Виктория Петухова
Итоговое занятие «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговое занятие об осени
.
Цели. Продолжать закреплять представления об осени, о сезонных изменениях в природе,
которые влияют на жизнь растений, животных, человека.
Расширять знания детей о том, как птицы, животные готовятся к зиме.
Иметь представление о том, что осень имеет три периода: ранняя, средняя, поздняя.
Называть характерные признаки каждого периода.
Предварительная работа: рассматривание картин «Сбор яблок», «Золотая осень», «Поздняя
Публикация «Итоговое занятие „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
осень», альбома «Осень», разучивание с детьми стихов об осени, рассматривание иллюстраций с
птицами, чтение пословиц, прослушивание музыки П. И. Чайковского «Времена года», муляжи
овощей и фруктов.
Материалы: картины с изображением осени, птиц, интерактивная доска, запись с музыкой
П. И. Чайковского «Времена года».
Ход занятия
Вводная часть
В: Дети, кто мне скажет, какое сейчас время года?
Д: Осень.
В: Сейчас дети нам прочитают стихотворение Л. Борисенко «Золотая осень».
Осень золотая снова к нам пришла.
Листья облетают - чудная пора!
Осенью прохладно, дышится легко.
Дым костров осенних видно далеко.
Всё в природе мило. Красок яркий свет. (Софья)
С неба птицы шумно детям шлют привет.
Рано нам прощаться, милые друзья.
Осень золотая - дивная пора!
По лесу пройдёшься - листья шелестят.
Только сосны строго в зелени стоят (Федя)
А рябина красна - глаз не оторвать!
Листья желто-красные так и хочется собрать.
Я люблю по лесу побродить с утра.
Осень золотая - чудная пора! (Лиза)
В: Правда, красивое стихотворение, ребята? А как называют осень, когда деревья одеваются
в яркий «праздничный» наряд?
Д: Золотая осень.
В: На какие периоды делится осень?
Д: Ранняя - сентябрь, средняя - октябрь, поздняя - ноябрь.
В: Обратите внимание на картины, которые изображены на интерактивной доске.
(Показываю картины «Сбор яблок», «Золотая осень», «Поздняя осень»). Послушайте пословицы:
«Сентябрь без плодов не бывает». Кто мне из вас ответит, почему так говорится в пословице?
Д: Потому, что в сентябре собирают урожай
В: Что собирают?
Д: Яблоки, груши, картофель, лук, свеклу.
В: Другая пословица: «Сентябрь - лето кончает, осень начинает». Что это означает?
Д: Лето заканчивается и наступает сентябрь - первый месяц осени.
В: Рассмотрите картину «Сбор яблок». Какая погода стоит?
Д: Хорошая, темная. Светит солнце, листья на деревьях и трава ещё зелёные. Созрели
фрукты, овощи. Пришла уборка урожая. Перед вами другая картина «Золотая осень». К какому
периоду подходит эта картина?
Д: Средний период осени.
В: Очень красиво. Листья на деревьях и кустарниках какого цвета?
Д: Желтые, красные, зеленые, красивые. Они падают кругом.
В: Как называется это явление природы?
Д: Листопад.
В: Какой третий период осени, вы знаете?
Д: Поздняя осень (ноябрь).
В: Что же происходит в ноябре?
Д: Деревья стоят голые. Часто идут дожди. Дует холодный ветер, кругом сыро и грязно. На
небе низкие облака. Погода пасмурная. По утрам туман.
В: По каким признакам можно определить, что солнце стало меньше греть?
Д: Понижается температура воздуха, холодные ночи, дожди холодные, первые заморозки.
В: Повлияло ли похолодание на внешний вид человека?
Д: Люди надевают теплую одежду.
Физминутка:
Ветер дует нам в лицо
И качает деревцо.
Ветер тише, тише,
Деревцо всё выше, выше (Даша)
В: Какие ещё происходит изменения в природе осенью?
Д: Птицы собираются в теплые края.
В: Каких птиц вы знаете? Какие птицы улетают? Почему?
Д: Скворцы, ласточки, гуси, утки, журавли.
В: Птицы улетают потому, что становится холодно и насекомые прячутся в землю под кору
деревьев. А вы знаете, что первые птицы улетают стрижи? Как думаете, почему?
Д: (ответы детей)
В: Стрижи летают очень высоко, а там холодно и нет насекомых потому стрижи и улетают.
За ними - ласточки, а позже улетают скворцы. Какие птицы улетают последними, как вы думаете?
Д: Гуси, лебеди, утки. Потому что водоёмы замерзают постепенно.
В: Все ли птицы улетают в теплые края? Какие птицы остаются в нашем городе? Посмотрите,
каких птиц вы узнали? На какие группы их можно разделить?
Зимующие птицы Перелётные птицы
Сорока Скворец
Ворона Стриж
Синица Ласточка
Голубь Жаворонок
Воробей Журавль
Гуси, лебеди, утки
В: Почему мы разделили всех птиц на две группы?
Д: Одни улетают в теплые края, другие остаются.
В: А сейчас мы поиграем. У вас на столах карточки с птицами. Нужно поднять карточку с
зимующими птицами, а теперь поднимите перелётных.
В: Что происходит с животными?
Д: Многие животные засыпают на зиму. Например, медведь спит в берлоге, ежик, грызуны
запасают себе ягоды, грибы, ягоды, орехи в дупле.
В: А сейчас послушайте как П. И. Чайковский изобразил картины осени в музыке. Что вы
представляли, прослушав музыку.
Д: Падают листья, идёт дождь, улетают птицы.
В: Молодцы, очень много вы знаете об осени. Я за всё благодарю, угощение вам даю
(яблоки, морковь).