Лина Вивчарь
Ии опыта работы «Обучение детей составу числа из двух меньших чисел»
▼ Скачать + Заказать документы
«Состав числа из двух меньших чисел»
При подготовке детей к вычислительной деятельности одной из наиболее важных задач является знакомство с составом числа из двух меньших чисел.
Наша задача познакомить детей не только с разложением числа на 2 меньших, но и с получением числа из 2 меньших чисел. Это способствует пониманию и осознанию детьми того, как число может быть образовано из других чисел на основе анализа того, как множество может быть образовано из частей.
Публикация «Ии опыта работы „Обучение детей составу числа из двух меньших чисел“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Предшествующая работа : начиная со средней группы: мы учим детей операциям с множествами предметов, создание множества из подмножества, деление множеств на подмножества, сравнение их между собой.
При обучении детей составу числа из двух меньших чисел мы должны соблюдать следующие требования:
• Постепенность,
• не заучивать состав, а учить понимать способ действия,
• использовать предметные, символические, вербальные и графические модели,
• показать ВСЕ возможные варианты разложения числа на два меньших.
При обучении детей мы можем использовать различный материал: фишки разных цветов, счётные палочки, геометрические фигуры, линейки с «окошками»,
различные предметы.
Знакомство с составом числа из двух меньших чисел начинаем с числа 3.
На первом этапе, мы предлагаем детям историю про ребят: мальчиков и девочек, которые подошли к реке и хотят перебраться на другой берег. Ребят много, а в лодку могут сесть только 3 человека.
Предлагаем детям подумать и с помощью фишек 2-х цветов: синие-мальчики, красные-девочки, выложить свои варианты.
Результаты выполненного задания детьми сравниваем и делаем вывод, что получается 4 варианта: 3 красных, 2 красных и 1 синий, 1 красный и 2 синих, 3-синих.
-- Ребята, так сколько детей помещается в лодке? (3)
-- Расскажите, какими группами можно перевести детей?
Обращаем внимание на то, что число 3 можно составить из чисел 2 и 1, 1 и 2, а вместе составляют 3.
Данное упражнение наглядно выявляет состав числа, отношение целого и части, поэтому с него целесообразно начинать знакомство детей с составом чисел.
Затем предлагаем следующее упражнение:
Выкладывает на доске в ряд 3 кружка одного цвета,
-- Ребята, сколько всего кружков? (3)
Указываем на то, что в данном случае группа составлена из 3 кружков красного цвета: 1, 1 и еще 1.
-- Группу из 3 кружков можно составить и по-другому, поворачиваем третий кружок обратной стороной.
-- Как теперь составлена группа? (группа составлена из 2 кружков красного цвета и 1 кружка синего цвета, а всего — из 3 разноцветных кружков).
Таким образом мы видим, что число 3 можно составить из чисел 2 и 1, а 2 и 1 вместе составляют 3.
Затем поворачиваем обратной стороной второй кружок, и дети рассказывают, что теперь группа составлена из 1 красного и 2 синих кружков.
Обобщая в заключение ответы детей, мы делаем вывод, что число 3 можно составить по-разному : из 2 и 1, из 1 и 2.
Таким образом, мы рассматриваем состав всех последующих натуральных чисел, включая число 10.
Выполнив то или иное задание, дети каждый раз рассказывают о том, на какие 2 группы расчленена совокупность, сколько всего предметов в нее входит, и делают обобщение о составе числа из 2 меньших чисел. Затем предлагаем детям проверять правильность ответов с помощью линейки с «окошками», вычерчиванием на листе бумаги всех вариантов ответов.
Для подведения детей к обобщению мы предлагаем такие задания:
1. Показываем карточку, на которой изображено 7 предметов, например: бабочки, но часть их я закрываю и предлагаю детям назвать, сколько бабочек я закрыла.
2. Можно побуждать детей находить в групповой комнате примеры разложения числа на 2 группы. Например, в групповой комнате может оказаться 3 шкафа с игрушками и 1 с пособиями,
3. Рассказы-задачи, например:
«На верхней полке стояло 4 машинки, 1машинку переставили на нижнюю полку. Сколько всего машинок? Как они теперь стоят? Как они еще могут стоять?»
4. Дид. игра: «Сосчитай конфеты» ( Н: закрепление состава числа 6)
Детям предлагаем по очереди доставать из коробочки конфеты и называть 2-е меньшее число при сложении которых получится число 6.
5. Работа с числовыми фигурами : всего на карточке 5 кругов, сколько вы видите? Сколько я закрыла?
6. Разделите 5 треугольников на две группы разными способами:
7. Обведите числа, из которых состоит число 5 : 1, 4, 3, 4, 1, 5, 2, 4, 1, 3, 2
Таким образом, знакомство с составом числа из двух меньших чисел, обеспечивает переход к обучению детей вычислению.