Приложение МААМ

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

Галина Рыбакова
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

(из опыта работы)

Актуальность темы:

Патриотическое воспитание подрастающего поколения сегодня одно из самых актуальных. Педагоги, работающие в детском саду, осознают особое значение нравственно-патриотического воспитания на этапе дошкольного детства. Необходимость приоритетности патриотического воспитания диктуют реалии современной жизни и государственная политика, собственная гражданская позиция и профессиональные интересы.

Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» размещена в разделах

Календарь знаменательных дат дал нам своеобразный стержень педагогической деятельности, позволяющий одновременно решать многие задачи в рамках патриотического воспитания дошкольников на протяжении всего года. Так у нас сформировались традиции, которые являются основой воспитательной работы в нашем дошкольном учреждении. Традиционные мероприятия, проводимые в детском саду – это эмоциональные события, которые вызывают у детей чувство коллективизма, дружбы, сопричастности к народным торжествам, общим делам, совместному творчеству. В то же время, в рамках общего мероприятия ребенок осознает важность своего личного вклада в отмечаемое событие, так как он может применить свои знания и способности в процессе коллективной деятельности.

Хотим познакомить вас с нашими традициями и основными формами работы, которые и решают поставленные задачи нравственно-патриотического воспитания

Патриотическое воспитание подрастающего поколения сегодня одно из самых актуальных. Педагоги, работающие в детском саду, осознают особое значение нравственно-патриотического воспитания на этапе дошкольного детства.

Непреходящую актуальность патриотического воспитания детей отражают многие нормативные документы:

- Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 2 июля 2021 года;

- Декларация о языках народов России «О языках народов Российской Федерации» от 25.10.1991 г. № 1807-1 с изменениями от 11 июня 2021 года;

- Закон Российской Федерации «О государственном языке Российской Федерации» от 01.06.2005 г. № 53-ФЗ с изменениями на 30 апреля 2021 года. ;

- Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

- Письмо Минпросвещения РФ «О примерном календарном плане воспитательной работы» от 17 июня 2022 г. N ТВ-1146/06;

- Приказ Минпросвещения РФ № 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

- Приказ Минпросвяшения РФ 15.04.22 № СК-295 «Об использовании государственных символов Российской Федерации»;

- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования»;

- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1022 «Об Утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»,

- «Национальная доктрина образования в РФ» (на период до 2025 года) среди основных целей и задач образования выдвигает следующие: «…сохранение, распространение и развитие национальной культуры, …воспитание патриотов России….»

Таким образом, необходимость приоритетности патриотического воспитания диктуют реалии современной жизни и государственная политика, собственная гражданская позиция и профессиональные интересы.

Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.

Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду.

Цель - воспитать у детей чувство любви и привязанности к близким людям, к детскому саду, району, городу. Отношение к своей семье можно считать первым этапом нравственно-патриотического воспитания.

Задачи нравственно-патриотического воспитания:

- воспитывать у ребенка внимание и любовь к родителям, близким людям;

- формировать умение называть имена членов семьи;

- развивать представления и воспитывать привязанности к семье, родному дому, детскому саду, городу;

- формировать бережного отношения к природе, ко всему живому;

- развивать интерес к явлениям общественной жизни, народным традициям, народным праздникам.

Эти задачи мы решаем комплексно во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в быту, через тематические дни, праздники, акции, проектную деятельность, совместную деятельность с родителями.

Образовательные программы и программа воспитания нашего учреждения предлагает следующие составляющие нравственно-патриотического воспитания, содержание которых усложняется от группы к группе:

- семья и семейные ценности

- моя малая Родина.

- великий День Победы. Воинская слава России

- государственные и народные праздники России

- символика России

- народные традиции и обычаи, промыслы

- народный фольклор

Календарь знаменательных дат дал нам своеобразный стержень педагогической деятельности, позволяющий одновременно решать многие задачи в рамках патриотического воспитания дошкольников на протяжении всего года. Так у нас сформировались традиции, которые являются основой воспитательной работы в нашем дошкольном учреждении. Традиционные мероприятия, проводимые в детском саду – это эмоциональные события, которые вызывают у детей чувство коллективизма, дружбы, сопричастности к народным торжествам, общим делам, совместному творчеству. В то же время, в рамках общего мероприятия ребенок осознает важность своего личного вклада в отмечаемое событие, так как он может применить свои знания и способности в процессе коллективной деятельности.

