Приложение МААМ

Из опыта работы «Нравственное воспитание подростков посредством хоровой деятельности во внеурочном объединении»

Марина Балясова
Из опыта работы «Нравственное воспитание подростков посредством хоровой деятельности во внеурочном объединении»
▼ Скачать + Заказать документы

Зачем школе внеурочное музыкальное объединение? Этот вопрос сегодня актуален. Может оно и не нужно сегодня? Если школьники любят слушать эстрадных исполнителей, то может

быть, в первую очередь, основываясь на симпатии учащихся, развивать рок культуру и школьную эстраду? Однако же без хоров сегодня не обойтись.

Публикация «Из опыта работы „Нравственное воспитание подростков посредством хоровой деятельности во внеурочном объединении“» размещена в разделах

Дети часто приходят в хоровые коллективы без должной вокально-хоровой подготовки, поэтому подготовка программ к выступлениям не должна являться основной целью школьного хора, так как количество этих выступлений обычно превышает возрастные нормы. Система занятий может не соответствовать вокальным возможностям детей. Постоянная спешка в подготовке к концертам снижает качество пения и отвлекает от решения больших воспитательных и образовательных задач, которые могут быть выдвинуты перед школьным хором как коллективом, в котором находит свое продолжение музыкально-воспитательная работа, закладываемая на уроках музыки. Вот почему со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в школьном хоре.

Наиболее эффективной формой музыкально-эстетического воспитания детей в процессе певческой работы во внеурочном объединении может быть только хор. А музыкально- эстетическое воспитание детей закладывает предпосылки к осуществлению главной цели музыкального образования в школе - формированию духовной культуры учащегося.

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязанно и неразрывно, начиная с начальной школы, потому что они дают предпосылки к формированию и развитию личностных, метапредметных и предметных универсальных учебных действий у учащихся. Таким образом, через хоровую деятельность решаются задачи, поставленные в реализации учебных школьных программ в соответствии с ФГОС.

Участие в хоровом пении как в совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика (в особенности подростка) и коллектива. Коллективность музыкального действия, совместность индивидуальных музыкально- эстетических переживаний, ответственность каждого за общее дело - все эти качества присущи хоровому пению как виду музыкально-исполнительской деятельности.

В условиях коллективного исполнения у школьников, развивается «чувство локтя», общей ответственности за дело. В процессе хоровых занятий от вклада каждого зависит общий успех. То, что участник школьного хора, возможно, не сделал бы ради себя, он будет рад сделать для всех.

Из практики известно, что индивидуальное обучение музыке, когда преподаватель занимается с учеником «один на один», в какой-то мере сковывает учащегося, который отлично понимает, что все его музыкальные и человеческие проявления являются предметом наблюдения педагога в каждую минуту выполнения музыкального задания. Это осознание подчас весьма отрицательно сказывается на внешних проявлениях музыкального чувства ученика, которое ему, как бы «неудобно» проявлять в присутствии взрослого человека-учителя. А в хоровом коллективе ребёнок, чаще всего не замечает момента, когда именно он является объектом педагогического внимания. Ученик окружен сверстниками, вместе с ними занят общим делом и не чувствует по отношению к себе какой-либо особой учительской заинтересованности. Такое комфортное в психологическом отношении состояние способствует

активизации внешних проявлений музыкального переживания.

Специфика хорового пения, как коллективной формы исполнительства, немало способствует тому, чтобы стеснительные, робкие, неуверенные в себе учащиеся, затрудняясь спеть что-либо индивидуально, с удовольствием присоединяли свой голос к голосам товарищей.

Известен опыт использования хорового пения для приобщения к основам наук. Известный методист - физик и дидакт Н. М. Шахмаев рассказывал об опыте преподавания русского языка в одной из привилегированных американских школ, чему он был свидетелем. Наряду с другими методами, там широко применялся метод хорового пропевания русских предложений, использование массового пения песен на русском языке.

В процессе хорового пения все музыкальные проявления ребят обнаруживаются более отчетливо и ясно, нежели при восприятии музыки. В ходе работы над произведением нечеткость музыкально-слуховых представлений тотчас же передается исполнению, влияя на точность воспроизведения звуковысотного и ритмического рисунка. То же можно сказать и о выразительности исполнения. Если понимание учащимися музыкального образа, средств выразительности исполняемого произведения ещё недостаточно, если произведение не освоено эмоционально и технически, то исполнение будет поверхностным, не глубоким. И наоборот - чёткость, ясность представления исполнительской «сверхзадачи», общая музыкальная культура коллектива немедленно передаётся и исполнению. Оно становится осмысленным. Ярким, художественно выразительным, подлинно музыкальным.

В процессе хоровых занятий можно показать на конкретном примере лучших участников хора, каков исполнительский идеал. Лучшие хористы быстро осваивают требования к певческому звуку, дыханию, дикции, ансамблю, они находятся в курсе всех требований, знают, что именно актуально на данном хоровом занятии. Поэтому они могут оказать своевременную помощь (или предостеречь от недостатков) непосредственно во время занятий, поправляя своих подопечных «на ходу». И хотя известно, что у ученика не может быть тех умений, знаний и навыков, которыми обладает руководитель, сверстник-хорист все же может подчас даже в более доступной форме наглядно показать голосом, как надо спеть. Кроме того, освоив музыкальное задание, ученик сможет найти слова, которые быстро «дойдут» до конкретного сверстника, чем речь взрослого, направленная ко всем.

