Олеся Толстых
Итоговое занятие по ФЭМП в подготовительной группе «В гостях у профессора Форматика. Счет в пределах 10»
Итоговое занятие по ФЭМП в подготовительной группе «В гостях у профессора Форматика»
Цель: Обобщить знания и закрепить умения детей, которые они получили в течение учебного года. Задачи:
• Закреплять представления о последовательности дней недели, части суток, времен и месяцев года;
• Закреплять навыки порядкового счета в пределах 10, умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»;
• Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны и углы листа;
Публикация «Итоговое занятие по ФЭМП в подготовительной группе „В гостях у профессора Форматика, Счет в пределах 10“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 10. Состав числа десять, счёт до десяти
- Темочки
• Закреплять умение составлять число из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа;
• Уточнить представления о многоугольниках и способах их классификации по виду;
• Закреплять умение сравнивать до 10 предметов по высоте и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот).
• Закреплять умение делить круг на 2,4 и 8 равные части, сравнивать и называть их.
• Развивать логическое мышление, воображение, внимание, память, способность к самоконтролю, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
• Формировать умение договариваться, помогать друг другу;
• Продолжать формировать такие качества, как скромность и коллективизм.
Демонстрационный материал: письмо, схема ракеты, карточки с цифрами от 1 до 12, дерево, игрушки с загадками, 2 цветка с лепестками разного цвета, пирамидки разные по высоте, 2 круглых пирога, робот – щенок (игрушка)
Раздаточный материал: танграм «Ракета», карандаши, листочки, домики (треугольник, ромб, трапеция, прямоугольника, овал, круг) геометрические фигуры,
Ход занятия
(Дети стоят в кругу)
Воспитатель: ребята, встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу. А теперь поздороваемся с гостями.
(В группу входит игрушка - робот)
Ребята, посмотрите к нам в группу пришла игрушка. А что же она держит в руках? Это же письмо! Давайте его прочитаем!
Читают письмо:
Здравствуйте, дети! Пишет Вам профессор Форматик с планеты Формадос. Я, долгое время за вами наблюдал. Вы стали совсем большие. В детском саду вы много нового узнали, и многому научились. А совсем скоро отправитесь в школу, в первый класс. Поэтому, я решил пригласить вас к себе в гости, а заодно проверить ваши знания. Жду скорейшей встречи! Ваш друг, профессор Форматик!
Воспитатель: Ну что же ребята, отправимся с вам в гости к профессору?
Дети: Да!
Воспитатель: прежде чем отправиться на планету Формадос, ответьте мне на несколько вопросов. Готовы?
- какое сейчас время года?
- какое время года будет после весны?
- какое время года между весной и осенью?
- какое время года между летом и зимой?
- какой сейчас месяц? - какой месяц был до мая? - назови первый месяц года? - назови последний месяц года? - назовите все 12 месяцев; - какой сегодня день недели? - какой день недели будет завтра? - какой день недели между субботой и понедельником? - какой день недели между воскресеньем и вторником? - какой день недели между вторником и четвергом? - какое сейчас время суток? - какое сегодня число?
Молодцы ребята! Вы хорошо ответили на мои вопросы. Что ж, пора отправляться в гости к профессору. На чем мы можем с вами добраться до планеты Формадос? Дети: (На космическом корабле, ракете)
Чтобы отправиться на ракете. Нам нужно ее построить из геометрических фигур по схеме.
Игровое упражнение «Собери картинку»
Воспитатель: у вас получились красивые ракеты! Но мы с вами совсем забыли про пульт управления.
Давайте нарисуем карандашами кнопки.
Игровое упражнение «Нарисуй геометрические фигуры»
В правом верхнем углу нарисуйте синий треугольник, В левом нижнем углу нарисуйте оранжевый прямоугольник, В правом нижнем углу нарисуйте зелёный круг, В левом верхнем углу нарисуйте жёлтый квадрат, В середине листа нарисуйте красный овал. Сколько кнопок получилось на пульте? (5).
