Елена Литвина
Из опыта работы по формированию грамматического строя речи у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольник постигает грамматику практическим путём в процессе общения со взрослыми. Парадокс детского практического метода состоит в том, что познавая практическим путём ребёнок, не подозревающий о существовании грамматики, знает её правила и нормы, строит свою собственную грамматику, меняя её правила на протяжении всего дошкольного возраста.
Ведущим методом в старшей и подготовительной группе является грамматическое упражнение и осознание детьми грамматических правил.
1. Умение образовывать названия детёнышей животных.
- У белки (бельчата)
Публикация «Из опыта работы по формированию грамматического строя речи у старших дошкольников» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
- У овцы (ягнята)
- У бегемота (бегемотик)
- У носорога (носорожек)
2. Продолжать учить согласовывать существительные и прилагательные в роде числе и падеже.
а) – Про что мы говорим:
«Острый?» (угол, нож, гвоздь, соус)
«Острая?» (вилка, игла, пила)
«Острое?» (стекло, копьё, блюдо)
б) – Коричневый, пушистый, меховой – Это варежки или воротник?.
- Как сказать про варежки?
в) – Спроси у белочки, сколько у неё глаз?
- Спроси про уши, хвост, рот?
3. Учить подбирать однокоренные слова сначала с помощью дидактических игр, а также картинок, а затем по звучанию.
а) – Воспитатель показывает картинку: «Что это? (лес).
б) – Кто следит за порядком в лесу? (лесник).
- Тропинка в лесу значит она (лесная) и т. д.
4. Учить образовывать трудные формы глагола в повелительном и сослагательном наклонении.
- Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал.
- Что сделал бы заяц, если бы он встретил волка? (убежал бы, спрятался бы, испугался бы).
5. Учить правильно, употреблять несклоняемые существительные (пальто, кофе, кино, радио, пианино).
6. Учить образовывать новые слова с помощью разных суффиксов и приставок.
а) – Скажи ласково про берёзу (берёзка, берёзонька)
- Скажи ласково про лису (лисонька, лисичка)
б) – Большая птица, а маленькая (птичка)
- Большое кольцо, а маленькое (колечко)
в) – Маленький, а ещё меньше (малюсенький)
- Большой, а ещё больше (большущий)
г) – У волка не глаза, а глазищи
- У волка не усы, а (усищи)
_ У волка не зубы, а (зубищи)
д) – Мальчик бежал и к дому (подбежал, а потом за дом (забежал,
и из дома (выбежал) и т. д.
7. Уточнять правильное употребление «трудных» глаголов – одеть – надеть – раздеть, а надеть – снять.
8. Учить строить сложно сочинённые и сложноподчинённые предложения.
- «Закончи предложение» (Мы взяли ножницы, чтобы)
- «Мечтатели» (Если бы я был)
- Составление предложений «по цепочке» (1 ребёнок называет одно слово, другой другое и т. д.)
- Приём «письменной речи»
а) «Напиши письмо».
б) «Размытое письмо» (попало под дождь)
- Составь предложение по картинке (игрушке) из 2, 3, 4 слов.
9. Учить детей свободно ориентироваться в типичных способах словоизменения и словообразования.
- Образовывать слово по образцу: весёлый – весело, быстро - (быстрый, громко - (громкий).
- Придумывание клички животному, чтобы тот был весёлый, добрый, умный.
- Особое внимание уделять работе по образованию степени прилагательных (злой – злее, толстый – толстенький).
Я индивидуальную работу с детьми по грамматическому строю речи провожу через игры и игровые упражнения в утренние часы или после дневного сна.
В играх и игровых упражнениях показываю детям правильное употребление глаголов с приставками. Особое внимание обращаю на употребление глаголов, отображающих действия, с приставками у -, по -, при -, про -, вы -.Обращаю внимание детей на изменение смысла предложений (словосочетаний) в зависимости от употребления приставки (например, вышел – зашёл). Провожу с ребёнком речевые игры типа «Кто что умеет делать?» на подбор глаголов (например, что умеет и любит делать кошечка? – бегать, спать, лакать, играть, мяукать и т. п.); «Измени словечко» на умение употреблять глаголы с приставками (можно проводить в форме небольших рассказов с последующим разбором. Например: Как собака с кошкой меняли слово «бежать»).
