Григорец Александра
Опыт работы «Художественное слово как средство развития речи детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд №1. «Художественное слово как средство развития речи детей раннего возраста».
Даже маленький ребёнок,
Не умеющий читать,
Только выйдет из пелёнок
Просит книжку показать.
С. Михалков.
Процесс развития речи ребёнка дошкольного возраста – сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность многих компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи.
Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово-детская литература и фольклор.
Слайд № 2.
Художественное слово способствует:
развитию образности речи детей;
развитию умения вслушиваться в речь, улавливать ее ритм, слышать отдельные словосочетания и проникать в их смысл;
формированию умения ясно и выразительно выражать свои мысли и чувства;
развитию словотворчества детей;
нравственному развитию личности ребенка.
Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, яркостью речи. Малые фольклорные формы являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитие речи детей раннего возраста необходимо включать: чтение колыбельных песенок, потешек, сказок и вводить их в повседневный разговор.
И начинать эту работу необходимо именно в раннем возрасте.
Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Интенсивное речевое развитие в этом периоде связано с повышением интереса ребенка к окружающему миру, активной предметной деятельностью. Речь становится для ребенка необходимой потребностью для общения с взрослыми и сверстниками, малыша уже не устраивает общение на уровне жестов и звукоподражания. Формирование активного словаря важно и для психического развития малыша, оно свидетельствует о переходе на другую возрастную ступень – от младенчества к раннему возрасту. Длительное время, работая с детьми раннего возраста, я заметила, что дети положительно и эмоционально реагируют на произведения устного народного творчества: песенки, потешки, прибаутки. Они помогают мне легче найти контакт с малышами в период адаптации, определить уровень речевого развития.
Слайд №3.
Как я использую художественное слово в работе с детьми раннего возраста.
Я решила, как можно шире применить фольклорный материал в режимных моментах. Потешка помогает установить первоначальный контакт в период адаптации. Помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к чужому человеку, наладить контакт. Фольклор помогает воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию, приему пищи, гимнастике и др.
Рано утром по порядку начинаем мы зарядку.
Некоторые дети стоят в стороне, пока наблюдают. Весело приглашаю их: «Машенькины ножки тоже хотят идти по дорожке.
Ну – ка, Миша, посмелей, топай ножкой веселей!»
Через некоторое время дети присоединяются ко всей группе.
Моем руки чисто, чисто,
Мылим пенку быстро.
Водичка, водичка
Умой личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтобы смеялся роток,
Чтобы кусался зубок.
Слайд №4
В работе с маленькими детьми, учитывая индивидуальные особенности, я использую игрушки. Игрушка в сочетании с потешкой помогают мне найти общий язык с детьми нерешительными, плохо идущими на контакт. На пример, стараясь заинтересовать детей я приговаривала:
Гусеничка, гусеничка,
В небесах летает птичка!
Птичка прыг и птичка скок!
Быстро прячься под листок!
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык —
Опрокинул грузовик.
Села птичка на окошко.
Посиди у нас немножко,
Подожди, не улетай!
Улетела… ай!
Слайд №5
Используя потешки и во время приема пищи, чтобы вызвать у детей положительные эмоции, желание есть:
***
Это ложка, это чашка
В чашке вкусненькая кашка.
Ложка в чашке побывала
Кашки вкусненькой не стало!
Мы научили куклу Машу кушать гречневую кашу
Мы поможем так легко
Пить из чашки молоко
Слайд №6
Не все дети укладываются спать охотно. Этот режимный процесс вызывает много негативных эмоций. В этих случаях я приговариваю:
Баю, баюшки, баю
Песню деткам пою.
Все ласточки спят, все касаточки спят
Нашим деткам спать велят.
Мы на пухлые ручонки,
Надеваем рубашонку.
Повторяй за мной слова:
Ручка – раз, и ручка – два!
Слайд №7. Подбирая устный материал, обращаю внимание на то, чтобы он был прост по содержанию, с четким ритмом. В совместной работе с родителями (на родительских собраниях, консультациях) предлагаю закреплять дома с малышами потешки, прибаутки, стихотворения.
Светит солнышко с небес
Ярко-ярко!
Заглянуло к нам в окно
Стало жарко!
***
Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик – папенька
Этот пальчик – маменька
А вот этот – наш малыш,
Слайд №8.
Подключаем родителей к изготовлению дидактических игр, книжек, пошиву театра. Создаем буклеты с основными прибаутками, потешками, пестушками и стишками, чтобы родители дома самостоятельно продолжали заниматься с детьми, тем самым закрепляя у детей полученные знания в садике.
Исходя из своего опыта работы, я поняла одно важное условие успешного развития речи у детей раннего возраста – это каждодневное повторение полюбившихся в течение всего дня, позволяющее положительно воздействовать как на детей, так и на процесс воспитания.
Слайд №9. Спасибо за внимание!