Занимаясь по специальной программе со способными и активными учащимися, руководитель хора получает возможность формировать настоящих помощников. На личном опыте приходилось наблюдать, как учащиеся-активисты в довольно короткие сроки подтягивали музыкальное развитие отстающих до общего уровня коллектива. Кроме того, совместно осваивая трудности, участвуя в коллективном исполнении, вместе переживая красоту музыки, участники школьного хора зачастую влияют друг на друга. Способствуя активности восприятия, творческому отношению к музыкальным занятиям, сопереживание одних и тех же образов, настроений, чувств, заложенных в произведениях, усиливает воздействие музыки на каждого.

Коллективная форма хорового исполнения делает его ценным средством общего воспитания школьников. На это обращал свое внимание наш великий педагог К. Д. Ушинский. Хочется остановиться на его высказывании о воспитательном значении хорового пения :

«Запоет школа - запоет народ!» Однако историкам педагогики хорошо известно, что ничего подобного Ушинский не говорил. По отношению к хоровому пению он высказывался гораздо тоньше и содержательнее. Он говорил о хоровом пении, как о могучем средстве, оживляющем и освежающем человека, располагающем дружных певцов к дружному, хорошему делу. В песне, особенно хоровой, есть вообще не только нечто освежающее и оживляющее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу. Вот почему наши крестьяне пели хоровую песню при всякой работе, требующей соединения сил. Вот почему и в школе следует ввести песню: она несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильное чувствующее сердце; а это очень важно в школе, где общими усилиями нужно побеждать трудности учения.

Ратовал за школьное хоровое пение и Д. Б. Кабалевский, утверждающий, что «… постепенное расширение и оттачивание исполнительского мастерства и общей музыкальной культуры всех школьников дает возможность даже в условиях массового музыкального воспитания во внеурочном объединении стремиться к достижению уровня подлинного искусства.

Хоровое пение, являясь активной формой музыкального образования, само является предметом искусства, требующим творческой деловой обстановки и своеобразной хоровой организации учащихся. Под организацией подразумевается создание обстановки, которая, с одной стороны, обеспечивала успешные занятия внеурочного объединения, а с другой стороны

- способствовала становлению у учащихся умений и навыков хорового пения, любви к этому виду исполнительской деятельности.

Концертный хор состоит обычно из школьников 5-10 классов. Этот довольно большой возрастной диапазон создает определенные трудности в работе с хором. Пока новое поколение

«входит» в репертуар, а это делается на общих занятиях хора, старшие, более опытные, ребята начинают скучать на репетициях. Их обижает повышенное внимание руководителя к новичкам, раздражает необходимость снова и снова повторять то, что они уже хорошо знают и неоднократно пели на концертах.

Часто руководители задаются вопросом: как удержать в коллективе взрослых, опытных ребят при работе с новым составом хора? Здесь очень важно провести разъяснительную и воспитательную работу со старшими ребятами, напомнить им о том, что они сами недавно были новичками в хоре и тянулись за «ветеранами», что правило: «научился сам - научи товарища» является главной заповедью хорового певца. Но какими бы убедительными ни были беседы руководителя, главным остается общий канал коллективного творчества, ослабление которого даже на короткий срок ведет к снижению активности всей старшей группы, к ухудшению посещаемости, а иногда и уходу некоторых участников из коллектива.

В этот трудный для хора период очень важно правильно организовать репетиционную и концертную работу, уделив особое внимание старшим ребятам, чтобы они не только

«вытягивали» пришедших в хор новичков, но и сами получали удовлетворение от дальнейшего роста своего мастерства, от непрерывающейся концертной деятельности коллектива.

Вопрос активизации хоровой культуры в школе должен продолжать активно разрабатываться, так как он ведет к решению проблемы воспитания и формирования музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его духовной культуры через хоровую деятельность во внеурочном объединении. Решение данной проблемы это и есть достижение основной цели всего музыкального образования в школе.

Литература

1. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве

/ Л. В. Каршинова / Эксперимент и инновации в школе, 2010. № 6. С. 48-52.

2. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М. : ВЛАДОС, 2000.

3. Базиков А. С. Музыкальное образование в современной России. Тамбов, 2002.

4. Духовно-нравственное воспитание российских школьников. [Электронный ресурс] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Режим доступа: https://www.lomonholding.ru/articles/detail/?catalogue_id=12&;item_id=1525/ ( дата обращения: 25.11.2016).

5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [Электронный ресурс] : Федеральный Государственный образовательный стандарт. Режим доступа: https://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985/ ( дата обращения: 25.11.2016).

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Выступление на педагогическом совете из опыта работы «Социально-нравственное воспитание дошкольников»Выступление на педагогическом совете из опыта работы «Социально-нравственное воспитание дошкольников» Первоначальное отношение ребенка к самому себе возникает на основе безграничной родительской любви. Именно она закладывает фундаментальную.

Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» «Чтение, – говорил В. А. Сухомлинский, – это.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Презентация «Нравственное воспитание детей -одно из ведущих направлений работы в ДОУ» Нравственное воспитание детей – одно из ведущих направлений работы в Детском Оздоровительном Учреждении. Дошкольный возраст - период активного.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Трудовое воспитание дошкольников  (из опыта работы) Трудовое воспитание дошкольников - это очень интересный вопрос. Однажды о трудовом воспитании дошкольников я услышала уникальную передачу.

Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы)Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы) В рамках культурологической парадигмы современного дошкольного образования, обусловленного "культурным поворотом" - диалогом общества и.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы «Нравственное воспитание подростков посредством хоровой деятельности во внеурочном объединении»
Опубликовано: 14 ноября 2022 в 11:03
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Из опыта работы «Нравственное воспитание подростков посредством хоровой деятельности во внеурочном объединении»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Балясова (УИ 305299) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД