Марина Грасмик
Занятие в старшей группе «Русская народная кухня»
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговое занятие по проекту «Как питались наши предки».
Цель: Закрепление и обобщение полученных знаний.
Задачи:
1. Закрепить традиции и кулинарные рецепты наших предков.
2. Закрепить знания народных пословиц и поговорок.
3. Формировать умение четко проговаривать пословицы, скороговорки, правильно их интонировать.
4. Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свой народ, древнюю культуру.
5. Побуждать желание сохранять культуру.
Темочки:
Подготовительная работа: презентация «Русская народная кухня»,
Чтение русских народных сказок; беседы о традициях русского народа; разучивание хороводов, песен, подвижных игр; рисование русских орнаментов; знакомство с русским народным фольклором (пословицы, потешки, скороговорки, заклички, перевалки). Знакомство с русскими народными играми.
Оборудование для педагога: музыкальный зал оформлен под русскую народную избу, Муз. материал: песня «Мы давно блинов не ели», ноутбук и проектор.
Ход занятия:
Звучит русская народная музыка.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Родина… Это край, где мы родились, где мы живем. Это наш дом, это все то, что нас окружает. Россия… Какое красивое слово! И роса, и сила, и синие просторы. Глубоки у нас моря, Изобильная, родная, Щедрая моя земля! Ребята, а что значит «щедрая земля»?
ДЕТИ: Земля дает богатые урожаи зерна, овощей и фруктов, в лесах растет много грибов, ягод, орехов, лекарственных трав.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Верно, и все эти богатства Земля дарит людям. На щедрой земле и люди живут щедрые. Русский человек издавна славился своим хлебосольством. Зайдите к нему на часок – из-за стола не выберетесь! Все вкусно, все сытно, а главное – полезно. Ребята, а какие Вы традиционно русские блюда знаете?
Дети: Суп, щи, пироги, блины, каши, варенья, соленья, пряники и т. д.
Воспитатель: Какие Вам известны пословицы и поговорки о том, что ели и пили на Руси?
ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы, ребята, много Вы знаете пословиц и поговорок об исконно русской еде. И все эти блюда готовили русские женщины – хозяйки. Любой дом всегда держался на хозяюшке. Была она на все руки мастерица: могла и шить, и вязать, и вышивать, и ткать полотно, и пряжу прясть, а как гостей потчевали! Не зря на Руси говорят: «Обед не обед, когда хозяюшки нет».
ВОСПИТАТЕЛЬ: Какой продукт был самым главным, самым почитаемым на Руси? Без него не обходился ни один праздник?
ДЕТИ: Хлеб!
ДЕТИ: Знают все, кто ест:
Хлеб не надоест!
Хлеб наша главная еда - Всегда!
Рыба – водица, Ягода – трава,
А хлеб, как говорится, Всему голова!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, хлеб – всему голова!
Как относились к хлебу в старину?
ДЕТИ: Относились свято, бережно, ведь он доставался тяжелым трудом. Хлеб можно было брать только чистыми руками. Его нельзя было выбрасывать. А если уронил хлеб, обязательно надо было поднять и поцеловать. Даже крошки со стола сгребали в ладонь и съедали.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Как называли хлеб, который пекли к празднику?
ДЕТИ: Каравай.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Теперь отгадайте мою загадку.
Сдобный, пышный ароматный,
У него румяный бок.
Называется, ребята, это чудо (пирожок).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Верно! Ни один русский праздник не обходился без пирогов. А какие это были пироги! С капустой, луком, яйцами, яблоками, малинкой, рыбой, курицей. Назывались они: расстегаи, кулебяки, рябники, левашники, курники. В каких русских сказках упоминаются пироги?
Русская народная подвижная игра «Пирог».
Дети встают в круг, ребенок «Пирог» сидит в середине. Дети водят хоровод, приговаривая:
Испекли мы пирог,
Положили на порог.
Да этакий он высоконький (Дети поднимают руки вверх)
Да этакий он широконький. (Разводят руки в стороны.)
Да этакий он мягошенький. («Лепят» пирожок руками).
Бери нож режь да ешь. (Дети разбегаются в стороны)
«Пирог»ловит кого поймает, тот становится «Пирогом».
ВОСПИТАТЕЛЬ: Отгадайте еще одну мою загадку:
Я - символ солнца румяный,
В любой избе гость желанный.
Бываю толстым и худым,
С начинкой и совсем пустым.
Отгадай, кто я такой,
Оладушек – мой брат родной. (Блин)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Верно, ни одно застолье не обходилось без блинов. Ели блины с маслом, сметаной, медом, вареньем, ягодами, икрой – всего не перечислишь. На какой праздник специально пекли блины?
