Юлия Коротина
Из опыта по чтению художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Детские книги пишутся для воспитания,
а воспитание – великое дело:
им решается участь человека.
В. Г. Белинский.
Чтение как часть досуга человек теперь делит с телевидением, музыкой, театром, интернетом. Сегодняшний читатель, безусловно, отличается от читателя прошлых лет. Прежде всего, потому, что у него на чтение меньше времени.
Процесс общения ребенка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности.
Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий.
Публикация «Из опыта по чтению художественной литературы» размещена в разделах
Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник.
Ребенок-дошкольник является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой.
Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – все это во власти взрослого.
От взрослого в большой степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Система работы с детьми в детском саду включает цели, задачи, формы, методы любого направления работы с детьми.
Целью работы по приобщению детей к чтению в детском саду является:
- учить детей слушать чтение
- учить глубоко, постигать текст
- воспитывать грамотного читателя
При осуществлении этой цели решаются задачи умственного, эстетического, нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Умственное воспитание – это развитие восприятия, мышления, развитие речи.
Эстетическое воспитание – это развитие творческих способностей детей.
Чтение особенно сказок формирует нравственный багаж ребенка.
Эти задачи решаются посредством различных форм работы с детьми:
- ежедневное чтение сказок, рассказов, стихов;
- самостоятельное рассматривание книг;
- организованные занятия.
- свободное общение воспитателя с детьми на основе художественной литературы.
- сотрудничество с родителями по данной проблеме.
Процесс ежедневного чтения должен занимать не менее 30 минут в день
(в зависимости от возраста).
Целью ежедневного чтения является глубокое постижение текста детьми.
Ежедневное чтение предполагает отбор произведений.
Наиболее оптимальный вариант – объединение их на основе жанровой принадлежности и чередовании рассказов, сказок, стихотворений.
1-я неделя – чтение народных и авторских сказок;
драматизация произведений или отрывков из сказок;
рассматривание иллюстрированных изданий сказок.
2 – неделя - чтение стихотворений;
3 - неделя – чтение рассказов и повестей;
рассматривание иллюстраций к отдельным произведениям;
4 – неделя – путешествие по страницам «толстой книги»
(в старшем дошкольном возрасте).
После того как книжка прочитана, внимание детей зафиксировано на ее содержании, воспитатель показывает иллюстрации к ней.
В зависимости от возраста детей воспитатель меняет приемы рассматривания художественных иллюстраций.
В старшей группе – подведение ребенка к оценке цвета нарисованных предметов, выразительности жеста героя, расположение фигур:
-Почему нравится тебе эта картинка?
Главная цель рассматривание иллюстраций во всех возрастных группах – вызвать детей на разговор.
При рассматривании книг с ранних лет необходимо учить детей относиться к книге как величайшей ценности, правильно держать ее в руках, правильно перелистывать, знать ее место на книжной полке, помнить о том, что у книги есть автор и название.
Организованные занятия по ознакомлению с художественной литературой детей разных возрастных групп организуются по-разному.
В средней и старшей группах занятия проводятся одновременно со всеми детьми.
Основное правило организации занятия по чтению детям – эмоциональная приподнятость и читающего, и слушающих. Настроение приподнятости создает воспитатель. Несколькими вводными словами возбуждает интерес детей к тому, о чем собирается читать или рассказывать. Красочная обложка новой книжки, которую воспитатель покажет перед началом чтения, тоже может оказаться причиной их повышенного внимания.
Текст художественного произведения воспитатель читает не прерываясь, комментарии допускаются только при чтении познавательных книг. Все слова, понимание которых может вызвать у детей затруднение, нужно объяснить в начале занятия.
Чтобы научить детей слушать художественное произведение, помочь усвоить его содержание и эмоциональный настрой, воспитатель обязан читать выразительно.
Читать выразительно – значит выражать интонацией свое отношение к тому, о чем читаешь.