Посмотрите на доску и проверьте у себя и соседа правильно ли выполнили задание.
Молодцы ребята!
А теперь заводим мотор, все готово к старту, начинаем обратный отсчет от 10.
Дети. Счет от 10 до 1. Пуск!
Физкультминутка «Полет на ракете»
А сейчас мы с вами, дети, (Встать прямо, руки вверх)
Улетаем на ракете. (Ладони рук образуют купол ракеты)
На носки поднимись, (Подняться на носки)
А потом руки вниз (Руки вниз)
Раз, два, три, четыре —
Вот летит ракета ввысь! (Руки вверх)
(Дети под музыку вращаются вокруг себя)
Воспитатель: Ну вот ребята, мы с вами прилетели на планету Формадос. Входит расстроенный профессор Форматик.
Профессор: Здравствуйте ребята! Я вас очень долго ждал. У нас случилась беда, перестали идти часы. Все жители Формадоса расстроены. Помогите мне их завести. Воспитатель: Ну что ребята поможем? Но сначала вспомним, что на часах показывает маленькая стрелка? А большая? (Короткая (маленькая) стрелка показывает часы, а длинная показывает минуты)
Игровое упражнение «Ходят стрелочки по кругу»
На ковре по кругу разложены карточки с цифрами от 1 до 12. Дети встают около карточек. Воспитатель стоит в центре и произносит вместе с детьми стихотворные строки. Мы - часы, наш точен ход, (Дети ходят по кругу, взявшись за руки.) Ходят стрелочки по кругу И хотят догнать друг друга. Стрелки, стрелки, не спешите, Вы нам время подскажите! (Дети садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой) Воспитатель. Пять часов! (Должны встать дети, сидящие возле карточек с цифрами 5 и 12). Игра повторяется 2-3 раза. Профессор: спасибо большое! Наша планета Фармадос отличается от планеты Земля. Здесь, все необычное и удивительное. Вот например деревья. Вместо фруктов у нас растут игрушки. А игрушки эти с сюрпризом. Задачку решаешь игрушку забираешь. Воспитатель: Ребята, может мы попробуем решить задачки? И на память заберем игрушки. Согласны? Дети: Да! Воспитатель зачитывает задачки.
Пять лисят песок копают, Три на солнце загорают, Два купаются в золе Сколько всех, скажите мне. (10)
***
На поляне у дубка Крот увидел два грибка, А подальше, у осин, Он нашел еще один. Кто ответить нам готов, Сколько крот нашел грибов? (3)
***
Только я в кусты зашла – Подосиновик нашла, Две лисички, боровик И зеленый маховик. Сколько я грибов нашла(5)
***
Дядя Ежик в сад зашел, Десять спелых груш нашел. Три из них он дал ежатам, Остальные же — зайчатам. Сколько груш получили зайчата? (7)
***
Потеряла крольчиха крольчат, А крольчата лежат и молчат. Один – за ветлой, Двое – за метлой, Один – под листом, Двое под кустом. Притаились они и молчат. Сколько вы насчитали крольчат(6)
***
К серой цапле на урок Прилетели семь сорок. А из них лишь три сороки Приготовили уроки. Сколько лодырей-сорок Прилетело на урок (4)
Воспитатель: вот как здорова мы справились с задачками. Профессор: а посмотрите, какие необычные цветы у нас.
