Елена Пастухова
Итоговое занятие для участников кружка по экспериментированию «Загадки на экспериментальном поле чудес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательно-исследовательской деятельности (итоговое занятие)
Тема: «Загадки на экспериментальном Поле Чудес»
Задача: закреплять знания детей об окружающем мире, о свойствах воды, воздуха, песка, магнита, света и зеркал.
Упражнять в умении размышлять, анализировать, выдвигать предположение делать выводы, развивать логическое мышление. Учить в проблемной ситуации находить правильное решение. Учить активно использовать ранее полученные знания, результаты исследований в игровой, практической деятельности.
Публикация «Итоговое занятие для участников кружка по экспериментированию „Загадки на экспериментальном поле чудес“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Поле чудес. Сценарии мероприятий форме игры
- Темочки
Ход занятия
Дети входят в зал под известную песенку из кинофильма «Приключение Буратино».
Воспитатель: Ребята, вы узнали эту песенку? Посмотрите, сегодня я принесла вам интересную птицу. А сова то не простая! Она прилетела из сказочной страны и принесла письмо для вас от Буратино. Давайте прочитаем его скорее! (читает письмо)
Здравствуйте, ребята!
Пишет вам Буратино. У меня случилась беда! Злой Карабас-Барабас похитил моих друзей кукол и держит их под замком в темном сундуке! Отпустить их Карабас -Барабас согласился только в обмен на 4 волшебных серебристых гаечки от волшебной повозки, хочет он отправиться на ней в кругосветное путешествие. Но кот Базилио и лиса Алиса спрятали гаечки на экспериментальном Поле Чудес! Я очень люблю чудеса, но вот с экспериментами у меня плохо. А вы, я слышал, посещаете кружок «Маленький ученый», много знаете и умеете. Помогите! Отыщите серебристые гаечки!
С уважением, Сова и Буратино.
Воспитатель: Ребята, мы можем помочь Буратино и достать серебристые гаечки для Карабаса-Барабаса, чтобы он освободил бедных кукол? Тогда,мы отправляемся на экспериментальное поле чудес! Не страшны нам хитрые загадки лисы Алисы? В добрый путь, друзья!
Задание №1
Найти гаечку в песочных шариках, не трогая их руками, используя волшебные свойства воды.
Оборудование: 1 микроскоп, вода, песочные шарики по количеству детей, вода в стаканчиках, 1 гаечка. Гаечка в одном из шариков,заранее слепленных из сырого песка.
Воспитатель: Слушайте загадку внимательно, там есть подсказки.
Здесь, в песке, запрятан клад -
Вот загадка для ребят!
Вспомнить нужно его свойства.
Рук не замарав в песке
Гайку взять легко тебе!
Ты про воду не забудь -
Нам она укажет путь!
Дети вспоминают свойства сырого песка, сухого песка, используя микроскоп. Делают выводы: песчинки в сыром состоянии склеиваются и можно слепить шар из сырого песка. Чтобы достать гаечку из песочного шарика нужно высушить шарик на солнце или полить шарик водой, связь между песчинками нарушится и в том, ив другом случае.
Выполняют задание (поливают песочные шарики водой).
Воспитатель: И вот уже первая гаечка найдена! Поздравляю!
Дети переходят к следующему столу.
Задание №2.
Оборудование: гаечка предварительно замороженная в куске льда. Стакан из стекла, горячая вода. Воспитатель читает следующую загадку :
Зима им речку накрывает
Весна веселая придет -
Река вдруг вспучится, взломает
Расколет на кусочки…./Лёд
Воспитатель: Что же такое лёд?
Дети: Это замерзшая вода!
Воспитатель:
Как извлечь из льда секрет?
А секрета вовсе нет!
Вот подсказка вам в стакане
Что стоит тут перед вами?
Воспитатель: Ребята, так что нужно сделать?
Дети: Нужно растопить лёд!
Воспитатель: Хорошо, как же нам это сделать?
Дети: Бросить лед в стакан с горячей водой!
