Любовь Гоппе
Из опыта работы ГЭП «Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы городской экспериментальной площадки по теме «Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей дошкольного возраста»
Публикация «Из опыта работы ГЭП „Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
Спектр исследований, направленных на изучение процесса нравственного развития дошкольников, изучение особенностей усвоения детьми дошкольного возраста норм, эталонов, правил поведения в психолого-педагогической литературе представлен чрезвычайно широко. Этой проблеме посвящены исследования Л. В. Артемовой, A.M. Виноградовой, Л. П. Князевой, Т. И. Ерофеевой, Л. П. Лаврентьевой, Т. И. Пониманской, Т. А. Пономаренко и других.
Мы в детском саду, изучив данных авторов, пришли к выводу, что воспитание уважительного отношения к семейным традициям на современном этапе очень актуально.
Начали свою работу с выяснения отношений детей, педагогов и родителей к семейным традициям.
На 1 этапе исследования (2011-2012 гг) определяя уровень сформированности уважительного отношения к семейным традициям у дошкольников учитывали следующие критерии:
1. Представления о семье, семейных и родственных отношениях : члены семьи, ближайшие родственники.
2. Знание некоторых культурных традиций своей семьи, любимых занятий членов семьи.
3. Конкретные способы проявления детьми заботливого, вежливого отношения к старшим (ситуации общения, ухода за больными, поздравлении).
4. Умение определять связь между настроением взрослого и поведением детей.
5. Использование в речи последовательности возрастного развития.
6. Понимание, как образуется взрослое имя и отчество, умение использовать в обращении к близким ласковые обороты речи.
Определяя уровень сформированности уважительного отношения к семейным традициям у родителей была предложена анкета 125 родителям, получили - 120 анкет
Основная масса родителей (117 человек) считают, что семейные традиции – это празднование дня рождения, нового года и т. д.
На вопрос какое влияние оказывают семейные традиции на личность ребенка – 100% ответили «Только положительное»
Определяя уровень сформированности уважительного отношения к семейным традициям у педагогов ДОУ мы предложили интервью-вопросы
1. Изучали ли вы семейные традиции воспитания?
2. Как часто при решении воспитательных задач Вы пытаетесь обратиться к традициям семейного воспитания, к опыту прошлых поколений?
3. Могут ли семейные традиции помочь решить проблемы нравственного воспитания дошкольников в настоящее время?
4. Придерживаетесь ли Вы семейных традиций в воспитании детей?
5. Какие традиции семейного воспитания Вы считаете главными?
По результатам изучения уровень сформированности уважительного отношения к семейным традициям у дошкольников, педагогов и родителей мы пришли к выводу, что в последние годы отмечается проблема снижения педагогической компетентности родителей по воспитанию у детей основ нравственных ценностей – фундамента будущей личности.
Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в обществе и общественном сознании. Самые дорогие и авторитетные для ребё нка люди - это его близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
Вот почему проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка. Что же мы наблюдаем в большинстве случаев:
• Родители смещают акценты в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, в то время как природные закономерности свидетельствуют о том, что возраст от рождения до 7 лет наиболее благоприятен для формирования сенсорной, социальной и нравственной сфер;
• Произошла утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей;
• Крайне низкий уровень нравственной культуры большинства современных родителей говорит о не достаточной компетентности семьи в вопросах нравственного становления и воспитания личности ребёнка. Рассмотрим более подробно, что же такое семейные традиции, какими они бывают и зачем они нужны.
Что такое семейные традиции? «Традиции - это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура»
Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей.
Формирование традиций нужно начинать ещё в самом начале создания семьи, когда дети пока не появились или ещё маленькие. Традиции должны быть простыми, но никак не надуманными. Чем счастливее были традиции и интереснее познание мира в родительской семье, тем больше радости будет у малыша и в дальнейшей жизни.
В основе традиций всегда лежит ценность семьи, которая определяет смысл традиционного поведения. Если ребёнка воспитывают в традициях гуманного отношения к окружающим, то он не только проявляет сострадание, уважение, доброжелательность в общении с членами семьи, но и чувствует беду других людей, животных, литературных героев. В традициях обычно отражаются этнические, культурные, религиозные особенности семьи, профессиональная принадлежность её членов. В основе традиции всегда лежит какая-либо идея, ценность, норма, опыт семьи. Сколь многофункциональны нормы, ценности каждой конкретной семьи, столь и разнообразны традиции по своей воспитательной сущности.
