Галина Рыбакова
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
▼ Скачать
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
(из опыта работы)
Актуальность темы:
Патриотическое воспитание подрастающего поколения сегодня одно из самых актуальных. Педагоги, работающие в детском саду, осознают особое значение нравственно-патриотического воспитания на этапе дошкольного детства. Необходимость приоритетности патриотического воспитания диктуют реалии современной жизни и государственная политика, собственная гражданская позиция и профессиональные интересы.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Темочки
Календарь знаменательных дат дал нам своеобразный стержень педагогической деятельности, позволяющий одновременно решать многие задачи в рамках патриотического воспитания дошкольников на протяжении всего года. Так у нас сформировались традиции, которые являются основой воспитательной работы в нашем дошкольном учреждении. Традиционные мероприятия, проводимые в детском саду – это эмоциональные события, которые вызывают у детей чувство коллективизма, дружбы, сопричастности к народным торжествам, общим делам, совместному творчеству. В то же время, в рамках общего мероприятия ребенок осознает важность своего личного вклада в отмечаемое событие, так как он может применить свои знания и способности в процессе коллективной деятельности.
Хотим познакомить вас с нашими традициями и основными формами работы, которые и решают поставленные задачи нравственно-патриотического воспитания
Патриотическое воспитание подрастающего поколения сегодня одно из самых актуальных. Педагоги, работающие в детском саду, осознают особое значение нравственно-патриотического воспитания на этапе дошкольного детства.
Непреходящую актуальность патриотического воспитания детей отражают многие нормативные документы:
- Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 2 июля 2021 года;
- Декларация о языках народов России «О языках народов Российской Федерации» от 25.10.1991 г. № 1807-1 с изменениями от 11 июня 2021 года;
- Закон Российской Федерации «О государственном языке Российской Федерации» от 01.06.2005 г. № 53-ФЗ с изменениями на 30 апреля 2021 года. ;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
- Письмо Минпросвещения РФ «О примерном календарном плане воспитательной работы» от 17 июня 2022 г. N ТВ-1146/06;
- Приказ Минпросвещения РФ № 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказ Минпросвяшения РФ 15.04.22 № СК-295 «Об использовании государственных символов Российской Федерации»;
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования»;
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1022 «Об Утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»,
- «Национальная доктрина образования в РФ» (на период до 2025 года) среди основных целей и задач образования выдвигает следующие: «…сохранение, распространение и развитие национальной культуры, …воспитание патриотов России….»
Таким образом, необходимость приоритетности патриотического воспитания диктуют реалии современной жизни и государственная политика, собственная гражданская позиция и профессиональные интересы.
Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.
Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду.
Цель - воспитать у детей чувство любви и привязанности к близким людям, к детскому саду, району, городу. Отношение к своей семье можно считать первым этапом нравственно-патриотического воспитания.
Задачи нравственно-патриотического воспитания:
- воспитывать у ребенка внимание и любовь к родителям, близким людям;
- формировать умение называть имена членов семьи;
- развивать представления и воспитывать привязанности к семье, родному дому, детскому саду, городу;
- формировать бережного отношения к природе, ко всему живому;
- развивать интерес к явлениям общественной жизни, народным традициям, народным праздникам.
Эти задачи мы решаем комплексно во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в быту, через тематические дни, праздники, акции, проектную деятельность, совместную деятельность с родителями.
Образовательные программы и программа воспитания нашего учреждения предлагает следующие составляющие нравственно-патриотического воспитания, содержание которых усложняется от группы к группе:
- семья и семейные ценности
- моя малая Родина.
- великий День Победы. Воинская слава России
- государственные и народные праздники России
- символика России
- народные традиции и обычаи, промыслы
- народный фольклор
Календарь знаменательных дат дал нам своеобразный стержень педагогической деятельности, позволяющий одновременно решать многие задачи в рамках патриотического воспитания дошкольников на протяжении всего года. Так у нас сформировались традиции, которые являются основой воспитательной работы в нашем дошкольном учреждении. Традиционные мероприятия, проводимые в детском саду – это эмоциональные события, которые вызывают у детей чувство коллективизма, дружбы, сопричастности к народным торжествам, общим делам, совместному творчеству. В то же время, в рамках общего мероприятия ребенок осознает важность своего личного вклада в отмечаемое событие, так как он может применить свои знания и способности в процессе коллективной деятельности.
Мы познакомим вас с нашими традициями и основными формами работы, которые и решают поставленные задачи нравственно-патриотического воспитания.
Семья и семейные ценности
Семейные традиции – это в первую очередь атмосфера дома, уклад жизни и привычки всех членов семьи. Ребенок принимает мир глазами родителей, они пример для него. В каждой семье есть свои традиции: увлечение спортом, летний загородный отдых, воскресные прогулки всех членов семьи, совместные ужины, обеды, чаепития и многое другое. Решая задачи по формированию направленности на мир семьи, семейных ценностей у детей совместно с родителями, педагогическим коллективом нашего детского сада реализуются такие мероприятия:
- семейные художественно-творческие проекты: герб семьи, генеалогическое древо семьи, самый счастливый день нашей семьи;
- выставки детских рисунков ко Дню Матери «Букет для мамы», «Мамин праздник», «Цветы для мамы», «Мама-главное слово в каждой судьбе», «Мама милая моя», «Портрет для мамы», - выставка «Открытка для мамы»;
- презентации: как мы отдыхали этим летом, «Как я провел лето»;
- выставки совместного творчества: о чем мечтает мама, пап может все на свете, «Книжки-малышки о маме»;
- конкурс чтецов среди воспитанников «Нежные строки о маме»;
- праздник благодарности родителям «Спасибо за жизнь!».
