Галина Викторовна Балина
Из опыта работы «Инициативность в дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Инициативность в дошкольном возрасте
«Что такое инициатива? Это то, что человек делает так, как надо, хотя его об этом не просят» Элберт Грин Хаббард
Современное российское общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Воспитание такого человека связано с формированием важнейших личностных качеств - самостоятельности, активности, инициативности.
Публикация «Из опыта работы „Инициативность в дошкольном возрасте“» размещена в разделах
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает педагогов на конструирование такой ситуации социального развития, которая способствует поддержке индивидуальности и детской инициативы. Иными словами, одной из главных задач воспитателя является создание условий для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместности с ориентацией на интересы, способности ребёнка.
Инициативность в дошкольном возрасте проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Одним из эффективных средств развития детской инициативы являются игры. ФГОС дошкольного образования указывает, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, в том числе – в игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Именно игра позволяет развивать умственные и художественные способности, помогает ребенку познавать мир.
С помощью игры обучение ребёнка идёт эффективнее, а воспитание приятнее. С помощью игры можно помочь ребёнку осознать самого себя, приобрести уверенность в собственных силах. Игра - это своеобразный эксперимент, в котором заложены условия для самовыражения и самопроверки. Общение во время игры является важным элементом воспитания личности, источником взаимного обогащения. Поэтому основной целью моей работы является создание условий, способствующих поддержке индивидуальности и детской инициативы в игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Цель может быть достигнута через решение следующих задач:
1. Привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц.
2. Создать условия для разнообразной самостоятельной игровой деятельности детей по интересам.
3. Разнообразить формы работы с детьми старшего дошкольного возраста.
4. Привлекать родителей к участию в жизни ДОО.
Выстраивая систему работы, я определила основные направления своей деятельности:
1. Создание предметно – пространственной развивающей образовательной среды.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования образовательная деятельность должна быть основана на сотрудничестве детей и взрослых, поддержке детской инициативы, на признании за ребенком права на участие в принятии решений, на учете индивидуальных особенностей и интересов всех участников образовательного процесса.
В старшем дошкольном возрасте инициативность проявляется во всех видах деятельности ребенка. Ребенок может выбрать дело по своему желанию, включиться в разговор, предложить интересное занятие для всех.
Ребенок легко включается в игровые ситуации и инициирует их сам, творчески развивает игровой сюжет, используя для этого разнообразные знания, полученные из разных источников. Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью, индивидуальными возможностями детей. Как уже было сказано выше, инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность.
Этому способствует создание разнообразной предметно- пространственной развивающей среды, которая обеспечит познавательную активность каждого ребенка, соответствует его интересам и имеет развивающий характер. Предметно-пространственная развивающая образовательная среда организована мною таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом, в соответствии со своими индивидуальными и возрастными особенностями, через ведущий вид деятельности – игру.
В центрах активности нашей группы постоянно появляются предметы, побуждающие дошкольников к проявлению интеллектуальной активности. Это новые игры и материалы: бросовый материал, природный материал, различные коллекции, детали каких-то устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке, зашифрованные записи, и т. п. Разгадывая загадки, заключенные в таких предметах, дети испытывают радость открытия и познания. «Почему это так происходит?», «Из чего мы это можем сделать?», «Можно ли найти другое решение?», «Как нам об этом узнать?» - подобные вопросы постоянно присутствуют в общении воспитателя со старшими дошкольниками.
Велика роль книги как источника новых знаний. В «трудных» случаях специально обращаюсь к книгам, вместе с детьми находим в книгах решение проблем. Хорошо иллюстрированная книга становится источником новых интересов дошкольников и пробуждает в них стремление к овладению чтением. На сегодняшний день нами собрана коллекция видеоматериалов на различные темы – «Животные разных стран», «Обитатели морей и океанов», различные проблемные ситуации.
Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор игр должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняющимся.
2. Работа с детьми.
Для развития детской инициативы я придерживаюсь следующих правил:
- при первых же затруднениях не спешить на помощь ребенку, полезнее побуждать его к самостоятельному решению; если же без помощи не обойтись, вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт;
- всегда необходимо предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий;
- поддерживание в детях ощущение своего взросления. Старшие дошкольники очень чувствительны к оценкам взрослых. Они остро переживают, если взрослый выражает сомнение в их самостоятельности, ограничивает свободу.