В повседневном общении с ребёнком создаю речевые ситуации, позволяющие ребёнку согласовывать существительные с числительными. На мероприятиях математического цикла обращаю внимание на правильное согласование в речи существительных с числительными. Провожу речевые разминки типа «Поиграем – посчитаем» (воспитатель или дети выбирают слово, которое надо согласовывать с разными числительными, например, ведро: дети по желанию или по указанию составляют словосочетания (одно ведро, два ведра, пять вёдер и т. п. – до десяти).
Слежу за тем, как ребёнок употребляет сложные формы существительных множественного числа в родительном падеже (чулок, носков, ботинок, тапочек и т. п.).
Поощряю стремления ребёнка использовать в речи сложные типы предложений (сложносочинённые и сложноподчинённые). В игровых ситуациях упражняемся с детьми в составлении простых распространённых предложений. Например: игра типа «Молчун и говорун» - один игрок задаёт основу предложения (это – молчун, а другой – говорун, который расширяет основу как только может (Стоит дом – В зелёном лесу стоит деревянный дом, или – На опушке огромного зелёного леса стоит деревянный дом с узорчатыми ставеньками. – и т. п.)
Во время проверочных занятий предлагаю следующие виды работы :
1) Рассматривание картинок из альбома «Говори правильно» О. И. Соловьё вой и ответы на вопросы: Кто это? Сколько их? (утёнок, утята, поросята, лисята, львята);
2) Игра с картинками «Чего не стало?» (чулок, носков, блюдец, апельсинов);
3) Упражнение с картинками «Докончи предложение» : Стоит много (кресел). На вешалке много (полотенец). Висят детские (пальто);
4) Словесное упражнение «Докончи предложение» : Лента длинная, а скакалка ещё(длиннее). Печенье сладкое, а мёд (слаще). Мой букет красивый, а мамин (красивее, Одна девочка хочет петь, и все девочки (хотят);
5) Рассматривание картинок: На чём играет девочка? (на пианино) У мамы в кофейнике много (кофе) Что делают эти спортсмены? (бегут) А этот? (бежит).
6) Игра с игрушечным мишкой «в поручения» : Попросите мишку положить простыню. Мишка, (положи простыню). Что делает мишка? (кладёт) Что сделал мишка? (положил) Узнаем, умеет ли мишка лечь? Мишка, (Ляг) Сможет ли мишка поехать? Мишка, (поезжай).
Продолжительность проверочного занятия 10 – 15 мин. Подобные занятия можно проводить и в течение года, включая в них проверку правильности употребления других грамматических форм.
Если выявленная ошибка носит индивидуальный характер, то я стараюсь выяснить её причину, привлекаю к исправлению ошибки родителей ребёнка, слежу за его повседневной речью, обращаю его внимание на правильную форму. Если же ошибки типичные (при этом не обязательно, чтобы их делало большинство детей, то провожу специальные занятия для исправления этих ошибок.
Таким образом, воспитатель должен постоянно прислушиваться к речи детей, исправлять грамматические ошибки. Исправляя, не следует повторять неверную форму или слово, а нужно дать речевой образец и предложить ребёнку произнести слово правильно.
Очень важно пробудить у дошкольников стремление говорить правильно, интерес к литературным нормам языка.
Литература:
1. Т. В. Александрова «Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников». Санкт – Петербург – 2003 г.»
2. А. Арушанова ст. «Дошкольный возраст : формирование грамматического строя речи в ж. «Дошкольное воспитание» № 9/93
3. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Методика развития речи детей школьного возраста», Москва – 2004 г.
4. О. Ушакова, А. Арушанова, Е. Струнина, Т. Юртайкина «Скажи по – другому» Самара – 1994 г.
5. О. И. Соловьёва «Методическое руководство» к альбому «Говори правильно». Просвещение – 1978 г.
6. Н. В. Новоторцева «развитие речи детей». 1995 г.
7. А. Арушанова, О. Ушакова, А. Максаков, Е. Струнина, Т. Юртайкина «Занятия по развитию речи в детском саду». М. – 1999 г.