколько детей помещается в лодке? (3)
-- Расскажите, какими группами можно перевести детей?
Обращаем внимание на то, что число 3 можно составить из чисел 2 и 1, 1 и 2, а вместе составляют 3.
Данное упражнение наглядно выявляет состав числа, отношение целого и части, поэтому с него целесообразно начинать знакомство детей с составом чисел.
Затем предлагаем следующее упражнение:
Выкладывает на доске в ряд 3 кружка одного цвета,
-- Ребята, сколько всего кружков? (3)
Указываем на то, что в данном случае группа составлена из 3 кружков красного цвета: 1, 1 и еще 1.
-- Группу из 3 кружков можно составить и по-другому, поворачиваем третий кружок обратной стороной.
-- Как теперь составлена группа? (группа составлена из 2 кружков красного цвета и 1 кружка синего цвета, а всего — из 3 разноцветных кружков).
Таким образом мы видим, что число 3 можно составить из чисел 2 и 1, а 2 и 1 вместе составляют 3.
Затем поворачиваем обратной стороной второй кружок, и дети рассказывают, что теперь группа составлена из 1 красного и 2 синих кружков.
Обобщая в заключение ответы детей, мы делаем вывод, что число 3 можно составить по-разному : из 2 и 1, из 1 и 2.
Таким образом, мы рассматриваем состав всех последующих натуральных чисел, включая число 10.
Выполнив то или иное задание, дети каждый раз рассказывают о том, на какие 2 группы расчленена совокупность, сколько всего предметов в нее входит, и делают обобщение о составе числа из 2 меньших чисел. Затем предлагаем детям проверять правильность ответов с помощью линейки с «окошками», вычерчиванием на листе бумаги всех вариантов ответов.
Для подведения детей к обобщению мы предлагаем такие задания:
1. Показываем карточку, на которой изображено 7 предметов, например: бабочки, но часть их я закрываю и предлагаю детям назвать, сколько бабочек я закрыла.
2. Можно побуждать детей находить в групповой комнате примеры разложения числа на 2 группы. Например, в групповой комнате может оказаться 3 шкафа с игрушками и 1 с пособиями,
3. Рассказы-задачи, например:
«На верхней полке стояло 4 машинки, 1машинку переставили на нижнюю полку. Сколько всего машинок? Как они теперь стоят? Как они еще могут стоять?»
4. Дид. игра: «Сосчитай конфеты» ( Н: закрепление состава числа 6)
Детям предлагаем по очереди доставать из коробочки конфеты и называть 2-е меньшее число при сложении которых получится число 6.
5. Работа с числовыми фигурами : всего на карточке 5 кругов, сколько вы видите? Сколько я закрыла?
6. Разделите 5 треугольников на две группы разными способами:
7. Обведите числа, из которых состоит число 5 : 1, 4, 3, 4, 1, 5, 2, 4, 1, 3, 2
Таким образом, знакомство с составом числа из двух меньших чисел, обеспечивает переход к обучению детей вычислению.