Для работы с детьми по поддержке детской инициативы, применяю следующие формы работы, которые считаю наиболее эффективными:
Развивающие занятия. Например, на занятии по образовательной области «Познавательное развитие» - "Путешествие в прошлое стула», детям было предложено посидеть на полу - удобно или нет, посидеть на бревне, пеньке, табурете, стуле, кресле - порассуждать, что было раньше, что потом. В игре - рассказывании сказки "Три медведя" были использованы игрушки - медведи, три кроватки, стол, три пенечка, кукла. Создана проблема, как пенечки превратить в стулья. Сначала дети рассуждали, затем искали в группе то, что можно использовать для поделки стула. В итоге нашли пластины из набора строительного материала и подставили их к пенечкам - получились стулья.
День погружения. В такие дни как, например, «День животных», «День друзей», «К нам в гости сказка заходила» и др., все виды деятельности и режимные процессы организуются в соответствии с выбранным тематическим замыслом и принятыми ролями: «сказочные герои» готовят волшебные предметы, волшебный завтрак, сервируют необычно стол, отправляются в путешествие с помощью волшебной карты и т. д. В общей игровой, интересной, совместной деятельности решаются многие важные образовательные задачи.
Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов окружающего мира и живой природы. Обыкновенные крышки из-под бутылок стали атрибутами в настольно - печатных играх, послужили дидактическим материалом во время образовательной деятельности по лепке. Пуговицы разной формы и цвета стали одним из красивых элементов в поздравительной открытке мамам к праздничному мероприятию. Так, например, при изучении темы "Животные севера" дала детям силуэты вырезанного из картона белого медведя. Предложила подумать, что можно наклеить на него, чтобы он был мягкий? Были предложены кусочки ткани, бумага, вата. Дети, изучив все материалы, сделали вывод - что вата мягче.
Работа в центрах развития детей.
Проектная деятельность с детьми и взрослым.
В своей работе использую технологию проектной деятельности, которая, на мой взгляд, наиболее приемлема для развития инициативы у детей старшего дошкольного возраста, формирования умения делать выбор.
В проектной деятельности я стараюсь быть партнером, помощником ребенка. Если раньше участниками проектов были в основном взрослые, то теперь, мы придумываем такие проекты, где активными участниками являются сами дети. В своей практике я внедрила следующие виды проектов: творческие - «Радужная неделя», «Загадочный мир насекомых», подведением итогов данных проектов стало проведение детских праздников; исследовательские - «Невероятные превращения», «Вторая жизнь мусора», «Мыльные пузыри» - дети проводили опыты, после чего результаты оформили в виде газет, книг, альбомов, выставок; игровые: «Путешествие в зимний лес» - это проект с элементами творческих игр, когда ребята входили в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи; информационные - «Новогодние истории» - дети собирают информацию и реализовали её, ориентируясь на собственные интересы.
3. Работа с родителями.
В своей работе я активно использую следующие формы работы:
- родительские собрания «Играют дети, играем вместе», «Развитие самостоятельности и активности детей», на которых обсуждены общие результаты анкетирования, выявлены проблемы, предложена педагогическая помощь родителям;
- беседы и индивидуальные (групповые) консультации на темы: «Во что и как играет мой ребенок», «Игры у нас дома», «Во что поиграть с ребенком»;
- дни открытых дверей, когда родители могут не только посмотреть, как и во что играют дети в течение дня, но и присоединиться к ним;
- совместные игры родителей и детей в дидактические игры, используемые в процессе образования в детском саду (сложи квадрат, дидактические лото и т. д., во время специально организованной воспитателем деятельности;
- мастер класс «Обучение родителей изготовлению дидактических настольно – печатных игр совместно с детьми» для родителей по изготовлению дидактических игр из разнообразных подручных материалов;
- творческое задание родителям, разработать и изготовить игру своими руками вместе с ребенком.
4. Взаимосвязь с педагогами.
Являясь активным пользователем сети интернет, читаю много полезной информации для самообразования. Охотно делюсь наработанным опытом с коллегами на педагогических советах, методических объединениях. Для педагогов детского сада я подготовила консультацию «Развитие инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста».
Полноценное взаимодействие всех участников образовательного процесса дало возможность добиться положительных результатов:
- дети приобрели собственный жизненный опыт (умение осуществлять выбор самостоятельно);
- проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании и др. ;
- проявляют любознательность, задает вопросы, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно найти решение проблемы, склонны наблюдать и экспериментировать;
- повысилась компетентность родителей в вопросе развития детской инициативы и самостоятельности в игровой деятельности.
Рассмотренные примеры показывают, что разные способы поддержки развития детской инициативы эффективно работают только при определенных обстоятельствах: будучи включенными в совместную жизнь детей и взрослых; при условии возникновения традиций на основе образовательных ситуаций в жизни группы; увлеченности педагогов, интереса родителей к детским инициативам; открытости образовательного процесса.