Моя малая Родина.
Принято считать, что путь воспитания любви к Отечеству выстраивается по принципу «от близкого к далекому», от любви к родителям (точнее к родному дому, к детскому саду, к улице, городу, деревне – до любви к родной стране. Поэтому знакомство с родным городом, деревней следует начинать с ближайшего окружения ребенка – с улицы, на которой находится детский сад, и улицы на которой живет ребенок, с объектов, расположенных на ближайших улицах (школа, почта, магазин, аптека и т. д.).
Великий День Победы. Воинская слава России
Один из самых важных и знаковых праздников для наших детей – это мероприятие, посвященное Дню Великой Победы. Традиционно к этому знаменательному дню готовится весь коллектив детского сада, дети старших и подготовительных групп вместе с родителями. Мы вспоминаем те далекие дни, когда решалась судьба нашей страны, судьба всего человечества.
Как рассказать нашим детям об этой Великой Войне? Какие найти слова, чтобы поведать в полной мере о страданиях людей, что пережили те времена? Как донести суть происходившего грамотно и вызвать в маленьком сердце чувство гордости, сострадания, почитания, патриотизма? Много сказано слов на тему Победы, много произнесено речей, написано книг, статей, песен, стихотворений, снято кинофильмов. Каждый год мы проводим:
- тематические дни, концерты;
- мы слушаем и поем песни военных лет, организуем в группах творческие мастерские по изготовлению поздравительных открыток для ветеранов ВОВ, читаем стихи о Великой Отечественной Войне и о Победе;
- готовясь к празднику 9 Мая, весь коллектив, родители и дети нашего детского сада приносят фотографии своих дедов и прадедов, рассказывают про их участие в Великой войне, со слов родителей, бабушек и дедушек, в детском саду проходит торжественный парад Бессмертного Полка;
- в нашем детском саду ежегодно проходит Победная акция «Открытка ветерану», открытка «Великой Победе посвящается»;
- традиционно организуются выставки детских работ «Праздничная открытка ветерану».
Государственные и народные праздники России
В рамках тематических дней в нашем детском саду проводятся мероприятия, посвященные государственным и народным праздникам:
- Осенины;
- День матери;
- Новогодние праздники;
- Тематический день «День защитника Отечества»;
- Тематический день «Космическое путешествие»;
- Выставки детских рисунков «Арбузное настроение», «Моя мама самая лучшая», «Символ года», «Военная техника», «Народная игрушка», «Масленичный сувенир», «Цветы для мамы», «Моя любимая деревня».
Символика России
В развивающей предметно-пространственной среде групп представлены уголки краеведения, изображающие символы России в соответствии в возрастом воспитанников.
Народные традиции и обычаи, промыслы
В нашем детском саду в соответствии с годовым планом ежегодно проводятся следующие традиции:
- выставка детских рисунков «Масленичный сувенир», «Пасха в красках», «Золотая хохлома».
Народный фольклор
Чтобы привить интерес к народному фольклору наши педагоги и специалисты знакомят воспитанников с устным народным творчеством, через русский фольклор. Дети с раннего возраста начинают впитывать нравственно- патриотические чувства с колыбельными песнями мам и бабушек: «Баю, баюшки-баю», «Ночь пришла», «Баю-бай, баю-бай, ты, собачка, не лай», «Спи, моя радость, усни» и другие, с прибаутками «Ладушки-ладушки! Где были – у бабушки!», играми-потешками: «Жили у бабуси, два веселых гуся», «Водичка-водичка», «Потягушеньки» и т. д.
Игры-потешки – особые забавы взрослых с малыми детьми. Это первая ступень лестницы, ведущей к познанию богатств русского языка, к усвоению народной поэзии. В книжных уголках созданы подборки детской литературы и театров сказок «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь».
Игровая деятельность. Народные игры подходят как для семейного воспитания, так и воспитания в детском саду. Чаще это подвижные игры «Зайка, зайка, попляши!», «У медведя во бору» и т. д. хороводы «Каравай», «Ровным кругом». В подвижных и хороводных играх создаются такие условия, когда ребёнок может оценивать поведение своё и всех участников игры. Это помогает формировать дружеские отношения в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, родителям, взрослым, так как усвоение социальных ценностей происходит в процессе коллективной деятельности.
Дидактические игры: «Чей малыш», «У кого какая мама», «Ласковое слово», «Кого как зовут?», «Кто где живет?», «Маленькие помощники» и т. д.
Сюжетные игры: «Семья», «Дочки – матери», «Уложим куклу спать», «Ждем гостей» и т. д. Играя в эти разнообразные игры, продолжаем учить детей играть вместе, дружно. Педагоги формируют в игровой деятельности с детьми положительное отношение к семье, подводят к пониманию того, что такое семья, что она должна быть крепкой и дружной. Семья - основной институт, где формируются первые патриотические чувства и сознание будущего гражданина.
Совместная деятельность с родителями воспитанников осуществляется в детском саду через педагогические проект «Мой семья», Цель проекта: формировать осознанное понимание значимости семьи в жизни ребёнка.
Содержание деятельности педагога и родителей включает консультации: «Куда сходить с ребенком в выходные дни», «Семья и семейные ценности».
Ежегодно в нашем детском саду проводятся фольклорные праздники и развлечения с использованием народных и подвижных игр, на которых уже с раннего детства мы знакомимся с традициями народа, например, «Весёлая масленица».
Нравственно - патриотические чувства не возникают спонтанно. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного процесса, начинающегося с раннего детства. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного процесса, начинающегося с раннего детства.