Марина Сергеева
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Принята на заседании
педагогического совета
протокол №1 Утверждаю
Заведующий
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Кружка
«Погружение в сказку»
для детей 5-6 лет
Уровень программы : ознакомительный
Срок реализации программы : 1 год (33 час)
Возрастная категория: от 5до 6 лет
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности» размещена в разделах
Вид программы : модифицированная
Содержание Программы
№ п/п Разделы программы стр.
1. I Раздел «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты» 3
1.1. Пояснительная записка 3
1.2. Цель и задачи программы
4
1.3. Содержание программы 5
1.4. Планируемые результаты 7
2. II Раздел «Комплекс организационно-педагогические условий, включающих формы аттестации»
8
2.1. Календарный учебный график 8
2.2. Условия реализации программы 10
2.3. Формы аттестации 11
2.4. Оценочные материалы 11
2.5. Методические материалы 12
2.6. Список литературы 14
I Раздел «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты»
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная программа разработана на основе: программы психолого-педагогических занятий для дошкольников 5 - 6 лет «Цветик – семицветик». / Н. Ю. Куражева (и др.); под ред. Н. Ю. Куражевой. _СПб. : Речь, 2016.
Направленность программы – социально – педагогическая.
Новизна программы Данная программа является
по целевому назначению - углубленной,
по содержанию и видам деятельности - профильной,
по степени авторства - индивидуальной,
по сроку реализации - одногодичной,
по особенностям развития - общей.
Направленность программы – социально – педагогическая.
Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено психологическое сопровождение и развитие детей с учетом динамики развития каждого психического процесса. Важной специфической особенностью программы является возможность использования эмоционального воздействия сказки на личность ребенка для усиления воспитательного эффекта, на подсознательные установки и сознательные идеалы личности, а через них – на поведение и деятельность.
Актуальность данной программы вызвана потребностями современных детей и их родителей, а так же ориентирована на социальный заказ общества. Программа «Погружение в сказку»» базируется на современных требованиях модернизации системы образования, способствует соблюдению условий социального, культурного, личностного и профессионального самоопределения, а так же творческой самореализации детей. Она направлена на организацию содержательного досуга воспитанников, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности.
Педагогическая целесообразность программы заключается,
Программа создана для детей старшего дошкольного возраста. Этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Детские ощущения, передавая информацию в мозг, непосредственно влияют на общий уровень интеллекта. Уже с четырехлетнего возраста получают определенное развитие все стороны психики ребенка, закладывается фундамент для дальнейшего роста, формируются основы личности. Ребенок, вовлечённый в разные виды деятельности, приобретает определенные навыки и умения, у него развиваются творческие способности. Вот почему так важно вовремя начать развивать ребенка как самостоятельную и творческую личность. Программа «Погружение в сказку» определяется психологическими особенностями возраста детей 5-6 лет.
Использование игровых встреч, направленных на развитие интеллектуальной, 5-6 лет составляет педагогическую целесообразность реализации программы «Погружение в сказку».
Отличительная особенность программы данной программы заключается в том, что она предусматривает психологическое сопровождение и развитие детей с учетом динамики развития каждого психического процесса.
Адресат программы – 5 - 6 лет, одновозрастная группа.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы – 5-6 лет. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста остается по-прежнему высокой. Ребёнок задает взрослым много вопросов, он старается как можно глубже изучить окружающий его мир.
К началу старшего дошкольного – младшего школьного возраста, у ребенка уже достаточно интенсивно развивается произвольная память, а также намеренное запоминание. Это происходит благодаря активной игровой деятельности и специально организованному обучению.
Ведущая функция у детей этого возраста – воображение, важнейшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека. Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении и творческая активность. Творческая активность проявляется во всех видах деятельности, поэтому именно в этом возрасте необходимо создавать условия для развития у детей творческого потенциала.
Уровень программы – ознакомительный
Объем программы –33 учебных часов
Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы – с 19сентября 2018 по 31 мая 2019 года.
Форма обучения – очная
Режим занятий для детей 5-6 лет - 1 учебный час в неделю (по 25 минут, 33 учебных часов.
Особенности образовательного процесса – одновозрастная группа, состав группы постоянный, занятия групповые, виды занятий: игровые, практические.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы -
Создание условий для естественного психологического развития ребенка.
Задачи:
Познавательные:
- Создавать условия для формирования элементов произвольности психических процессов у всех детей во всех видах деятельности.
- Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
Развивающие:
- Развивать саморегуляцию эмоциональных реакций.
- Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.
Воспитывающие:
- Организовывать совместную деятельность с целью развития навыков сотрудничества.