Мы познакомим вас с нашими традициями и основными формами работы, которые и решают поставленные задачи нравственно-патриотического воспитания.

Семья и семейные ценности

Семейные традиции – это в первую очередь атмосфера дома, уклад жизни и привычки всех членов семьи. Ребенок принимает мир глазами родителей, они пример для него. В каждой семье есть свои традиции: увлечение спортом, летний загородный отдых, воскресные прогулки всех членов семьи, совместные ужины, обеды, чаепития и многое другое. Решая задачи по формированию направленности на мир семьи, семейных ценностей у детей совместно с родителями, педагогическим коллективом нашего детского сада реализуются такие мероприятия:

- семейные художественно-творческие проекты: герб семьи, генеалогическое древо семьи, самый счастливый день нашей семьи;

- выставки детских рисунков ко Дню Матери «Букет для мамы», «Мамин праздник», «Цветы для мамы», «Мама-главное слово в каждой судьбе», «Мама милая моя», «Портрет для мамы», - выставка «Открытка для мамы»;

- презентации: как мы отдыхали этим летом, «Как я провел лето»;

- выставки совместного творчества: о чем мечтает мама, пап может все на свете, «Книжки-малышки о маме»;

- конкурс чтецов среди воспитанников «Нежные строки о маме»;

- праздник благодарности родителям «Спасибо за жизнь!».

Моя малая Родина.

Принято считать, что путь воспитания любви к Отечеству выстраивается по принципу «от близкого к далекому», от любви к родителям (точнее к родному дому, к детскому саду, к улице, городу, деревне – до любви к родной стране. Поэтому знакомство с родным городом, деревней следует начинать с ближайшего окружения ребенка – с улицы, на которой находится детский сад, и улицы на которой живет ребенок, с объектов, расположенных на ближайших улицах (школа, почта, магазин, аптека и т. д.).

Великий День Победы. Воинская слава России

Один из самых важных и знаковых праздников для наших детей – это мероприятие, посвященное Дню Великой Победы. Традиционно к этому знаменательному дню готовится весь коллектив детского сада, дети старших и подготовительных групп вместе с родителями. Мы вспоминаем те далекие дни, когда решалась судьба нашей страны, судьба всего человечества.

Как рассказать нашим детям об этой Великой Войне? Какие найти слова, чтобы поведать в полной мере о страданиях людей, что пережили те времена? Как донести суть происходившего грамотно и вызвать в маленьком сердце чувство гордости, сострадания, почитания, патриотизма? Много сказано слов на тему Победы, много произнесено речей, написано книг, статей, песен, стихотворений, снято кинофильмов. Каждый год мы проводим:

- тематические дни, концерты;

- мы слушаем и поем песни военных лет, организуем в группах творческие мастерские по изготовлению поздравительных открыток для ветеранов ВОВ, читаем стихи о Великой Отечественной Войне и о Победе;

- готовясь к празднику 9 Мая, весь коллектив, родители и дети нашего детского сада приносят фотографии своих дедов и прадедов, рассказывают про их участие в Великой войне, со слов родителей, бабушек и дедушек, в детском саду проходит торжественный парад Бессмертного Полка;

- в нашем детском саду ежегодно проходит Победная акция «Открытка ветерану», открытка «Великой Победе посвящается»;

- традиционно организуются выставки детских работ «Праздничная открытка ветерану».

Государственные и народные праздники России

В рамках тематических дней в нашем детском саду проводятся мероприятия, посвященные государственным и народным праздникам:

- Осенины;

- День матери;

- Новогодние праздники;

- Тематический день «День защитника Отечества»;

- Тематический день «Космическое путешествие»;

- Выставки детских рисунков «Арбузное настроение», «Моя мама самая лучшая», «Символ года», «Военная техника», «Народная игрушка», «Масленичный сувенир», «Цветы для мамы», «Моя любимая деревня».

Символика России

В развивающей предметно-пространственной среде групп представлены уголки краеведения, изображающие символы России в соответствии в возрастом воспитанников.

