Татьяна Мальцон
Из опыта работы «Использование информационных технологий в интеллектуальном развитии детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время появляется все больше и больше новых информационных технологий. Их часто называют компьютерными, вся необходимая информация готовится и передается с помощью персонального компьютера. Высокие возможности современных компьютеров разрабатывают абсолютно новые и интересные варианты обучения. С помощью компьютерных технологий в обучении можно научить рисовать, считать, читать, узнавать много нового и интересного. А также у родителей появилась неплохая возможность с помощью определенных обучающих программ подготовить ребенка к школе. И пытливый ум ребёнка, испытывает истинное наслаждение, в познании окружающих явлений и получении знаний.
Публикация «Из опыта работы „Использование информационных технологий в интеллектуальном развитии детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, культура использования персонального компьютера как средства решения задач деятельности становятся сейчас необходимыми каждому человеку независимо от профессии. Всё это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребёнка.
Использованию информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении уделяется много внимания. Специфика введения персонального компьютера в процесс воспитания дошкольников состоит в том, что компьютеры сначала используются в семье, далее в детском саду - в условиях коллективного воспитания.
Поэтому введение информационных технологий в области дошкольного образования должно быть направленно на максимально возможное развитие ребенка. Использование информационных технологий в ДОУ в качестве дидактического средства в органичном сочетании с традиционными средствами воспитания, позволяют повысить уровень интеллектуального развития детей дошкольного возраста, качество воспитания, будут способствовать развитию всех познавательных процессов, в том числе и логических операций мышления, а также может быть более эффективным, если при объяснении определенных знаний будет использованы компьютер и интерактивное оборудование, так как применение цвета, графики, звука, компьютера позволяет моделировать различные ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности детей дошкольного возраста, вызывая интерес к изучаемому материалу.
Одна из важнейших линий интеллектуального развития ребенка старшего дошкольного возраста состоит в последовательном переходе от более элементарных форм мышления к более сложным. Так, развитие наглядно-действенной формы мышления создает основу для перехода к наглядно-образному мышлению, которое в свою очередь является необходимой ступенью в развитии логического (понятийного) мышления. Такие переходы характеризуют весь период дошкольного детства.
С развитием современной информационной технологии, система «ребенок и компьютер» быстро превращается в проблему, которая касается всех членов общества. Воздействие ребенка с компьютером, интерактивным оборудованием должно быть обеспечено дошкольным образованием. Чем раньше это начать, тем быстрее будет развиваться наше общество, так как современное общество требует знаний работы с компьютером. Также использование компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяет расширить возможности педагога, создает базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам.
В своей педагогической деятельности я использую те информационно-коммуникативные технологии, которые наиболее доступны и понятны детям дошкольного возраста, а также те которые наилучшим образом способствуют их интеллектуальному развитию. Например, при проведении НОД наряду с традиционным демонстрационным материалом я использую различного рода презентации. При создании презентаций, я стараюсь подбирать иллюстрации, которые должны быть понятны и доступны детям, а также могут заинтересовать их вор время знакомства с новой информацией или при закреплении уже пройденным материалом. Также в процессе проведения индивидуальной или подгрупповой работы, мною используются различные компьютерные и обучающие игры, как готовые, так и самостоятельно разработанные. При подборе и создании игровых заданий, я учитываю не только уровень усвоения подаваемого материала, но и индивидуальные особенности детей, их интересы, интеллектуальный уровень развития, так как это способствует наибольшей эффективности, как общего, так и интеллектуального развития детей дошкольного возраста в частности.
Если все педагоги, использующие в своей работе будут учитывать интересы детей к занятиям посредством ИТ, то это, несомненно, будет влиять на качественное усвоение детьми необходимой информации, а зная направление интереса ребенка можно скорректировать методику работы в соответствии с индивидуальными особенностями личности каждого ребёнка.
У всех детей разный уровень интеллектуальной активности, поэтому некоторые дети могут затрудняться в решении компьютерных игровых задач. В таких случаях я стараюсь оказывать детям помощь в преодолении затруднений, стимулирую их желание активизировать собственные возможности для преодоления затруднений; эмоционально поддерживаю их во время выполнения заданий и упражнений. Используя различные наводящие вопросы или словесные указания, подвожу ребенка к самостоятельной деятельности.
При этом я не навязываю детям темп игры или выполнения задания. Даю им больше времени на обдумывание и осмысления задачи поставленной компьютером.
Для развертывания самостоятельной игры после окончания компьютерной игры хорошо поддержать заданную в ней игровую ситуацию. С игрой можно связать и гимнастику для глаз. В результате получается как бы импровизация детьми компьютерной игры в новых условиях. При этом нельзя забывать о том, что эффективное сочетание информационных технологий и традиционных форм и методов работы педагогов, рациональное и умелое их введение в учебный процесс дает наибольший эффект в интеллектуальном развитии детей.