1.3. Содержание программы
Учебный план
Учебно-тематический план
№ п/п Название раздела Количество часов (занятий)
Всего Теория Практика
1. Расслабление по контрасту с напряжением, с фиксацией внимания на дыхании. Расслабление-медитация. 5 5
2. Дыхание: физиологическое, речевое,
в сочетании с голосом, движениями. 6 6
3. Речь: фразовая, связная, словарь. 7 7
4. Интонация, отображение эмоциональных состояний с помощью мимики, жестов, прикосновений, движений тела. 6 6
5. Развитие произвольного внимания: умения максимально концентрироваться на происходящем. Слуховое и зрительное внимание. 6 6
6. Танцы, ходьба, бег преодоление препятствий (воображаемых и реальных, прыжки, падения, взаимодействия с тканью, палками и другими предметами, подвижные игры. 5 5
Итого: 33 -- 33
Содержание учебного плана.
Раздел 1. Стран «Психология»
Теория. Знакомство с детьми. Определение возможностей каждого участника группы. Знакомство детей с правилами поведения в группе.
Практика. Беседа
Игры на развитие вербального и невербального общения.
Упражнения формирующие осознание ребенком своих положительных качеств, умение выступать перед группой.
Раздел 2. Мир эмоций.
Теория. Знакомство детей с эмоциями. Формирование умения справляться с негативными чувствами.
Практика. Упражнения на формирование адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок.
Раздел 3. Этикет.
Теория. Формирование у детей о внешнем виде культурного и опрятного человека и желание выполнять правила личной гигиены.
Практика. Упражнения для развития вербального и невербального общения, вежливого общения, культурного, этически грамотного поведения.
Раздел 3. Я особенный.
Теория. Формирование у детей о внешнем виде культурного и опрятного человека и желание выполнять правила личной гигиены.
Практика. Игры для развития самосознания, упражнения, развития слухового и зрительного внимания, зрительной памяти, воображения, умения действовать по правилам.
Раздел 4. «Я в мире людей»
Теория. Формировать отношения доверия,умения сотрудничатьс окружающими людьми.
Практика. Коммуникативные игры, упражнения для стимулирования творческого самовыражения, позитивного отношения ребенка к своему Я.
1. 4 Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- Умение различать эмоциональное состояние других людей по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию.
- Сформированность у детей представлений обязанностях членов семьи, значимости моральной поддержки друзей.
- Позитивное отношение ребенка к своему Я, умение различать особенности своей внешности.
Личностные результаты:
Умение детей сотрудничать со сверстниками и с психологом.
Метапредметные результаты:
освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
формирование умений ставить цель - создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла;
определение шагов решения задачи;
видение итогового результата.
II Раздел «Комплекс организационно-педагогические условий, включающих формы аттестации»
2.1. Календарный учебный график
№/п Дата Тема
занятия
Кол-во
часов
Время
проведения
занятия Форма
занятия Место
проведения
1. Игровая встреча 1.
Знакомство 1 16.05-16.30 очная Кабинет психолога
2. Игровая встреча 2.
Наша группа. Что мы умеем. 1 16.05-16.30 очная Кабинет психолога
3. Игровая встреча 3.
Правила поведения на занятиях. 1 16.05-16.30 очная Кабинет психолога
4. Игровая встреча 4.
Страна «ПСИХОЛОГИЯ» 1 16.05-16.30 очная Кабинет психолога
5. Игровая встреча 5.
Радость. Грусть 1 16.05-16.30 очная Кабинет психолога
6. Игровая встреча 6.
Гнев 1 16.05-16.30 очная Кабинет психолога
7. Игровая встреча 7.
Удивление 1 16.05-16.30 очная Кабинет психолога
8. Игровая встреча 8.
Испуг 1 16.05-16.30 очная Кабинет психолога
9. Игровая встреча 9.
Спокойствие 1 16.05-16.30 очная Кабинет психолога
10. Игровая встреча 10 1 16.05-16.30 очная Кабинет психолога
11. Игровая встреча 11.
Словарик эмоции 1 16.05-16.30 очная Кабинет психолога
12. Игровая встреча 12 1 16.05-16.30 очная Кабинет психолога
13. Игровая встреча 13.
Страна Вообразилия 1 16.05-16.30 очная Кабинет психолога
14. Игровая встреча 14.
В гостях у сказки 1 16.05-16.30 очная Кабинет психолога
15. Игровая встреча 15.
Диагностика-1 1 16.05-16.30 очная Кабинет психолога
16. Игровая встреча 16.
Диагностика-2 1 16.05-16.30 очная Кабинет психолога
17. Игровая встреча 17.