Народные традиции и обычаи, промыслы

В нашем детском саду в соответствии с годовым планом ежегодно проводятся следующие традиции:

- выставка детских рисунков «Масленичный сувенир», «Пасха в красках», «Золотая хохлома».

Народный фольклор

Чтобы привить интерес к народному фольклору наши педагоги и специалисты знакомят воспитанников с устным народным творчеством, через русский фольклор. Дети с раннего возраста начинают впитывать нравственно- патриотические чувства с колыбельными песнями мам и бабушек: «Баю, баюшки-баю», «Ночь пришла», «Баю-бай, баю-бай, ты, собачка, не лай», «Спи, моя радость, усни» и другие, с прибаутками «Ладушки-ладушки! Где были – у бабушки!», играми-потешками: «Жили у бабуси, два веселых гуся», «Водичка-водичка», «Потягушеньки» и т. д.

Игры-потешки – особые забавы взрослых с малыми детьми. Это первая ступень лестницы, ведущей к познанию богатств русского языка, к усвоению народной поэзии. В книжных уголках созданы подборки детской литературы и театров сказок «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь».

Игровая деятельность. Народные игры подходят как для семейного воспитания, так и воспитания в детском саду. Чаще это подвижные игры «Зайка, зайка, попляши!», «У медведя во бору» и т. д. хороводы «Каравай», «Ровным кругом». В подвижных и хороводных играх создаются такие условия, когда ребёнок может оценивать поведение своё и всех участников игры. Это помогает формировать дружеские отношения в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, родителям, взрослым, так как усвоение социальных ценностей происходит в процессе коллективной деятельности.

Дидактические игры: «Чей малыш», «У кого какая мама», «Ласковое слово», «Кого как зовут?», «Кто где живет?», «Маленькие помощники» и т. д.

Сюжетные игры: «Семья», «Дочки – матери», «Уложим куклу спать», «Ждем гостей» и т. д. Играя в эти разнообразные игры, продолжаем учить детей играть вместе, дружно. Педагоги формируют в игровой деятельности с детьми положительное отношение к семье, подводят к пониманию того, что такое семья, что она должна быть крепкой и дружной. Семья - основной институт, где формируются первые патриотические чувства и сознание будущего гражданина.

Совместная деятельность с родителями воспитанников осуществляется в детском саду через педагогические проект «Мой семья», Цель проекта: формировать осознанное понимание значимости семьи в жизни ребёнка.

Содержание деятельности педагога и родителей включает консультации: «Куда сходить с ребенком в выходные дни», «Семья и семейные ценности».

Ежегодно в нашем детском саду проводятся фольклорные праздники и развлечения с использованием народных и подвижных игр, на которых уже с раннего детства мы знакомимся с традициями народа, например, «Весёлая масленица».

Нравственно - патриотические чувства не возникают спонтанно. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного процесса, начинающегося с раннего детства. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного процесса, начинающегося с раннего детства.

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ОНР в группе компенсирующей направленностиНравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ОНР в группе компенсирующей направленности Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в наше время является одной из основных задач дошкольного образования.

Консультация музыкального руководителя «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки» Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки. Все прекрасное – из детства! А патриотизм? Другие нравственные качества?.

Месячник «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». План работы в средней группеМесячник «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». План работы в средней группе 1 неделя – Тема «Моя семья». Рассказы детей о членах семьи. Рассматривание альбома «Моя семья» Беседа о мамах. Составление рассказов на.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Проект «День Победы»Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Проект «День Победы» Цель проекта: воспитание патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне. Задачи.

Обмен опытом на педсовете «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»Обмен опытом на педсовете «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном.

Обобщение педагогического опыта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников". В своей работе использую примерную основную общеобразовательную программу дошкольного.

План самообразования воспитателя «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» 2 младшая группа «Родина для человека - самое дорогое и священное, без чего человек.

Самообразование «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС» Актуальность выбранной темы В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного.

Видеоконсультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Видеоконсультация для родителей «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников»Цель: Формирование патриотических чувств, через воспитание.

Выступление на районном семинаре «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС до» Слайд 1 Здравствуйте, уважаемые коллеги, свой доклад мне хочется начать словами выдающегося советского педагога Василия Александровича Сухомлинского:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
Опубликовано: 3 декабря 2023 в 17:59
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Галина Рыбакова (УИ 261252) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД