Мария Крымова
Из опыта работы «Декоративно-прикладное искусство в эстетическом воспитании дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность работы по декоративно – прикладному искусству связана с тем, что на современном этапе (в соответствии с ФГОС ДО, целью воспитательно- образовательной работы с дошкольниками является всестороннее развитие личности и, в частности, формирование способности к творчеству.
Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством в сочетании с формированием соответствующих навыков изобразительной деятельности – одно из средств достижения этой цели. Работа актуальна ещё и потому, что знакомство детей с основами прикладного искусства предусмотрено практически во всех примерных комплексных программах дошкольного образования.
Публикация «Из опыта работы „Декоративно-прикладное искусство в эстетическом воспитании дошкольника“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Опыт работы, практика
- Темочки
Необходимым условием построения современной системы эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми.
Из всего вышесказанного следует, что декоративно – прикладное искусство актуальна в нашем времени.
Цель использования декоративно – прикладного искусство в нашем ДОУ это - развитие творческих способностей детей, формирование интереса к эстетической стороне окружающей жизни, удовлетворение детей в самовыражении через знакомство народным декоративно-прикладным искусством.
Поставленная цель решалась через следующие задачи:
• образовательные: познакомить детей с народными и региональными промыслами; учить видеть красоту в различных видах росписи; Учить детей осваивать специальные умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами.
• развивающие: развивать творческие способности детей; развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах; развивать чувство цвета; развивать мыслительные процессы (сравнение, анализ, синтез, обобщение);
• воспитательные : способствовать развитию интереса детей к народному, региональному творчеству; способствовать формированию эстетического вкуса и эстетического идеала; воспитания в детях любви к Родине, уважение к труду людей, создающих эту красоту; способствовать формированию художественного вкуса детей.
Для достижения поставленных целей и задач по данной теме, работа нашего детского сада велась в нескольких направлениях: Работа с педагогами, детьми и родителями воспитанников
Первое с чего началась работа педагогов по декоративно-прикладному искусству - это создание предметно-развивающей среды центров творчества где подобранны дидактические и развивающие игры; папки с силуэтным моделированием, различные иллюстративный материал различных росписей, созданы условия для самостоятельной деятельности, макеты.
Так же педагоги с сентября проводили мастер-классы для коллег по основным видам декоративно-прикладного искусства :
• Батик
• Набойка
• Вышивание Нитяная графика
• Макраме
• Ковроткачество –
• Гобелен
• Мозаика из картона и материала
• Художественная роспись по керамике
Семинары – практикумы: по различным видам народно декоративно -прикладного искусства
С целью приобщения воспитанников к народному декоративно-прикладному искусству воспитатели использую разнообразные формы и методы работы :
1. Использованием компьютерных презентаций.
2. Рассказы, беседы, рассматривание иллюстраций об истории промысла
3. Оформление мини-музея
4. ООД по ознакомлению с определёнными видами декоративно-прикладного искусства : примеры
5. Использование дидактических игр по разным видам росписи:
6. Самостоятельная художественная деятельность детей в центре творчества 7. Целевая экскурсия в природу, видео-экскурсии
8. Знакомство с декоративно – прикладным искусством через художественную литературу:
9. Музыкальное сопровождение: танцы, частушку, песни
10 Коллективной работы;
11. Экспериментирование;
Всю свою работу наши воспитатели строят так, чтобы каждый ребенок активно фантазировал, воображал, чтобы уже начало ОД было сказочным, увлекательным. Поэтому формы проведения ООД выбирают разные: путешествия по старинным городам, музеям, выставкам, экскурсии в сказку, превращение в мастеров-художников.
Во время ОД по декоративно-прикладному искусству развивается речь, элементарно математические представления детей. Воспитанники могут чувствовать и осознавать красоту и выразительность произведений народного искусства. Так же у них формируются необходимые изобразительные навыки, что обеспечивает определённую свободу творчества и уверенность в своих силах.
В работе с детьми педагоги нашего детского сада широко применяют различные материалы: глину, тесто, ткани различных фактур и расцветок, гуашевые краски, цветные мелки, шерстенные нитки, различный бросовые материалы. С помощью этих материалов дети изготавливают изделия различных промыслов. А так же в процессе работы с различными материалами дошкольники познают свойства разных материалов.
Выбор этих материалов для декоративно-прикладного творчества не случаен. Они позволяют достаточно полно, в увлекательной и доступной форме познакомить детей со спецификой и особенностями декоративно-прикладного искусства.
Приобщая детей к народному творчеству, нельзя обойти вниманием национально-региональный компонент. Воспитатели знакомят детей старших групп с условиями жизни, быта, культурой ЧР, предлагаю детям окунувшись в творчество — украсить поделки, силуэты национальной одежды орнаментом. У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит, будут ли наши дети любить родной край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции.
Воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое, невозможно без участия родителей. Чтобы родители стали единомышленниками и создавали необходимые условия для творческого развития своих детей, педагоги стараются их увлечь и оказать необходимую методическую помощь. Необходимую информацию родители получают на собраниях, в индивидуальных беседах, консультациях, через информационные стенды по темам: «Учить понимать прекрасное» и др. Плодотворно проходят Дни открытых дверей: «Я — взрослый, ты — ребенок», где родители трудятся вместе с детьми. Также проводятся семинары- практикумы «Хохломская роспись», «Роспись кувшина орнаментом» и мастер-классы «12 способов как сделать коврик», «Доски расписные». Результатом такого сотрудничества становятся выставки совместного творчества, где все могут полюбоваться на творение своих рук.
Организованная и проведенная работа по данной теме в нашем ДОУ дала возможность увидеть и прочувствовать, что декоративно – прикладному искусству является одним из факторов гармоничного развития личности.
Подготовила М. А. Крымова, старший воспитатель