лариса баринова
Из опыта работы воспитателя группы раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы воспитателя группы раннего возраста
Бариновой Л. П.
Работая по основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга» в соответствии с требованиями ФГОС, я обеспечивала реализацию основных направлений Стандарта.
Воспитательно-образовательная программа в группе строилась на основе создания специальной предметно - развивающей среды, перспективного и календарного планирования в соответствии с годовыми задачами.
Публикация «Из опыта работы воспитателя группы раннего возраста» размещена в разделах
В работе с детьми я использовала различные методы для достижения хороших результатов: наблюдение, беседа, индивидуальная работа с детьми, экспериментирование.
Воспитательно-образовательная работа в группе строится на основе создания специальной предметно-развивающей средой. В связи с этим, я постаралась создать в нашей группе предметную, развивающею среду, включающее в себя все, что доступно непосредственному восприятию детей и использование в практической деятельности.
Важной задачей при организации предметно – пространственной развивающей среды детей раннего возраста является их сенсорно развитие, которое осуществляется в основном в предметной и ориентировочно деятельности. Для развития предметная деятельности и сенсорных способностей прежде всего необходимо обеспечить детей соответствующими дидактическими пособиями. Важен подбор игрушек и пособий, различных по цвету, форме и материалу, из которого они сделаны. Я предлагаю малышам различной сложности пирамидки, матрешки из двух – трех частей, выкладные чашечки, различные вкладыши. Не мало усилий было приложено к тому, чтобы вызвать интерес детей к строительному материалу, начинать формировать интерес к конструированию. Малышам интересно действовать с деталями строительного материала различными способами: постукивать деталь о деталь, накладывать одну на другую, приставлять, прикладывать.
Дети познают элементарные действия со строительными деталями, запоминают и узнают по более характерным признакам и свойствам. В группе имеется как традиционный материал для строительных игр (пластмассовый цветной конструктор, так и нестандартный – это обычные губки для мытья посуды, которые являются замечательными «кирпичиками» для построек). Они легки, устойчивы и имеют различную фактуру. Все это в достаточной количестве имеется в группе. В группе есть уголок для игр из песка. Песок хранится в закрытой емкости. Для игр с песком подобранны совочки, формочки, небольшие воронки для пересыпания песка.
Для игр с водой – рыбок, заводные игрушки, которые можно использовать в воде, ведерке и др.
Основным видом деятельности в раннем возрасте является игра, поэтому в работе с детьми активно использовала игровые технологии. Широко использовала дидактические игры, так необходимые в развитии познавательных способностей детей («Подбери по цвету», «Что лишнее», «Чей домик», различное настольное лото и др.). эти игры развивают у детей внимание, воображение, мышление, повышают знания об окружающем мире. Для развития мелко моторики использовали пальчиковые игры, как индивидуально, так и со всей группой («Капуста», «Постираем белье», «Мальчик-пальчик» т. д.). Большое внимание уделяю непосредственно подвижным играм. Начиная с более простых правил («Самолеты», а к концу года с усложненными правилами («Карусель», «Зайка серенький»). Физкультминутка: Физкультминутки проводятся на всех занятиях по мере наступления утомления детей. Упражнения для физкультминуток подбирается с учетом характера и содержания занятия. Физкультминутка длится 1-3 минуты и, как правило, состоит из 3-4 упражнения.
Прогулка является очень важным режимным моментом жизнедеятельности детей в ДОУ. Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей.
Задачи исследовательской деятельности в младшем дошкольном возрасте : вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); способность пристальному и целенаправленному расследованию объекта; формирование начальных предпосылок к исследовательской деятельности (практические опыты). Проблема исследования – как познакомить детей младшего дошкольного возраста с неживой природой. Материалами являются игровой материал и оборудование для опытно- экспериментальной деятельности с водой, песком, глиной, воздухом, светом. Знакомя детей с водой, я предлагала исследовать свойства воды (прозрачность, текучесть, отсутствие запаха, способность растворять некоторые вещества и менять цвет). Исследуя воздух, дети играют с соломинку, воздушным шаром, мыльными пузырями. Знакомство с песком предполагает исследование свойств сухого песка (сыпучесть) и влажного песка (можно формировать фигурки). Игры с водой и песком открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, малыши получают новые впечатления, испытывая положительные эмоции, знакомясь со свойствами воды. В работе использовали такие игры, как «Достань камешек», «Поймай льдинку», «Теплый холодный» и т. д.
Я всегда готова оказать помощь и поддержать в ситуациях, когда они нужны. Совместными усилиями с малышами, я организовываю персональные выставки работ, которые выставляются как в группе, так и в фойе детского сада в уголке «Мир вокруг нас». Собирали коллекцию (конфетных фантиков, героев мультфильмов, игрушек из киндер – сюрпризов). Создавали временные игровые зоны с использование опытно - экспериментальных центров (бассейн, песочные часы, мельница, бутылочки с соломинкой, воздушные шары, снежинки – балеринки). Устраивала творческие мастерские («За окном листопад», «Кто живет в аквариуме», «Мастерская Деда Мороза», детско-родительская творческая мастерская «Чудесные превращения ненужного в прекрасное» (фантики, коробочки).
Патриотическое воспитание – как одно из направлений социально – личностного развития детей – я считаю важной частью своей педагогической деятельности. Работу по патриотическому воспитанию я начала с создания для детей теплой и уютной атмосферы. Стараюсь каждый день ребенка в детском саду наполнить радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Поэтому свою работу с детьми раннего возраста я начинаю с семьи. Собирая и рассматривая фотографии семейного альбома, готовя подарки для членов семьи, я формировала представления о семье, которые живут вместе, любят, заботятся друг о друге. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять в детской душе любовь к родной природе, родному дому и семье. Из опыта моей работы является задача формировать чувство привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким. В работе я использовала разнообразные методы и приемы патриотического воспитания с учетом особенностей детей раннего возраста. Чтобы правильно выстроить работу по патриотическому воспитанию, я опираюсь на использование художественной литературы, чтение сказок и потешек, рассматривание иллюстраций, прогулки, беседы, игры. Знакомила детей с природой участка детского сада, рассказывала, что находится рядом с улицей или по дороге в детский сад. Привлекала родителей вместе с детьми принять участи по благоустройству и озеленению участка. Старалась сама и советовала родителям обращать внимание на красоту родного города. Проводила прогулки в разные времена года («Осень на участке детского сада», рассматривали деревья, закрепляли их название в игровой форме, «Добеги до дерева, которое назову», «С какого дерева упал листик?», чтобы дети увидели красоту природы, читала отрывки из стихотворений). В раннем возрасте игры так же способствую решению задач патриотического воспитания. Полезно включать сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Детский сад», «Магазин», «Шоферы», «Больница». Моя задача воспитателя поддержать интерес к игре, дать ей нужное направлении. Вся работа по патриотическом воспитанию проходит в контакте с семьей. Родители участвовали в конкурсах рисунков, поделок. Я использовала следующие формы работы с родителями : информационные стенды, папки-передвижки, библиотека для родителей.
На следующий учебный год в своей работе я планирую дополнить предметно-развивающую среду, больше внимания уделить по развитию речи.