Воспитатель: Как взаимодействуют лед и теплая вода в стакане?
Дети: Лед тает, вода охлаждается, лед плавает на поверхности воды, т. к. он легкий.
Воспитатель: Что произошло с серебристой гаечкой?
Дети: Она упала на дно стакана.
Воспитатель: Почему?
Дети: Т. к. гайка металлическая, и она тяжелее воды.
Воспитатель: Правильно. Как же нам теперь достать гаечку из стакана с водой, не касаясь воды руками? Выберите один подходящий предмет из предложенного набора (набор – прищепка, магнит, короткая палочка).Дети обсуждают варианты, пробуют достать гаечку из воды. Объясните, почему выбрали магнит. Дети: гаечка притянулась к магниту, т. к. она железная. Ее легко вы тащить из воды. У магнита есть магнитное поле, оно проходит сквозь стекло, и взаимодействует с металлом из которого сделана гаечка.
Воспитатель: Можно ли увидеть магнитное поле? Давайте найдем магнитный указатель на волшебном поле с помощью железных опилок.
Дети насыпают на цветные сектора поля (картон) железные опилки и находят указатель (магнит под одним из листов картона). Вывод: вокруг магнита образуется магнитное поле и железные опилки легли красивым «ежиком» там, где спря тан магнит.
Воспитатель: Все ли металлы притягиваются? Какие нет?
Дети: Не все. Медь, алюминий, серебро и золото не притягиваются.
Воспитатель: Правильно, молодцы, ребята! Итак, мы достали нашу гаечку!
Задание №3
Оборудование: слайды с изображением реактивного самолета, водного мотоцикла, ракеты космической, салюта,космическое кресло, торпеда под водой, гаечка, 2 стула,толстая нитка, воздушный шарик, скотч, пластиковая трубочка.
Воспитатель читает следующую загадку :
Чтоб найти нам гайку эту,
На далекую планету
Отправляйте корабли,
Шлите всем привет с Земли!
Силы воздуха помогут,
Вырываясь на свободу.
Ты про шарик не забудь!
Умным, смелым, ловким будь!
Показ слайдов:
Реактивный самолёт;
Космическое кресло;
Фейерверк;
Водный мотоцикл;
Торпеда под водой.
Воспитатель: Что объединяет все эти предметы?
Дети : В них используется сила воздуха, а именно, реактивные двигатели. Воспитатель: Вспомните наш предыдущий опыт и изготовьте ракету самостоятельно!
Дети делятся на две подгруппы и совместными усилиями «запускают ракету», и находят там еще одну гаечку.
Дети делают вывод: Воздух обладает силой - вырываясь из шарика, она заставляет двигаться шарик по прямой.
Музыкальная физминутка: «Герои волшебных сказок».
Воспитатель: Вы немного отдохнули,а сейчас последнее задание и последняя гаечка!
Воспитатель читает последнюю загадку : Вы такого волшебства Не видали в целом мире! Пальцев нужно только два, Чтоб плодов забрать четыре!
Воспитатель: В чем секрет?
Дети смотрят на подготовленные на столах зеркала (по два на человека, и 1 яблоко) Всегда ли можно доверять глазам? Дети выставляют зеркала под прямым углом друг к другу и ставят яблоко, затем решают загадку : яблоки отражаются в соседнем зеркале и их кажется больше, чем на самом деле. Настоящее яблоко одно,остальные три- всего лишь зеркальное изображение яблок.
Воспитатель: С заданием вы справились, открывайте тайную шкатулочку, и забирайте последнюю гаечку. Ну вот, все задания выполнены, гаечки все собраны. Мы отдадим их мудрой сове. Пусть отдаст их Буратино, чтобы тот выручил своих друзей! Ведь дружба - это очень важно! Она сегодня и вас не раз выручала, верно? Я и мудрая сова благодарим вас всех! За старание ждет вас маленький сюрприз! (Звучит мелодия из кинофильма «Приключения Буратино», и выносятся мыльные пузыри для детей.)