Выразительное чтение воспитателя - способ довести до ребенка всю гамму эмоций, содержащихся в читаемом художественном произведении, а также развитие и совершенствование его чувств.
Самое пристальное внимание нужно уделять нравственному началу произведения, с помощью литературы будить в ребенке «чувства добрые».
Взрослый, читающий ребенку, должен постоянно помнить об «учительской роли» литературы, о том, что литература – «правдивая и волнующая запись человеческого опыта» (Д. Б. Пристли, который полезнее усваивать с детства.
Детская литература не только запечатлевает движения детской души, но и формирует их. Она пробуждает в маленьком человеке добрые чувства и благородные стремления.
В плане дополнительного образования в детском саду создается литературный кружок для детей старшего дошкольного возраста, цель которого помочь ребенку войти в мир художественной литературы, сформировать читательские умения; создать предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения.
Занятия в кружке проводится один раз в неделю. Условно их можно разделить на три вида:
- первые книговедческие знания.
- знакомство с особенностями литературных жанров, анализ художественных произведений (сюжет, композиция, язык).
- создание детьми собственных рассказов, сказок, стихов; придумывание загадок.
Свободное общения воспитателя с детьми на основе художественной литературы дает возможность предлагать им тот вид деятельности, который, в настоящий момент их особенно привлекает: драматизация, кукольный спектакль, чтение произведения в лицах, «рассказывание стихов руками».
Работа с родителями по приобщению детей к чтению заключается в проведении консультаций по проблемам детского чтения, психологии возраста и восприятия.
Обязательное включение родителей в организацию и проведение литературных викторин, праздников. Вовлечение родителей в оформление информационного пространства в группе, связанного с книгой (выставки книг, аннотирование, рекомендации о том, что читать детям).
Оформление информации о книгах, которые читаются детям на занятиях.
Организовываются открытые занятия по ознакомлению с художественной литературой для родителей.
Чтобы осуществлять различные формы работы по приобщению детей к книге, в детском саду должны быть созданы определенные условия:
- наличие возрастного библиотечного фонда художественной литературы.
- наличие портретного фонда детских писателей
- наличие грамматических словарей для воспитателей.
- организация групповых книжных уголков.
В каждой возрастной группе детского сада устраиваются своеобразные информационные центры – уголки книг.
Как правило, книги эти богато иллюстрированы, в хорошем состоянии.
Состав книг в групповых книжных уголках время от времени обновляются или полностью, или частично не только потому, что книги изнашиваются, но и потому, что процесс воспитания детей требует их постоянного тематического обновления.
Дети берут книги из книжного уголка по своему желанию и вкусу, но затем обязательно ставят на место.
В старшем дошкольном возрасте должно быть организовано дежурство детей, которые выдают и получают книги, отвечают за их сохранность.
В старших группах к починке книг привлекаются и дети.
В книжных уголках периодически организуются тематические книжные выставки.
Например «Наши книги о природе», «Сказки Пушкина», «Наши русские народные сказки», «Книги прочитанные в сентябре».
Посредством детских книжных уголков происходит воспитание грамотного читателя.
Дети во всем подражают взрослым. Если они видят, что взрослый моет руки, прежде чем раскрыть книгу, никогда не перегибает ее, аккуратно переворачивает страницы,
А встретив мятые, разрисованные, выражает неудовольствие, дети и сами становятся защитниками книги.
В группе №1 общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 5 до 6 лет воспитатель читает вместе с детьми те произведения, которые соответствуют возрасту детей. Чтение книг, как правило, происходит перед обедом, пока помощник воспитателя накрывает на стол, и после сна, когда дети уже поели и практически нет никакой умственной деятельности. После чтения того или иного произведения всегда проводится беседа по прочитанному. Если произведение большое, его можно читать в течение нескольких дней, заложив книгу закладкой и предварительно вспомнив, о чем было прочитано ранее. Иногда дети смотрят мультфильмы, снятые по тому или иному произведению. Можно так же провести беседу после просмотра мультфильма, сравнив его с содержанием книги.