Какие бывают традиции? Действительное стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций. Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи, отражали нравственную позицию ее членов. Некоторые традиции могут быть полностью восприняты современной молодой семьей, другие, новые традиции отражают завоевания советского общества и являются общим достоянием. Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни — давняя хорошая традиция.
В некоторых семьях стало привычным за вечерним чаем, когда собирается вся семья, обсуждать события прошедшего дня. Мать и отец рассказывают, обмениваются впечатлениями. Такая возможность предоставляется и детям. Совместно обсуждаются планы отдаленного и ближайшего будущего. Очень полезна традиция ежевечерних чтений, обсуждений прочитанного, свободных высказываний и обмена мнениями, даже если малыш пока ещё слишком мал, и не всё понимает из того, что ему читают, даже звук голоса матери будет ему полезен. Такую традицию в нашем ДОУ представляет семья Покровских Натальи и Андрея. Это многодетная семья, которая воспитывает у своих детей уважительное отношение к старшему поколению через чтение художественной литературы. Хорошей традицией является празднование дней рождений. День рождения как шумный веселый праздник именно с теми гостями, которых хочет пригласить сам виновник торжества, – лучший подарок. Пусть кроха с детства чувствует свою значимость для близких, учится принимать гостей и… конечно, привыкает к традиции непременно отмечать дни рождения! А для взрослых этот праздник – повод пофантазировать на тему особенных ритуалов. Во многих семьях принято отмечать рост ребенка на специальной линейке. Можно каждый год обводить ручку и ножку малыша или создать галерею фотографий. Словом, делать нечто, что поможет ребенку, потом вспомнить свое детство. Для детей все праздники - необычны и сказочны, поэтому задача взрослых сделать так, что бы ребёнок вспоминал о детстве как можно чаще потом, когда вырастит, и будет воспитывать своего малыша. Данную традицию проводит наш музыкальный руководитель, обучая родителей организовывать семейные праздники.
В современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается в традициях, связанных с экскурсом в родословную своей семьи (сбор и хранение семейных реликвий, посещение мест памятных для предков и т. д.) Вместе с ребёнком можно начать составлять древо генеалогии, на котором будут присутствовать все предки семьи. В этом направлении работает педагог В. А. Гаврилова. Ее проекты по изучению родословных, были представлены на городских конкурсах.
Разнообразнее становятся традиции проведения досуга : путешествия, воскресные поездки за город, посещение музеев, национальные игры, спортивные развлечения и другое.
Главное, что бы традиции, приносили счастье и интерес всей семье, и не были ей в тягость.
В изучении национальных традиций также работает педагог нашего детского сада.
Интересная традиция существует в группе «Дружная семейка» - коллекционирование. Если сбором коллекции занимаются все члены семьи, то это сближает, сплачивает их, в семье появляются общие интересы, способствующие возникновению доброжелательной атмосферы, доверия и взаимопонимания. Главное, чтобы семейные традиции способствовали упрочнению взаимоотношений родителей и детей.
На 2 этапе работы площадки (2012-2013 г) в детском саду разрабатывается программа взаимодействия с родителями «Моя семья», проводим подборку художественной литературы по воспитанию уважительного отношения к семейным традициям, проводим мастер-классы, на которых родители делятся опытом и своими традициями.
Федеральными государственными требованиями определен принцип партнёрского взаимодействия с родителями. ФГТ ориентирует родителей на участие в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка дошкольника. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно - сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Поэтому, педагоги детского сада взяли на себя миссию: повернуть родителей лицом к детям, создать психологически комфортные условия для эмоционального общения родителей, детей и педагогов. Для этого нужно организовать работу с семьей так, чтобы предоставить детям и родителям возможности для дополнительного эмоционального общения, и научить родителей специальным навыкам доверительного, эмоционально-комфортного общения. Педагоги надеются, что начавшееся в стенах ДОУ общение, продолжится дома в семье, потому, что возникнут общие интересы, общие дела детей и родителей.