Игровое упражнение «Необычные цветы» Воспитатель: Точно. У них даже лепесточки разного цвета. Ребята, давайте посчитаем, сколько лепесточков у этого цветочка. (8) А теперь запомните расположение лепестков и закройте глаза. Дети закрывают глаза, а воспитатель в это время убирает один лепесток. Затем дети определяют, какого лепестка не хватает и где он был расположен (который по счету). Игра продолжается 2-3 раза каждый раз порядок лепестков восстанавливается. Ребята, а вы обратили внимание, что у этого цветочка, меньше лепесточков, давайте посчитаем. Сколько их? (7) На сколько меньше чем у первого цветочка? (на1) А у первого цветочка на сколько больше? (Тоже на 1). А если мы добавим один лепесток 2 цветочку, что можно будет сказать об их количестве? (Их будет столько же, сколько и у первого цветочка и наоборот. А еще можно сказать одинаковое количество) Профессор: Вы такие молодцы, все знаете! А еще, на нашей планете необычные дома. Воспитатель: Они напоминают форму геометрических фигур. Ребята, посмотрите какой формы эти дома? (треугольник, ромб, трапеция, прямоугольник, пятиугольник, шестиугольник) Что общего у всех этих фигур? (У них есть стороны, вершины и углы) А чем отличаются (Разное количество углов и сторон) А как можно назвать все эти фигуры одним словом? (Многоугольники) Профессор: Правильно! А еще каждый дом имеет свой номер и количество этажей. На каждом этаже по две квартиры. Помогите жильцам заселиться в свои квартиры.
Игровое упражнение «Заселим домики формадосцами» Воспитатель: Ну что ребята поможем формадосцам? Попробуйте их расселить по своим квартирам. (домики с числами 5, 6,7, 8, 9, 10) Дети соглашаются и работают в парах. Сколько жильцов вы заселили в дом с числом 5 ,6,7,8,9, 10?
Профессор: А вот мой дружок Формик, его любимые игрушки – пирамидки. Он учится расставлять их в порядке возрастания и убывания. Но у него ничего не получается. Воспитатель: А давайте мы Формику поможем. Расставим пирамидки сначала в порядке возрастания, а затем убывания.
Игровое упражнение «Разложи по порядку» Воспитатель предлагает детям расставить пирамидки в ряд, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой (предварительно дети вспоминают правила раскладывания предметов). После выполнения задания дети рассказывают о высоте пирамидок в ряду. Результаты сравнения обозначают словами: самая высокая, ниже, еще ниже… самая низкая. Затем ребята выстраивают пирамидки в обратном порядке, начиная с самой низкой и заканчивая самой высокой. Также обозначая результат словами: самая низкая, выше, еще выше….самая высокая.
Профессор: Все у вас отлично получается, вы такие молодцы! Я хочу угостить вас вкусными пирогами. Только сначала их нужно разделить на части. Воспитатель: Это для нас не проблема. Мы и с этим заданием справимся. Правда ребята! Что нам нужно сделать, чтобы каждый из вас попробовал пирог? (Разделить). Как мы будем сначала делить? (Пополам). Скажите что больше, целый пирог или половинка? (Целый пирог) А что меньше? (Половинка или по другому часть) Но все равно, на всех не хватает. Что еще нужно сделать? (Разделить каждую половинку на 2 части) Сколько частей получилось? (4 части)
Как называется каждая часть? (1/4 часть) А что больше 1/2 или 1/4? Что меньше? Здесь хватает только 4 детям, а нам еще надо. Что мы ещё можем сделать? (каждую 4 часть поделить пополам) Как теперь называется каждая часть? (1/8 часть) Что больше целое или 1/8, Что меньше 1/8 или 1/4? Давайте поделим таким же образом еще один пирог. Теперь хватит всем пирога, но у нас еще остались кусочки, что нам с ними делать? (может мы предложим их нашим гостям) Профессор: Вот теперь я в вас не сомневаюсь. Вы действительно повзрослели и стали очень умными, смелыми и не бросали друг друга в беде. А это самое важное. Ну а мне пора прощаться, ведь меня ждут великие дела? Воспитатель: Да и нас уже заждались. Нам тоже пора возвращаться. До свидание профессор! (Дети под музыку возвращаются в детский сад)
Ну что ребята, понравилось вам в гостях у профессора Форматика? (Да)
Что вам больше всего понравилось? А что наоборот вызвало у вас затруднение? А теперь я вас всех приглашаю на чай с пирогами, с планеты Формадос.