ДЕТИ: На Масленицу.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно! Этот праздник посвящен проводам зимы, встрече весны, тепла, солнца, блины были символами солнышка.
Дети исполняют песню «Блины» (в обработке А. Абрамского) Мы блинов давно не ели,Мы блиночков захотели. Ой, блины, блины, блины,Ой, блиночки мои!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Про кого на Руси говорили: кормилица, матушка?
ДЕТИ: Про корову.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А почему ее так называли?
ВОСПИТАТЕЛЬ: Белая водица, всем нам пригодится.
Из водицы белой, все, что хочешь делай:
Сливки, простоквашу,
Масло в нашу кашу,
Творожок на пирожок.
Кушай, миленький дружок!
А что можно сделать из молока (ответы детей)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Да, ребята, из молока делали творог, масло, сметану, ряженку. Молоко добавляли в каши, супы, тесто. Ни одна семья не могла прожить без коровы. В какой сказке корова помогла бедной сироте?
ДЕТИ: В сказке «Крошечка - Хаврошечка».
ВОСПИТАТЕЛЬ: Отгадайте мою загадку.
Вкусна, сладка,
Глядит из горшка,
Из овощей и круп варится.
На всю Россию славится.
Является пищей нашей
И называется … (кашей).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, каша. Это была любимая еда русского народа. В древности даже свадебный пир называли «кашей».
Физкультминутка «Кашка - малашка».
Кашка-малашка, ты так хороша, (одна рука согнута в локте имитирует кастрюлю, другой рукой помешиваем)
Если добавить стакан молока, (наливаем молоко)
Сахар и соль мы щепоткой кладем, (соответствующие движения)
Кашку-малашку мы деткам даем. (дающее движение рук)
Кашка-малашка, ты так хороша,
Если добавить кувшин молока. (держим кувшин двумя руками)
Сахар и соль мы ложкой кладем, (соответствующие движения)
Кашку-малашку мы мамам даем. (дающее движение рук)
(Низким голосом)
Кашка-малашка, ты так хороша,
Если добавить ведро молока. (с трудом наливаем)
Сахар и соль мы горстями кладем, (соответствующие движения)
Кашку-малашку мы папам даем (дающее движение)
ВОСПИТАТЕЛЬ: А какие каши знаете вы? Давайте поиграем: кто последний назовет кашу, тот и победил.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Чем ели кашу?
ДЕТИ: Деревянными ложками.
ВОСПИТАТЕЛЬ:Вот вам моя следующая загадка.
Белый тулупчик,
Сшит без рубчика. (Яйцо).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Куриное яйцо занимает важное место в русской кухне. В какой сказке о нем говорится?
ДЕТИ: В сказке «Курочка-Ряба»
ВОСПИТАТЕЛЬ: На праздник Пасхи люди раскрашивают куриные яйца в разные цвета и расписывают замысловатыми узорами. Потом дарят друг другу яйца - писанки на счастье.
ВОСПИТАТЕЛЬ: В старину люди в основном жили в деревнях. Каждая семья имела свой огород, который давал к столу свежие овощи. В каких сказках об этом упоминается? А как русские люди сохраняли свой урожай?
ДЕТИ: Они сушили, солили, квасили и мариновали.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Какие овощи ели наши предки?Вы узнаете, если отгадаете мои загадки:
Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая. (Морковь)
Лоскуток на лоскутке,
Зеленые заплатки,
Целый день на животе
Нежится на грядке. (Капуста)
Сильно плачут все вокруг,
Если мама чистит… (Лук).
Вверху зелено,
Внизу красно.
В землю вросло. (Свекла)
На грядке длинный и зеленый,
А в кадке – желтый и соленый. (Огурец)
Кругла да гладка,
Откусишь – сладка,
Засела крепко в землю … (репка)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Какими словами часто заканчиваются русские народные сказки?
ДЕТИ: «И я там был, мед-пиво пил по усам текло, а в рот не попало».
ВОСПИТАТЕЛЬ: Что же пили наши предки?
ДЕТИ: Мед, пиво, квас, кисель, компот.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Распространенным напитком на Руси был кисель. «Где кисель, там и присел» - гласит русская пословица. Существовали сотни самых различных рецептов медовых напитков. Очень любили русские люди квас. Готовили его из хлеба, клубники, клюквы, черной смородины, вишни, яблок, груш, свеклы и шиповника.
И сейчас я предлагаю вам отведать настоящий квас, настоянный на закваске. Такой, какой готовили в старину.