Этикет. Внешний вид 1 16.05-16.30 очная Кабинет психолога
18. Игровая встреча 18. Общественный этикет 1 16.05-16.30 очная Кабинет психолога
19. Игровая встреча 19. Столовый этикет
1 16.05-16.30 очная Кабинет психолога
20. Игровая встреча 20. Подарочный этикет
1 16.05-16.30 очная Кабинет психолога
21. Игровая встреча 21. Защитники отечества
1 16.05-16.30 очная Кабинет психолога
22. Игровая встреча 22.
1 16.05-16.30 очная Кабинет психолога
23. Игровая встреча 23. Мамины помощники
1 16.05-16.30 очная Кабинет психолога
24. Игровая встреча 24.
Волшебные средства понимания 1 16.05-16.30 очная Кабинет психолога
25. Игровая встреча 25. Гостевой этикет
1 16.05-16.30 очная Кабинет психолога
26. Игровая встреча 26.
1 16.05-16.30 очная Кабинет психолога
27. Игровая встреча 27.
Я и моя семья 1 16.05-16.30 очная Кабинет психолога
28. Игровая встреча 28.
Я и мои друзья 1 16.05-16.30 очная Кабинет психолога
29. Игровая встреча 29.
Я и мое имя 1 16.05-16.30 очная Кабинет психолога
30. Игровая встреча 30.
Кто такой «Я»?
Черты характера 1 16.05-16.30 очная Кабинет психолога
31. Игровая встреча 31.
Я особенный 1 16.05-16.30 очная Кабинет психолога
32. Игровая встреча 32.
Итоговая диагностика-1 1 16.05-16.30 очная Кабинет психолога
33. Игровая встреча 33.
Итоговая диагностика-2 1 16.05-16.30 очная Кабинет психолога
2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
- доска магнитная - 1шт. ;
- персональный компьютер – 1 шт. ;
- столы - 3 шт. ;
- стулья - 12 шт. ;
- ковер.
Перечень оборудования, инструментов и материалов,
необходимых для реализации программы
- ширма для кукольного театра;
- кукла-марионетка;
- «Сказочные предметы» : цветик-семицветик, волшебная палочка, камни шапка-невидимка и т. д. ;
- коллекция аудиозаписей с разнообразной музыкой (классическая музыка, звуки природы, медитативная музыка, звон колоколов?
- магнитофон
Учебно-наглядные пособия:
копии рабочих тетрадей 70 развивающих заданий для дошкольников 5-6 лет / Н. Ю. Куражева, А. С. Тузаева, И. А. Козлова: под ред. Н. Ю. Куражевой. – СПб. : Речь, 2016г.
Кадровое обеспечение:
Сергеева М. В. – педагог-психолог, образование – высшее, психология, преподаватель «Психология».
2.3. Формы аттестации.
Итоговая аттестация не предусматривается.
2.4. Оценочные материалы
Педагогическая диагностика (мониторинг)
Педагогический анализ индивидуального уровня развития детей (мониторинг) проводится два раза в год (вводный - в сентябре, итоговый – в мае). Это позволяет скорректировать работу таким образом, чтобы учесть индивидуальные особенности каждого ребёнка и группы в целом.
Педагог создает диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия. Каждый ответ оценивается по трех бальной системе:
3 балла (высокий) - ребенок самостоятельно выполняет диагностическое задание;
2 балла (средний) – ребенок понимает инструкцию воспитателя, результат появляется при незначительной помощи воспитателя;
1 балл (низкий) - ребенок не понимает или не выполняет задание.
Мониторинг освоения программы (критерии) :
Диагностическая процедура состоит в проведении четырех диагностических игровых встреч, а так же на основе наблюдения за ребенком во время игровых встреч, исследуются особенности развития ребенка: социально-бытовые навыки, темповые характеристики деятельности, моторное развитие, физическое развитие, поведенческие характеристики.
Высокий: ребенок справляется с различными эмоциональными состояниями, адекватно эмоционально реагирует на совершенное действие или поступок, различает эмоциональное состояние по внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию, вежливо общается с окружающими людьми;
У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. У ребенка развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве.
Средний: Ребенок контактирует в группе сверстников, знает элементарные приёмы владения эмоциями, простые способы снятия эмоционального напряжения. Ребенок удерживает внимание 10-15 мин. ,объем внимания 6-8предметов.
Низкий: ребенок не умеет справляться с различными эмоциональными состояниями, неадекватно эмоционально реагирует на совершенное действие или поступок, не различает эмоциональное состояние по внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию, затруднено общение с окружающими людьми;
2.5 Методические материалы.
