Ирина Кольчурина
Из опыта работы «Обучение детей правилам дорожного движения»
▼ Скачать + Заказать документы
«Из опыта работы «Обучение детей правилам дорожного движения»
Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему современности. На сегодняшний день вопрос об усвоении дошкольниками правилам дорожного движения стал еще более актуальным и острым, так как на современных улицах количество автомобилей увеличивается с каждым днем, а соответственно растет и число аварий. Зачастую виновниками ДТП являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.
Публикация «Из опыта работы „Обучение детей правилам дорожного движения“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Опыт работы, практика
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Именно поэтому, дорожно – транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщим участии и самыми эффективными методами.
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения, в дальнейшем — школа и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребенка люди. Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы; уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных.
В данной статье, мы хотим представить опыт работы по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения в муниципальном дошкольном образовательном учреждения «Центр развития ребенка – детский сад «Улыбка» (далее – МДОУ) г. Качканар.
В МДОУ выстроена система работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, в которой активно взаимодействуют субъекты воспитательно-образовательного процесса: ДЕТИ – МДОУ – РОДИТЕЛИ – ДПС ГИБДД – ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА.
Ежегодно реализуются комплексные планы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, которые включают в себя разделы:
• Тематический план по обучению детей правилам дорожного движения МДОУ «ЦРР – детский сад «Улыбка».
• Паспорт дорожной безопасности МДОУ «ЦРР – детский сад «Улыбка»
• Схемы безопасного маршрута.
• План мероприятий совместной деятельности МДОУ детский сад «Улыбка» и ОГИБДД ОВД по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
Приказом руководителя назначен ответственный за пропаганду детского дорожно-транспортного травматизма, который работает непосредственно с педагогами. Работа организовывается ежемесячно с воспитателями всех возрастных групп, проводятся инструктивно-методические консультации: «Методика проведения занятий с детьми по правилам дорожного движения»; «Работа с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»; «Оформление уголков безопасности» и др.
Огромную роль в информационном пространстве по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма играет информационно-методический кабинет, который выступает центром выхода информации для педагогов, родителей воспитанников. В нем накоплен богатый материал по правилам дорожного движения :
- макеты с улицами города и транспортом;
- плакаты, как для детей, так и для их родителей;
- методические издания по организации работы с детьми по обучению детей правилам дорожного движения;
- дидактические игры по правилам дорожного движения;
- газеты «Стоп газета», «Добрая дорога детства;
- информационные буклеты;
- наглядные пособия;
- множество светофоров;
- детские костюмы сотрудников ДПС ГИБДД;
- детская художественная литература по правилам дорожного движения;
- учебно-методические фильмы и компьютерные игры по проблемам безопасности дорожного движения;
- учебные мультфильмы:
• «Пешеходный переход»
• «Правила маленького пешехода»
• Серия мультфильмов по ПДД «Следствие ведут колобки»
• «Смешарики о правилах дорожного движения» и др.
- детские презентации:
• "Кроссворд по ПДД"
• "Мы идём через дорогу"
• "Правила дорожного движения"
• Серия детских учебных презентация по ДДТТ и др.
Профилактике детского дорожно-транспортного травматизма способствовали: - организованная воспитателями непосредственно-образовательная деятельность с детьми по темам: «Знакомство с улицей»; «Знакомство детей с подвижными играми по ПДД»; Знакомство с транспортом; «Светофор»; «Для чего людям нужны правила дорожного движения»; «Зачем нужны знаки дорожного движения»; «Улицы города»; «Пешеход» и многие другие.
- кроме того:
• утренние беседы с детьми;
• рассматривание иллюстраций с изображениями улиц, дороги, знаков дорожного движения, пешеходного перехода, места, где люди ожидают общественный транспорт, светофора, формы одежды милицейского и др.
• организация с детьми подвижных и дидактических игр : «Воробушки и автомобиль», «Автомобили и пешеход», «Светофор»; «Чей кружок быстрее соберётся» и др. :
• сюжетно— ролевые игры: «Улица города», «Регулировщик»;
• экскурсии с детьми к автобусной остановке, к перекрёстку;
• чтение художественной литературы и стихотворений таких авторов как: С. Я Маршак, Г. П. Шалабаева «Правила поведения для воспитанных детей», Заки Нури «Книга про Многознайку», А Шалабаев «Посмотри налево, посмотри направо», М. Кривич, О. Ольгин «Школа пешехода» и многие другие.
Для достижения желаемого результата по профилактике дорожно-транспортного травматизма, активно привлекаются родители воспитанников. В каждой возрастной группе оформлены уголки безопасности для родителей. Родителям представлены: «Рекомендации по обучению детей правилам дорожного движения», памятка «Мой ребёнок на улице города», советы «Как вести себя с ребёнком при переходе дороги». Имеется статистика по нарушениям правил дорожного движения и их последствиям. Педагоги проводят с родителями беседы, консультации. На каждом родительском собрании затрагивается тема «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма».
Проводимые мероприятия способствуют повышению педагогических знаний по правилам дорожного движения.
Для формирования практических навыков на территории ДОУ оформлена разметка перекрёстка. Здесь педагоги проводят с детьми подвижные игры, игры - состязания, спортивные игры посвященные правилам дорожного движения.
Достижению результата, так же способствует взаимодействие с субъекта-ми образовательного процесса:
Детский сад активно сотрудничает с Домом Детского Творчества:
- посещение тематических выставок,
- занятий, участие в тематически конкурсах,
- участие в выставках детских поделок.
Реализуется совместно разработанный план работы педагогами детского сада и сотрудниками ДПС ГИБДД ОВД «Качканарский». Согласно, которому проводятся тематические занятия, вечера развлечений, экскурсии, просмотры видео—роликов.
Четко выстроенная работа в МДОУ позволила на протяжении трёх лет занимать первые места в городском конкурсе по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма «Зеленый огонек».