Методы обучения, как способы организации дополнительной образовательной деятельности дошкольников, являются важным фактором успешности усвоения материала, а также развития логического мышления и личностных качеств. Они влияют на развитие целостной картины мира ребенка, его способностей, воспитание его потребностей. При выборе методов обучения и воспитания следует руководствоваться следующими критериями: соответствие типу занятия, соответствие целям и задачам занятия, соответствие этапам занятия, соответствие реальным возможностям воспитанников, соответствие имеющимся условиям и отведенному времени, соответствие возможностям педагога.
Методы обучения:
1. Словесные:
- устное изложение;
- объяснение задания;
- беседа;
- чтение литературных произведений.
2. Наглядные:
- показ иллюстраций, действий;
- наблюдение.
3. Практические:
- продуктивная деятельность (рисование);
- упражнения;
- дидактические игры;
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей
1. Объяснительно-иллюстративные методы обучения соответствуют реальным возможностям воспитанников, возрасту и учитывают, по возможности, индивидуальные особенности каждого ребенка. При таком методе обучения дети воспринимают и усваивают готовую информацию: показ иллюстраций, показ, исполнение задания педагогом, наблюдение, создание мотивации к деятельности.
2. Репродуктивные методы обучения - воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности, а так же принимают и самостоятельно реализовывают интеллектуальную задачу, в соответствии с целями и задачами, этапом занятия.
3. Частично-поисковые методы обучения. Участие детей в коллективном поиске, используется в программе при обсуждении ситуаций, предусматривающих определенное разрешение.
Типы занятий, используемые в программе
Комбинированные - дающие возможность сочетания разных видов деятельности на занятии.
Первичное ознакомление с материалом - в начале каждой темы.
Усвоение новых знаний – упражнения с использованием дидактических игр и упражнений.
Применение полученных знаний и умений на практике, в основном используются для закрепления и повторения изученного материала.
Итоговые мероприятия – открытые занятия для воспитанников ДОУ.
Формы организации занятий
- игровая встреча.
Основная форма организации занятий – групповая.
Педагогические технологии:
Личностно-ориентированные технологии в программе ставятся в центр всего воспитательного процесса, это не просто создание педагогом творческой атмосферы, а постоянное обращение к опыту воспитанников, их собственной жизнедеятельности при помощи подбора заданий разного уровня сложности, создания педагогом «ситуации успеха» для каждого ребенка, что повышает эффективность и результативность образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью воспитанника на занятии.
Игровая технология - основная технология обучения в дошкольном возрасте, строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем, используется на каждом занятии в виде разнообразных игр.
2.6 Список литературы
1. Барднер Г., Ромазак И., Чередникова Т. Я хочу/ Психологическое сопровождение естественного развития ребенка. – СПб. : «Дорваль», 1993
2. Барднер Г. Я. Я хочу. – СПб. : «Стройлеспечать», 1996.
3. Богуславская Э., Смирнова Е. Развивающие игры детей младшего дошкольного возраста. – М. : «Просвещение», 1991.
4. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М. : «Педагогика», 1991.
5. Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. - М. «Школа-Пресс»,2001.
6. Казанский А. Игры в самих себя. – М. : «Роспедагенство», 1995.
7. Клюева Н., Касаткина Ю. Учим детей общению. – Ярославль: «Академия развития», 1996.
8. Комплексные занятия с детьми 3-7 лет. Формирование мелкой моторики, развитие речи. ФГОС ДО. - Стефанова Н. : Изд. : Учитель, 2017 г.
9. Куражева Н. Ю. ,Вараева Н. В. ,Тузаева А. С. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей. - СПб. :2014.
10. Леви В. Нестандартный ребенок. СПб. :1993.
11. Н. Строгова: Сказкотерапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для психологов, педагогов. - Москва. : Владос, 2018
12. Петровский В. Учимся общаться с ребенком. – М. : «Просвещение», 1993
13. Пикулева Н. Слово на ладошке. – М. : «Новая школа», 1994.
14. Помечтаем поиграем/ Под ред. Группы американских психологов. – М. : «Эйдос», 1994.
15. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Психологические исследования/ Под ред. А. Запорожца и Я. Неверовича. – М. : «Педагогика», 1986.
16. Социальное развитие ребенка. / под ред. О. Зверевой. – М. : «Профессиональное образование», 1994.
17. Столяренко Л. Основы психологии. – М. «Логос», 1995.
18. Суслова Э. Воспитание у детей этики межнационального общения. – М. : «Профессиональное образование», 1994.
19. Урунтаева Г., Афонькина Ю. Практикум по детской психологии. – М. : «Просвещение», 1995.
20. Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию. ФГОС ДОО, Чугаева Г. И., Югова Л. И., изд. Сфера, 2017.